Открытое занятие на тему «Конституция Российской Федерации» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 12 November 2019

Открытое занятие: «Конституция Российской Федерации»(права и свободы гражданина).

Задачи:

Совершенствовать знания учащихся о Конституции РФ;

Воспитывать гражданскую позицию;

Коррекция мыслительной деятельности.

Ход занятия

Орг. момент:

Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть! Посмотрите к нам на занятие пришли гости, давайте встанем и поздороваемся с ними.

- Молодцы! Садитесь.

Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, возьмите технологические карты и выполните задание под №1 (шифровка)

Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

А теперь давайте все вместе прочитаем тему нашего занятия.(слайд)

Сегодня на занятии мы с вами вспомним Конституцию РФ, и остановимся на второй главе. И я надеюсь, что полученные знания помогут вам в жизни.

- Так что же такое Конституция? Мы с вами вспомним и узнаем из словаря Ожегова (стр. 292) А поможет нам в этом Дима Егоров.

Конституция – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

Ребята, а как вы можете своими словами сказать, что же такое Конституция?

Хорошо, молодцы!

Ребята, а вы знаете какого числа, мы празднуем день Конституции?

12 декабря 1993 года. Давайте с вами посчитаем, сколько лет назад это было?

Правильно, молодцы! А теперь обратимся к истории и более подробно вспомним о Конституции РФ (дети зачитывают историческую справку).

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (установление), которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. (Лёша)

В современном правоведении под Конституцией понимается Основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридичес­кой силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства. (Коля)

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном рефе­рендуме 12 декабря 1993 года. 25 декабря 1993 года новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать. (Рома)

В.: Ребята, известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы?

Д:-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

В: Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)

Например,

Каждый человек имеет право на свободу слова

Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

Каждый человек имеет право на работу

Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.

В: Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?

- Защита Родины

- Соблюдение законов Государства

- Получение основного общего образования

- Сохранение природы и окружающей среды

- Забота о детях

- Забота о родителях

- Защита исторических памятников и культурного наследия страны

- Уплата государственных налогов

Хорошо, молодцы!

А сейчас я вам предлагаю сыграть в одну игру.

 

1. «Полет на воздушном шаре»

Встать на составленные вместе четыре стула. Это корзина воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав человека. Нужно оставить только 3 из них, чтобы шар вновь набрал высоту.

1. «Все равны перед судом и законом»;

2. «Право на жизнь»;

3. «Право на свободу»;

4. «Право на охрану здоровья»;

5. «Свобода слова»;

6. «Свобода совести»;

7. «Право на свободу труда»;

9. «Право на жилище»;

10. «Право на частную собственность»;

11. «Право вступать в брак»;

Вопросы для обсуждения игры

1. Почему вы оставили только эти 3 права?

2. Какое они имеют значение для вас?

- Жизнь, здоровье, свобода - неотъемлемые главные ценности. Это важнейшие человеческие начала, необходимые каждому.

- Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать. Государство должно делать все возможное, чтобы защитить их. Но многое зависит от нас самих. Например, не нарушать режим дня, ценить время, радоваться каждому мгновению жизни, беречь здоровье.

Молодцы!

А сейчас возьмите технологические карты и выполните задание под № 2.

«Соедени стрелками пословицы, объясни их смысл и к какому праву их можно отнести?»

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Друга ищи, а найдёшь - береги.

Повторенье — мать ученья.

Ученье – свет, а не ученье - тьма.

В здоровом теле - здоровый дух.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием!

"Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.

Итак:

1 термин: (конституция)

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-появилось в глубокой древности;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

Подведение итогов.

- О чем мы поговорили?

- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

Молодцы! А теперь продолжим.

«Какое право нарушено?»

Ребята, давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны сказать, какое право здесь нарушено.

Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»?

(Право на неприкосновенность жилища);

Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

(Право на жизнь);

Какое право нарушил Карабас - Барабас в сказке «Буратино»?

(Право на свободу,

свободный труд);

Какое право нарушил офицер в сказке «По щучьему велению», ударив Емелю по щеке?

(Право на личную неприкосновенность)

Ребята, а какие права есть у вас, как у школьников?

(Право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право

на занятия в кружках и спортивных секциях)

Правильно, молодцы!

«Знатоки права».

Ребята, давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

Вам нужно распределить в два столбика права и обязанности школьника.

Бесплатное образование;

Активность в приобретении знаний;

Уважать мнение учителей и учащихся;

Удобное рабочее место;

Посещать школу в назначенное для этого время;

Не пропускать занятия без уважительной причины;

Вести себя корректно на переменах и уроках;

Соблюдать технику безопасности.

Воспитанники зачитывают права и обязанности и распределяют их в два столбика.

Хорошо, молодцы!

Все дети, независимо от происхождения, должны иметь равные права.

Заключение игра « Что? Где? Когда?»

Ребята, и в завершении нашего занятия, чтобы закрепить знания о « Конституции РФ», я предлагаю вам поучаствовать в игре «Что? Где? Когда?».

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек)

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (18 лет)

- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.