12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина130
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

 

Цель: Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

Активизировать знания детей о сказках.

Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.

Развивать воображение, внимание.

Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С Пушкине. Кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то певцом, кто-то ветеринаром, кто-то художником или инженером. А Александр Сергеевич Пушкин всегда хотел быть поэтом и писать стихи, трогающие душу и сердце. Его мечты сбылись!  Он стал великим русским поэтом, стихи которого знают наизусть не только в России, но и во всем мире.

Саша родился в далеком 1799 году в Москве в большой дружной, но, увы, небогатой дворянской семье. У него бала старшая сестра и два младших братика.  

Пушкина вообще с детства окружали книги, поэтому тяга к чтению и писательству у него обнаружилась очень рано. Своих первые стихи он написал в три года. И были они на французском языке.

Кроме стихов Александр Сергеевич писал еще и сказки, в этом ему поспособствовала любимая няня Арина Родионовна. Нянюшка занималась с Сашей в деревне у матери, прививала любовь к русскому языку и родной культуре, читала непоседливому и вертлявому мальчику сказки, которых она, казалось, знает тысячи. Молодой поэт после напишет тоже не одну сказку, а нянюшке посвятит стихотворение.

Свои сказки Пушкин написал в наивысший расцвет творчества. Сам поэт изначально создавал сказки вовсе не для детей. Но они сразу и довольно прочно укоренились в детской литературе. Это простые и понятные сказки.

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Вы ведь согласны, что нельзя быть такой злой и вредной, как старуха, хотеть слишком многого и незаслуженно обижать других? А таким как старик? Ведь в жизни важно уметь отказывать! Данная сказка – это как мини-энциклопедия жизни! Впрочем, как и все остальные.

Образы в сказках Пушкина очень четкие, мораль всегда ясна. А какая чистая рифма и приятный слог!

Стихотворение: Сегодня день совсем не прост,

А Пушкине здесь речь пойдёт.

А том поэте, чьи стихи

Мы прославляли в эти дни.

Он гениальный был поэт

О нём мы помним много лет

И вот поэтому сейчас

Я в сказку приглашаю вас. 

(Столик, свечка, Пушкин пишет пером).

(воспитатель достаёт из сундука письмо от Пушкина, читает).

«Но в начале для порядка загадаю вам загадки

Соглашайтесь без опаски.

Вспомните мои вы сказки

И героев, и названья

Приготовились? Вниманье!»

1. Загадка: «Тут синее море, тут берег морской

Старик вышел к морю, он невод забросит

Кого – то поймает, и что-то попросит

Но жадность, ребята, к добру не приводит.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым». («О рыбаке и рыбке»).

1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)6. Какими словами бранила старуха старика? (дурачина ты, простофиля)7. Сколько лет жили старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года)8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (смилуйся, государыня рыбка)9. Какой была старуха в сказке? (жадной)

2. Загадка: «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

А четвёртая девица, скажем чудо-мастерица.

Не пряла и не ткала, а творила чудеса».

Мой вопрос совсем простой: как название сказки той? (сказка о царе Салтане)

Игра: «Белочка с орешками» (белочка раздаёт орешки с заданиями)

1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)3. Кто был в сказке царь Гвидон? (сын царя Салтана)4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)5. В кого превращается в сказке царь Гвидон? (комар, муха и шмель)6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Карабельщики)8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна лебедь)9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)3. Загадка: «Вот последняя загадка,

У меня для вас, ребятки

Средь листвы на дубе этом

Есть ларец, а в нём предметы

Как они туда попали?

И кому принадлежали? (Сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»)

Вопросы: 1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко)

Воспитатель: Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).

Задание: Объясните пословицу «Долг платежом красен?» К какой сказке она подходит? (Сказка о Попе и работнике его Балде)

Какое задание дал Поп Балде, надеясь на то, что тот с ним не справится и Попу не придётся подставлять свой лоб для расплаты? (Взять оброк за три года)

4. Пантомимика:

«И царица – хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

5. Соревнование между детьми . Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.

Поп – лоб, хлоп, топ.

Белка – стрелка, тарелка, грелка.

Петушок – гребешок, посошок

Царица – девица, косица, больница.

Чертёнок - ребёнок, телёнок

Невод – привод

6. Презентация по сказкам Пушкина.7. Задание: Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкин подчеркнул интересные прибаутки, присказки.1. А во лбу звезда горит. (Красавица красы невиданной)Как вы думаете, что это обозначает?2. Там русский дух – там Русью пахнет (запах Родины)3. За тридевять земель, в тридесятом царстве (далеко, далеко)4. Растёт не по дням, а по часам, как пшёничное тесто на опаре киснет (быстро растёт)5. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, а ко мне передом. 8.  Кроссворд.1. Кто взял в работники Балду?2. Кто предупреждал царя Дадона об опасности?3. Где находилась Шамоханская царица?4. Кто в сказке Пушкина поет песенку«Во саду ли в огороде»?5. Кто выходил из моря вместе с Черномором?6. Как звали няню А. С. Пушкина?

Заключение:  (Ребёнок) Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,

Но все Пушкинские – наше вечное начало.

Воспитатель: Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.