12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хлановская М.В.125
"Учитель года - 2011"
Россия, Коми респ., инта
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»

Хлановская Маргарита Валдимаровна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей № 1 г. Инты»

Урок обществознания: 9 класс

Тема: Конституция РФ

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы: словесные, наглядные, поисковая деятельность, работа со Cправочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Цель урока:

Опираясь на структуру документа, изучить содержание Конституции РФ.

 

Задачи:

Образовательная:

Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку;

Совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Развивающая:

Развивать у учащихся навыки работать в группе;

Расширять правовой кругозор обучающихся, прививать навыки компьютерной грамотности и коммуникативной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать уважение к Основному закону государства:

Формировать толерантность.

Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах с материалом Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», раздаточный материал (таблица), инструкция по работе со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа», рабочие тетради.

 

Этапы урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация темы, работа с инструкцией по работе со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа»

3. Этап осмысления: изучение нового материала, работа с документами, составление таблицы, деловая игра.

4. Рефлексия.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Комментарии

1.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать индивидуально и в парах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.

 

2.

Актуализация темы

3.

Изучение нового материала

 

4.

Рефлексия

Скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

(Ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

(Ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?

(Ответ учащегося: дневник)

Какую информацию можно извлечь из дневника?

(Ответ учащегося: расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание)

Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

(Ответ учащегося: да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом является Конституция. Какую информацию можно извлечь из Конституции? Это мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке с помощью Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа».

У вас на столах лежат инструкции по работе с данной программой, посмотрите ее, пожалуйста, и подготовьте свой компьютер к работе.

(Работа с инструкцией. Приложение № 1

Выполните только 1 и 2 пункт инструкции)

Спасибо, рабочее место у нас готово.

Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства,

определяющий,

- Как устроено государство,

- Как образованы органы власти,

- Каковы права и обязанности граждан.

Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?

(Ответ учащегося: главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)

Конституция РФ была принята в 1993 г. Рассмотрим структуру Конституции РФ. В этом нам поможет Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа».

(Работа с СПС «Консультант Плюс: Средняя школа» - инструкция п.3)

(Ответ учащегося: Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Что такое преамбула?

(Ответ учащегося: Преамбула - введение, вступление).

Прочитайте название каждой главы и запишите их в тетрадь.

(Работа с рабочей тетрадью)

Обратите внимание на высказывание политолога Федора Бурлацкого: «Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности»

Что составляет основу российской государственности?

Ответить на этот вопрос нам поможет СПС «Консультант Плюс: Средняя школа».

(Работа с инструкцией п. 4)

З

аполните схему «Основы конституционного строя» (Приложение № 2), используя ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ (в каждый овал вписать одну основу.)

 

Основы конституционного строя

 

 

Разбор признаков:

Что значит демократическое государство?

(Возможный ответ учащегося: государство, в котором власть принадлежит народу)

Правовое?

(Возможный ответ учащегося: государство, в котором законы играют приоритетную роль)

Что значит федеративное государство?

(Возможный ответ учащегося: Россия состоит из равноправных субъектов федерации).

Возникает следующий вопрос – каких субъектов?

(Работа с инструкцией п.5)

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ, назовите субъекты федерации.

Республики – 21; Края -6; Области – 49; Города федерального подчинения – 2; Автономная область –1; Автономные округа – 10

Сколько всего субъектов Федерации? (89)

Молодцы, правильно. Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство.

Скажите, пожалуйста, г. Сыктывкар является субъектом федерации? (нет)

Республика Коми? (да)

Какой документ имеет Республика Коми как субъект РФ?

(Конституцию)

Когда была принята Конституция Коми Республики?

(Принята на XVIII сессии Верховного Совета РК 12 созыва 17 февраля 1994 г.)

Мы знаем, что Конституция - Основной Закон.

Кто занимается законотворчеством?

Где и как принимаются законы?

Выясним это, также обратившись к тексту Конституции РФ.

Назовите три ветви государственной власти.

(Ответ учащегося: Государственная власть

Законодательная исполнительная судебная)

Скажите, пожалуйста, какой орган обладает законодательной властью?

