Конспект занятия «Экскурсия в осенний лес»
Цель: Способствовать созданию условий для усвоения детьми представлений об осенних изменениях в живой природе(жизни растений, животных)
Задачи:
Продолжать учить распознавать характерные явления живой природы, присущие осени;
Способствовать развитию исследовательских умений и навыков: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
Продолжать формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Ход:
Организационная часть.
(Начало экскурсии происходит в групповой комнате)
Воспитатель : Ребята, сегодня мы совершим прогулку в наш красивый осенний лес и постараемся узнать много нового и интересного о жизни природы в это время года. Но для того, что бы начать нашу прогулку, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
(Дети перечисляют правила: не шуметь, не наносить вред природе (не рвать, ломать кусты, деревья; не разрушать гнезда и муравейники и т.д.)
( После этого отправляются в лес. Во время маршрута, воспитатель обращает внимание на встречающиеся по дороге деревья и кусты – рассматривание листьев)
2.Основная часть
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года ……..?
Дети: Осенью зовется!
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про осень
Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки С паучками в серединке,
И высоко от земли Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.
Воспитатель: А как же вы догадались, что в стихотворении говорится про осень?
Дети: Листья сыплются, улетают птицы…
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки и т.д.
Воспитатель: молодцы ,правильно.
А давайте посмотрим вокруг, послушаем тишину, полюбуемся осенними видами. Что вы слышите?
Дети: Листья шуршат под ногами, птицы поют, ветерок шумит и т.д.
Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная.
Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса?
Воспитатель: Ребята, посмотрите…что это? (листья с бумажками) Это осень оставила записки о себе.
(Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени)
Паутина стелется по растениям - к теплу.
В сентябре гром - это к тёплой осени.
Рябины в лесу много - осень дождливая.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, какие деревья мы встретили, когда шли сюда?
Воспитатель показывает картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
игра "Мы - осенние листочки".
Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения:
"Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки,
мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются).
Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой)
Мы летали, мы летали, а потом летать устали.
ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Воспитатель: А кто еще есть в лесу, кроме растений? Правильно, животные. А давайте вспомним, как они готовятся к зиме?
Дети: Медведь готовится к спячке, Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый. Еж готовится к спячке, Белка делает запасы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили много интересного и узнали что-то новое. А сейчас я хочу предложить вам собрать листочки, и потом из них мы сделаем красивый гербарий. Для этого вы тихонечко походите по лесу и найдете самый красивый листочек.
III этап – закрепление.
Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии ! Мы сегодня с вами наблюдали за изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети: Осенью.
Воспитатель: по каким явлениям мы догадались, что пришла осень?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?
Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .