Конспект занятия на тему «Сказки А.С. Пушкина»
Цель: Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.
Задачи:
Активизировать знания детей о сказках.
Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.
Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.
Развивать воображение, внимание.
Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.
Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С Пушкине. Кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то певцом, кто-то ветеринаром, кто-то художником или инженером. А Александр Сергеевич Пушкин всегда хотел быть поэтом и писать стихи, трогающие душу и сердце. Его мечты сбылись! Он стал великим русским поэтом, стихи которого знают наизусть не только в России, но и во всем мире.
Саша родился в далеком 1799 году в Москве в большой дружной, но, увы, небогатой дворянской семье. У него бала старшая сестра и два младших братика.
Пушкина вообще с детства окружали книги, поэтому тяга к чтению и писательству у него обнаружилась очень рано. Своих первые стихи он написал в три года. И были они на французском языке.
Кроме стихов Александр Сергеевич писал еще и сказки, в этом ему поспособствовала любимая няня Арина Родионовна. Нянюшка занималась с Сашей в деревне у матери, прививала любовь к русскому языку и родной культуре, читала непоседливому и вертлявому мальчику сказки, которых она, казалось, знает тысячи. Молодой поэт после напишет тоже не одну сказку, а нянюшке посвятит стихотворение.
Свои сказки Пушкин написал в наивысший расцвет творчества. Сам поэт изначально создавал сказки вовсе не для детей. Но они сразу и довольно прочно укоренились в детской литературе. Это простые и понятные сказки.
Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Вы ведь согласны, что нельзя быть такой злой и вредной, как старуха, хотеть слишком многого и незаслуженно обижать других? А таким как старик? Ведь в жизни важно уметь отказывать! Данная сказка – это как мини-энциклопедия жизни! Впрочем, как и все остальные.
Образы в сказках Пушкина очень четкие, мораль всегда ясна. А какая чистая рифма и приятный слог!
Стихотворение: Сегодня день совсем не прост,
А Пушкине здесь речь пойдёт.
А том поэте, чьи стихи
Мы прославляли в эти дни.
Он гениальный был поэт
О нём мы помним много лет
И вот поэтому сейчас
Я в сказку приглашаю вас.
(Столик, свечка, Пушкин пишет пером).
(воспитатель достаёт из сундука письмо от Пушкина, читает).
«Но в начале для порядка загадаю вам загадки
Соглашайтесь без опаски.
Вспомните мои вы сказки
И героев, и названья
Приготовились? Вниманье!»
1. Загадка: «Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю, он невод забросит
Кого – то поймает, и что-то попросит
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым». («О рыбаке и рыбке»).
1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)6. Какими словами бранила старуха старика? (дурачина ты, простофиля)7. Сколько лет жили старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года)8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (смилуйся, государыня рыбка)9. Какой была старуха в сказке? (жадной)
2. Загадка: «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
А четвёртая девица, скажем чудо-мастерица.
Не пряла и не ткала, а творила чудеса».
Мой вопрос совсем простой: как название сказки той? (сказка о царе Салтане)
Игра: «Белочка с орешками» (белочка раздаёт орешки с заданиями)
1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)3. Кто был в сказке царь Гвидон? (сын царя Салтана)4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)5. В кого превращается в сказке царь Гвидон? (комар, муха и шмель)6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Карабельщики)8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна лебедь)9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)3. Загадка: «Вот последняя загадка,
У меня для вас, ребятки
Средь листвы на дубе этом
Есть ларец, а в нём предметы
Как они туда попали?
И кому принадлежали? (Сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»)
Вопросы: 1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко)
Воспитатель: Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).
Задание: Объясните пословицу «Долг платежом красен?» К какой сказке она подходит? (Сказка о Попе и работнике его Балде)
Какое задание дал Поп Балде, надеясь на то, что тот с ним не справится и Попу не придётся подставлять свой лоб для расплаты? (Взять оброк за три года)
4. Пантомимика:
«И царица – хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищёлкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
5. Соревнование между детьми . Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.
Поп – лоб, хлоп, топ.
Белка – стрелка, тарелка, грелка.
Петушок – гребешок, посошок
Царица – девица, косица, больница.
Чертёнок - ребёнок, телёнок
Невод – привод
6. Презентация по сказкам Пушкина.7. Задание: Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкин подчеркнул интересные прибаутки, присказки.1. А во лбу звезда горит. (Красавица красы невиданной)Как вы думаете, что это обозначает?2. Там русский дух – там Русью пахнет (запах Родины)3. За тридевять земель, в тридесятом царстве (далеко, далеко)4. Растёт не по дням, а по часам, как пшёничное тесто на опаре киснет (быстро растёт)5. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, а ко мне передом. 8. Кроссворд.1. Кто взял в работники Балду?2. Кто предупреждал царя Дадона об опасности?3. Где находилась Шамоханская царица?4. Кто в сказке Пушкина поет песенку«Во саду ли в огороде»?5. Кто выходил из моря вместе с Черномором?6. Как звали няню А. С. Пушкина?
Заключение: (Ребёнок) Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все Пушкинские – наше вечное начало.
Воспитатель: Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.