Урок по обществознанию «Конституция РФ и право на жизнь» (9 класс)
Конституция РФ и право на жизнь
Жизнь – это то, что люди больше всего
стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Жан де Ламбер
Цели:
- раскрыть содержание Конституции РФ и ее значение как основного закона страны;
-показать приоритетное значение и ценность права человека на жизнь;
- учить относиться к человеческой жизни бережно;
-развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
Мероприятие проводится среди актива школы 9 классов.
Обучающиеся распределяются на 3 группы (по цветам государственного флага РФ).
Оформление доски: высказывание Жана де Ламбера.
Раздаточный материал - Конституция РФ.
Ватманы, фломастеры, клей, карандаши, магниты.
Ход занятия:
Вводная беседа.
- Ребята, 12 декабря - День Конституции Российской Федерации – основного закона нашей страны. Как создавались Конституции в современном обществе? Узнаем об этом из исторической справки (сопровождается слайдами презентации).
2. Историческая справка.
Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (установление), которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них: Конституция США 1787 года. Конституция Франции 1791 года и Конституция Польши 1791 года.
В современном правоведении под Конституцией понимается основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.
Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
25 декабря 1993 года новая Конституция Российской Федерации была официально принята и начала действовать.
Конституция РФ является:
- основным законом страны;
- ядром правовой системы;
- имеет высшую юридическую силу;
- возглавляет всю систему нормативно- правовых актов;
- имеет прямое действие.
По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции
( зачитывает ученик):
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Далее следуют разделы, которые делятся на главы.
Главы состоят из статей.
Раздел первый, содержит 137 статей, сгруппированных в 9 главах.
Перечень глав Раздела 1 позволяет сделать вывод о регулировании ею важнейших сторон жизни государства:
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное Собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел второй называется «Заключительные и переходные положения» и имеет девять частей.
Давайте вспомним, какие права и обязанности граждан РФ записаны в Конституции РФ.
Работают группы (дети работают с текстом Конституции РФ):
- 1 группа - Права граждан;
- 2 группа - Обязанности граждан.
- 3 группа – журналисты, оформляют основные выводы на ватмане.
Идет обсуждение.
- Сравните, сколько в Конституции прав граждан и сколько обязанностей. Почему прав у граждан РФ больше? Правильно ли это? ( в ходе обсуждения высказывается мнение, что количество прав может быть меньше). Попробуем отобрать главные из предоставленных Конституцией нам прав гражданина РФ.
Интерактивная игра «Полет на воздушном шаре».
Правила: Несколько человек (3-е) встанут в центр составленных вместе 5ти стульев. Это корзина воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав человека. Нужно оставить только три, чтобы шар вновь набрал высоту.
Заранее приготовлены 14 карточек с надписями (они прикрепляются скотчем на стулья):
«Все равны пред законом».
«Право на жизнь».
Право на свободу».
«Право на охрану здоровья».
«Свобода слова».
«Свобода совести».
«Право вступать в общественные объединения».
«Право на свободу труда».
«Право на жилище».
«Право на частную собственность».
«Право вступать в брак».
«Право на образование».
«Право на образование и митинги».
«Право избирать и быть избранными в государственные органы».
Задание: В течение 5 минут ребята совместно отбирают только три права.
Вопросы для обсуждения:
Почему вы оставили только эти три права?
Какое значение они имеют для вас?
Изменилось ли ваше мнение, высказанное ранее, что прав у граждан РФ может быть меньше ( в ходе обсуждения ребята делают вывод, что все права, записанные в Конституции РФ, необходимы, выбрать какие- то главные очень трудно, но ведущим будет право на жизнь).
Жизнь – это главное, что есть у человека. Заполните анкету, нам интересно ваше мнение о важности человеческой жизни ( раздаются анкеты, ребята заполняют):
Зачем человеку дана жизнь?
Из трех понятий выберите самое главное:
А. деньги;
Б. власть;
В. жизнь.
3. Что такое счастье и можно ли его достигнуть?
4. Как ты понимаешь высказывание – эпиграф нашего занятия: « Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».
Жан де Ламбер
Рефлексия.
Конституция – как основной закон страны гарантирует право на жизнь. Что означает жизнь для вас, напишите на листочках, с помощью которых мы оформим плакат.
(ведущий раздает ученикам листочки цветной бумаги, организует оформление большого плаката на доске). На плакате изображен цветок без листочков и лепестков. На них группа 1 записывает, что поддерживает жизнь человека (семья, государство…), группа 2 и 3 указывают, что для них означает понятие жизнь (добро, общение, любовь…) Дети по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, определяя свое понимание жизни, приклеивают листочек на плакат. Совместными усилиями оформляется плакат, конкретизирующий право на жизнь ( ст. 20 п. 1 Конституции РФ)
6. Заключение.
- Ребята, пусть этот плакат вам напоминает, что жизнь – это бесценный дар, который дается вам один раз. Хочу обратить внимание на эпиграф нашего занятия « Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Конституция РФ дает нам право на жизнь, но как она будет складываться – в основном зависит от вас. Не губите жизнь дурными привычками и плохими поступками. Берегите и цените жизнь.
Список использованной литературы:
Конституция РФ - http://www.constitution.ru/
Обществознание: Учеб. Для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений / О.В. Кишенкова. М.: Академкнига/Учебник, 2010.- 336 с.:ил.