Конституция РФ и право на жизнь

2
0
Материал опубликован 2 February 2016

Конституция РФ и право на жизнь.

Жизнь – это то, что люди больше всего

стремятся сохранить и меньше всего берегут.

Жан де Ламбер

Цели:

- раскрыть содержание Конституции РФ и ее значение как основного закона страны;

-показать приоритетное значение и ценность права человека на жизнь;

- учить относиться к человеческой жизни бережно;

-развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Мероприятие проводится среди актива школы 9 классов.

Обучающиеся распределяются на 3 группы (по цветам государственного флага РФ).

Оформление доски: высказывание Жана де Ламбера.

Раздаточный материал - Конституция РФ.

Ватманы, фломастеры, клей, карандаши, магниты.

Ход занятия:

Вводная беседа.

- Ребята, 12 декабря - День Конституции Российской Федерации – основного закона нашей страны. Как создавались Конституции в современном обществе? Узнаем об этом из исторической справки (сопровождается слайдами презентации).

2. Историческая справка.

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (установление), которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них: Конституция США 1787 года. Конституция Франции 1791 года и Конституция Польши 1791 года.

В современном правоведении под Конституцией понимается основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

25 декабря 1993 года новая Конституция Российской Федерации была официально принята и начала действовать.

Конституция РФ является:

- основным законом страны;

- ядром правовой системы;

- имеет высшую юридическую силу;

- возглавляет всю систему нормативно- правовых актов;

- имеет прямое действие.

По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции

( зачитывает ученик):

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Далее следуют разделы, которые делятся на главы.

Главы состоят из статей.

Раздел первый, содержит 137 статей, сгруппированных в 9 главах.

Перечень глав Раздела 1 позволяет сделать вывод о регулировании ею важнейших сторон жизни государства:

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Глава 5. Федеральное Собрание.

Глава 6. Правительство Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй называется «Заключительные и переходные положения» и имеет девять частей.

Давайте вспомним, какие права и обязанности граждан РФ записаны в Конституции РФ.

Работают группы (дети работают с текстом Конституции РФ):

- 1 группа - Права граждан;

- 2 группа - Обязанности граждан.

- 3 группа – журналисты, оформляют основные выводы на ватмане.

Идет обсуждение.

- Сравните, сколько в Конституции прав граждан и сколько обязанностей. Почему прав у граждан РФ больше? Правильно ли это? ( в ходе обсуждения высказывается мнение, что количество прав может быть меньше). Попробуем отобрать главные из предоставленных Конституцией нам прав гражданина РФ.

Интерактивная игра «Полет на воздушном шаре».

Правила: Несколько человек (3-е) встанут в центр составленных вместе 5ти стульев. Это корзина воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав человека. Нужно оставить только три, чтобы шар вновь набрал высоту.

Заранее приготовлены 14 карточек с надписями (они прикрепляются скотчем на стулья):

«Все равны пред законом».

«Право на жизнь».

Право на свободу».

«Право на охрану здоровья».

«Свобода слова».

«Свобода совести».

«Право вступать в общественные объединения».

«Право на свободу труда».

«Право на жилище».

«Право на частную собственность».

«Право вступать в брак».

«Право на образование».

«Право на образование и митинги».

«Право избирать и быть избранными в государственные органы».

Задание: В течение 5 минут ребята совместно отбирают только три права.

Вопросы для обсуждения:

Почему вы оставили только эти три права?

Какое значение они имеют для вас?

Изменилось ли ваше мнение, высказанное ранее, что прав у граждан РФ может быть меньше ( в ходе обсуждения ребята делают вывод, что все права, записанные в Конституции РФ, необходимы, выбрать какие- то главные очень трудно, но ведущим будет право на жизнь).

Жизнь – это главное, что есть у человека. Заполните анкету, нам интересно ваше мнение о важности человеческой жизни ( раздаются анкеты, ребята заполняют):

Зачем человеку дана жизнь?

Из трех понятий выберите самое главное:

А. деньги;

Б. власть;

В. жизнь.

3. Что такое счастье и можно ли его достигнуть?

4. Как ты понимаешь высказывание – эпиграф нашего занятия: « Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Жан де Ламбер

Рефлексия.

Конституция – как основной закон страны гарантирует право на жизнь. Что означает жизнь для вас, напишите на листочках, с помощью которых мы оформим плакат.

(ведущий раздает ученикам листочки цветной бумаги, организует оформление большого плаката на доске). На плакате изображен цветок без листочков и лепестков. На них группа 1 записывает, что поддерживает жизнь человека (семья, государство…), группа 2 и 3 указывают, что для них означает понятие жизнь (добро, общение, любовь…) Дети по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, определяя свое понимание жизни, приклеивают листочек на плакат. Совместными усилиями оформляется плакат, конкретизирующий право на жизнь ( ст. 20 п. 1 Конституции РФ)

6. Заключение.

- Ребята, пусть этот плакат вам напоминает, что жизнь – это бесценный дар, который дается вам один раз. Хочу обратить внимание на эпиграф нашего занятия « Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Конституция РФ дает нам право на жизнь, но как она будет складываться – в основном зависит от вас. Не губите жизнь дурными привычками и плохими поступками. Берегите и цените жизнь
 

Список использованной литературы:

Конституция РФ - http://www.constitution.ru/

Обществознание: Учеб. Для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений / О.В. Кишенкова. М.: Академкнига/Учебник, 2010.- 336 с.:ил.


 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.