Конспект занятия-экскурсии в осенний парк (1–4 класс)
Бирюкова Екатерина Валерьевн
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 342 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия- прогулки в осенний парк для 2 классаТЕМА : Экскурсия в осенний парк. Золотая осень.
Цели:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания детей об осени
закрепить знания детей о деревьях, умение узнавать их по листьям и другим отличительным признакам
расширять кругозор о природных изменениях осенью, о жизни птиц, насекомых
Развивающие:
развивать речь, внимание, мышление, воображение, память
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее, проявлять заботу
способствовать получению положительных эмоций.
Ход экскурсии
1. Беседа.
- Дети, куда мы сегодня пришли?
Адрес:
Парк «Куракина дача» - Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны
Станция метро:
Ломоносовская
Парк Куракина дача в Петербурге – это большая парковая зона преимущественно пейзажного вида, старинное место, которое унаследовало свое название от усадьбы первого владельца этих земель князя Бориса Куракина – дипломата, соратника Петра Великого, участника Полтавской битвы.
В пейзажной части Куракиной дачи была восстановлена историческая планировка и ценный древостой из 160 старых дубов, яблонь, вязов, которые были вылечены инженерами-лесопатологами, посажены 700 молодых деревцев из ассортимента утраченных исторических посадок – дубов черешчатых, лип мелколистных, лиственниц и сибирских, ясеней.
В современной части парка пейзаж украсили каштаны, декоративная белая и пурпурная ива, сербская ель, черемуха, маньчжурский орех. Среди обилия видов кустарников – сирень, спирея, барбарис и розовые кусты.
-Назовите сегодняшнее число, день, месяц.
- Назовите по порядку осенние месяцы.
- С чего начинается осень в природе?
-Назовите первые приметы наступающей осени.
- Какая из них главная?
- Вспомните стихи о ранней осени, которые вы знаете.
Чтение стихотворения учителем:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
-Какое сегодня небо? Как, по сравнению с летом, светит солнышко?
(небо прозрачное, плывут облака, в небе птицы плывут стайками)
-Посмотрите на землю – трава неяркая, вянет.
- Какие изменения происходят с деревьями? (Листья желтеют, облетают и т.д.)
- Какое дерево раньше других надевает осенний наряд? (берёза)
- Слышно ли пение птиц?
- Видны ли цветы?
- Почему произошли все эти изменения в природе?
2. Игра:«С какой ветки детка?»
Учитель подбрасывает вверх листья деревьев разного вида и цвета.
Листья разноцветные
На ветру кружатся,
И на землю падают,
И ковром ложатся.
Ученики ловят и называют, с какого дерева лист.
3. Полюбуйтесь, какая красота вокруг! На каких деревьях листья только желтого цвета (береза, липа). На каких и желтые и красные и даже багряного цвета (клен, осина). Поищите и другие оттенки (оранжевые, пурпурные). Назовите деревья и кустарники, на которых сохранился зеленый цвет листьев (сирень, тополь, карагач). Как называется явление, когда падают листья? (листопад). Когда усиливается листопад? (при сильном ветре после заморозков). Рассмотрите, что остается после опадания листьев (сохраняется почка). Что вы видите еще на деревьях? (опустевшие гнезда).
- Составьте предложения - восхищения. Например, «Я восхищаюсь яркостью разноцветных осенних листьев». Придумывают и называют.
4. Дидактическая игра на развитие воображения. «Представьте, что вы лист. О чем вы думаете, находясь на ветке, сорвавшись и находясь в полете, когда упали на землю». Высказывают свои мысли.
5. Сбор осенних букетов.
Затем ученики собирают из листьев осенние букеты, считают листья – кто больше по количеству собрал листьев?
- А теперь я прошу, походите по листьям и послушайте, как они шуршат под ногами.
Учитель читает стих в заключении:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
6. Дети возвращаются в класс.
- Дети, где мы с вами сегодня были?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Что вы видели в парке?
- Подумайте, как можно разделить природу на две группы?
( Живая природа – растения и животные. Неживая – небо, река, камни).
- А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?
(Нет, это предметы, которые сделал человек из объекта природы).
- Живая природа (деревья) даёт человеку возможность изготовить стол, стул. Неживая природа даёт песок, мел, воду. Природа даёт одежду, питание, материалы для жилья.
- Что нужно делать для того, чтобы в парке, лесу было красиво?
- Как нужно вести себя в природе?
7. Итог:
Запомните правило:
- Нельзя оставлять и бросать мусор.
- Нельзя ломать ветки и деревья и качаться на них.
- Нельзя рвать цветы.
- Нельзя разжигать костры в лесу, в парке.
- Нужно беречь труд работников парка.