(Возможные ответы учащихся: парламент или Федеральное собрание)

Молодцы. Снова обращаемся к СПС «Консультант Плюс: Средняя школа»

( Работа учащихся с инструкцией п. 6)

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, заполните таблицу «Принципы формирования парламента» (Приложение № 3)

 

Парламент (Федеральное собрание)

Как называются палаты парламента?

   

Как формируются палаты?

   

Количественный состав палат

   

Какая из палат является верхней, какая нижней?

   

Какая из двух палат может быть распущена? Кем?

   

Основные функции палат

   

Основной деятельностью парламента является разработка, обсуждение и принятие законов.

Как происходит процесс законотворчества?

Итак, подведем итоги.

Какую же информацию о Конституции РФ мы сегодня получили?

(Возможные ответы учащихся: рассмотрели основы конституционного строя, государственное устройство, ознакомились с процессом законотворчества)

Откуда мы получили информацию о Конституции РФ?

(возможный ответ учащегося: из Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа»)

Понравилась ли вам работа с данной системой?

Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее. Принятая Конституция РФ ставит перед обществом цель утверждения демократического устройства государства, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы. Это тема нашего следующего урока.

И в заключении нашего урока я прошу вас обратить внимание на 7 п. инструкции. Рефлексия.

(работа учащихся с синквейном)

Правила написания синквейна (Приложение № 4)

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна

«Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна (российская, важная)

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет)

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки (закон суров, но это закон)

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость)

(желающие зачитывают свои синквейны)

Домашнее задание: § 33

Всем большое спасибо за работу, всего доброго!

Слайд № 1

(паспорт)

Слайд № 1

(дневник)

Слайд № 1

(Конституция)

Слайд № 2

(Тема урока: Конституция РФ)

Слайд № 3

(Инструкция)

Слайд № 4

(Конституция – это…)

Слайд № 5

(Структура Конституции)

Слайд № 6

(Высказывание Ф.

Бурлацкого)

Слайд № 7

(Работа со схемой)

Слайд № 7

(По ходу ответов учащихся, через щелчок появляются основы конституционного строя)

Слайд № 8

(По ходу ответов учащихся, через щелчок появляются субъекты РФ)

Слайд № 9

(Три ветви власти)

Слайд № 10-11

(Принципы формирования парламента;

По ходу ответов учащихся, через щелчок заполняется таблица)

Слайд № 12

(Процесс законотворчества)

Слайд №13-14

(Синквейн)

Слайд № 15

(спасибо за работу)

 

Приложение № 1

Инструкция по работе с справочно-правовой системой «Консультант Плюс: средняя школа»

Пункт 1.

На рабочем столе найдите ярлык Справочно-правовой системы «Консультант Плюс: Средняя школа» (двумя щелчками мыши - откройте программу)

Пункт 2.

В поле Быстрый поиск наберите Конституция РФ, затем найти, затем откройте первый документ ("Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) запроса. (Перед Вами первая страничка Конституции РФ)

Пункт 3.

(У нас открыта первая страница Конституции РФ), справа найдите оглавление и щелкните по нему.
 

Пункт 4.

1. Двумя щелчками мыши щелкните по главе 1 Основы конституционного строя.

2. Возьмите приложение № 2 и выполните задание.

Пункт 5.

1. С помощью Оглавления откройте главу 3 Федеративное устройство;

2. Пользуясь статьей 65 Конституции РФ, назовите субъекты Российской Федерации.

Пункт 6.

1. С помощью Оглавления откройте главу 5 Федеральное собрание

2. Возьмите приложение № 3 и выполните задание.

Пункт 7.

Возьмите приложение № 4 и выполните задание.

Приложение № 2

Заполнить схему «основы конституционного строя»,

используя главу 1 «Основы конституционного строя»

ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ (в каждый овал вписать одну основу)

 

Основы конституционного строя

 

 

 

Приложение № 3

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ,

заполните таблицу «Принципы формирования парламента»

 

Парламент (Федеральное собрание)

Как называются палаты парламента?

   

Как формируются палаты?

   

Количественный состав палат

   

Какая из палат является верхней, какая нижней?

   

Какая из двух палат может быть распущена? Кем?

   

Основные функции палат

   

 

Приложение № 4

Правила написания синквейна

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна, - «Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (1)

Гильманова Ольга Павловна, 03.10.16 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Отличная разработка!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.