Конспект занятия "Зимующие птицы" для старшей коррекционной группы детей с ТНР
Конспект занятия
Конспект для детей старшей группы на тему:
«Зимующие птицы»
Образовательные задачи:
Познакомить детей с зимующими птицами; расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, наблюдательность; способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I часть. Вводная
Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Давайте ещё раз поздороваемся с ними.
Воспитатель:
- Ребята, встанем дружно вместе в круг
(дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг.
(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).
Дружно за руки возьмёмся
(дети берутся за руки)
И друг – другу улыбнемся.
(улыбаются друг - другу)
От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.
II часть. Основная
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас отправиться на прогулку в лес. В лесу тихо, везде снег, потому что сейчас (зима).
Воспитатель: Мы постараемся разгадать тайны леса. И вот вам первая загадка. Подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
Воспитатель: - А почему вы думаете, что это птицы?
Дети: Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки).
Воспитатель: А как, одним словом можно назвать всех этих птиц?
Дети: зимующие
Воспитатель: правильно, зимующие. А что это за птицы такие – зимующие, почему их так называют?
Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии?
Раздается стук дятла (запись).
Воспитатель: - Ребята, вы догадались, кто это стучит? (дятел).
На одного из детей надеть шапочку дятла. Дятел приносит с собой журнал.
Воспитатель: - Посмотрите, к нам прилетел дятел и принес что – то интересное. Это журнал. Он называется «Зимующие птицы». Он необычный – говорящий и звучащий. Хотите рассмотреть его? Давайте присядем.
-Открываем первую страницу журнала. Она называется «На лесной опушке».
Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажет нам наш гость – лесная птица дятел.
Ребенок в шапочке дятла говорит:
Хоть я не молоток – по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Воспитатель: - Что помогает дятлу держаться на дереве?
Дети: Хвост и цепкие коготки.
Воспитатель: - Действительно, благодаря хвосту из упругих жестких перьев и сильным лапкам с коготками дятел очень хорошо лазает по деревьям, как настоящий акробат.
-А как люди часто называют дятла? (Лесным доктором). А почему его так называют, кто знает?
Дети: Он «лечит» деревья от вредных жуков.
Воспитатель: - Верно, дятел ищет себе корм и очищает дерево от жуков и их личинок.
-Давайте посмотрим, как дятел ищет себе корм. (Включается видеоролик).
-Чем еще питается дятел зимой, кроме найденных под корой насекомых?
Дети: Семенами сосновых и еловых шишек.
Воспитатель: - Давайте попробуем узнать по песенке другую птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы).
Если дети не отгадали, загадать загадку.
Загадка:
Непоседа невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут её? (синичка).
Выходит ребенок в шапочке синички и говорит:
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода,
Прямо из лесу сюда.
Воспитатель: - Давайте посмотрим на эту шуструю и бойкую птичку. (Включается
видеоролик).
Воспитатель: Ребята расскажите про синичку, какой у неё окрас? Чем питается? Где зимует?
Синичка – это не большая птичка с жёлтым оперением на брюшке. А на голове чёрная шапочка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они уничтожают очень много вредных насекомых, личинок, гусениц. За один только день одна синичка может съесть насекомых больше, чем весит сама.
Воспитатель: - Откроем вторую страницу журнала. Она называется «Гости с севера».
– Отгадайте загадку про нашего следующего гостя:
Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это (снегири)
Выходит ребенок в шапочке снегиря и говорит:
Я красногрудый, чернокрылый,
Люблю я зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Появлюсь у вас опять.
-Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается видеоролик).
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
-Снегиря считают первым вестником зимы – прилетели снегири, значит настоящая зима началась.
Физминутка «Птицы»
-А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу:
Гнездо на ели птицы той,
Птенцы выводятся зимой,
У птицы нос крестом,
Зовут ее… (клестом)
Воспитатель: - А для чего клестам такой клюв – кривой, похожий на щипцы?
Дети: Чтобы доставать семена из шишек.
Воспитатель: - Хотите посмотреть, как клесты ловко расправляются с шишками? (Включается видеоролик).
-Снегири, клесты – наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная, наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться.
-Откроем третью страницу нашего журнала «Наши соседи».
- Вот прилетела стайка маленьких, серых птичек. (Видеоролик)
Воспитатель: У воробья серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
-Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.
Воспитатель: - Посмотрите на картинку. Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока, ворона, голубь).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.
Ворона - (вороны) сорока – (сороки)
Голубь - (голуби) сова – (совы)
Снегирь - (снегири)
Перо - (перья) крыло - (крылья)
Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)
Воспитатель:-А как называется последняя страница нашего журнала, отгадайте:
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей. (Кормушка).
Воспитатель: - Эта страница называется «Птичья столовая».
-Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем?
Дети: подкармливаем.
Воспитатель: - Да, мы ходим на площадку нашего детского сада, где организована птичья столовая из деревянных кормушек.
Воспитатель: - Почему нужно заботиться о зимующих птицах?
Дети: Потому что им голодно зимой
Воспитатель: - А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод? Дети: Голод.
Воспитатель: - Правильно, от холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.
Воспитатель: - Предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица».
На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе», прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: - Итак, каких птиц вы видите? (перечисляют). А как их называют одним словом? (зимующие)
Воспитатель: - Будем заботиться о птицах, и они обязательно отблагодарят нас красивыми песнями весной и летом.
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам выполнить задание на карточках.
Дети подходят к столам (на них лежат карточки и фломастеры).
–Выберите для каждой птицы ее любимое лакомство. Соедините линией птицу и ее любимый корм.
(Клест – шишка; снегирь – рябина; синица – сало; воробей – семечки).
Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? (дети называют)
III часть. Заключительная
Воспитатель: Я довольная тем, что вы знаете о птицах, как вы о них заботитесь. Поэтому я вас посвящаю в «Знатоков птиц» (раздаются эмблемы).
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наша прогулка? О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах) Какие птицы запомнились вам?Какие птицы прилетают на наш участок?Что вам понравилось сегодня на занятии?
Воспитатель: - В трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.
Список литературы
1.Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция//Дошкольное воспитание.- № 7.-2010.
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2015
3.Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.
4.Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. — М., 2012