12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бочкарева Юлия Андреевна317
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
4

Методическая разработка урока-презентации (для использования на уроках обществознания и основы права) на тему «Конституция РФ»

Методическая разработка урока

Тема урока: Конституция РФ – основной закон российского государства

(слайд 1)

Цели урока:

  • обучающая: сформировать знания о Конституции РФ как основном законе, функциях Конституции, основных характеристиках Российского государства, правах и обязанностях граждан.
  • развивающая: развить логическое мышление, память, умение защищать права и законные интересы в соответствии с законом
  • воспитательная: воспитание правовой культуры.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: лекция

Учебно-материальное оснащение: обучающая литература (кодексы, конституция РФ, учебники)

\Ход урока

Организационный момент:

Приветствие студентов, подготовка к уроку, психологический настрой
 

Проверка домашнего задания (вопросы студентам)

Дать характеристику таким понятиям как нормативно-правовой акт, норма права, источник права, отрасли российского права.

 

Изучение нового материала:

Понятие Конституции. Историческая справка

Функции Конституции

Права и обязанности граждан

 

Вопрос 1. Понятие Конституции. Историческая справка

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (слайд 2).

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Все они системно не связаны между собой и не образуют единого акта. 


Первой конституцией, представляющей единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию США принятую в 1787 г. и действующую по настоящее время. 


В Европе первыми писанными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.  (слайд 3).

Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция в истории России, опиралась на первые декреты советской власти.

Конституция СССР 1924 г. законодательно оформила первое в мире многонациональное социалистическое государство.

Конституция СССР 1936 г. (Основной Закон) СССР. Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся. Экономической основой СССР стала социалистическая собственность на орудия и средства производства. Закреплялся принцип распределения материальных благ при социализме - "от каждого по способностям, каждому по труду".

Конституция СССР 1977 г. Основной Закон 1977 года впервые вводит понятие "народ". Особое значение отводится Коммунистической партии, закрепляя за ней право на политическое руководство государственными и общественными организациями, направлять и координировать их деятельность(слайд 4). 

Термин «конституция» происходит от лат. constitutio и означает «построение», «установление».

Конституция принимается народом и от имени народа. Действующая Конституция принята 12 декабря 1993 года конституционным референдумом. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Согласно Конституции, Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (слайд 5).

 

Вопрос 2. Функции Конституции.

Функции Конституции:

препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать ее целостность и неприкосновенность;

политическая: устанавливает конституционные рамки политической и избирательной системы;

экономическая: определяет основы экономической системы государства (единство экономического пространства, равенство форм собственности) (см.ст. 8,9). В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

социальная. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7);

идеологическая. В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Отсюда проистекает и многообразие политических партий – политический плюрализм (ст.13) (слайд 6).

 

Вопрос 3. Права и обязанности граждан

Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

1) человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека представляет собой обязанность государства;

2) носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России;

3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

6) признается и гарантируется местное самоуправление;

7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть ее правовой системы (слайд 7). 

Личные права: право на жизнь, право на безопасность, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы право на неприкосновенность жилища право на определение и указание своей национальной принадлежности, право на пользование родным языком, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право на информацию (слайд 8).

Политические права: право на информацию, право на объединение, свобода союзов, партий, право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право обращений в государственные органы (слайд 9).

Экономические права: свобода предпринимательской деятельности, право на частную собственность право наследования (слайд 10).

Социальные права: свобода труда, право на труд в нормальных условиях, право на защиту от безработицы, право на отдых, право на материнство, детство и отцовство, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование (слайд 11).

Культурные права: свобода творчества и преподавания право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями доступ к культурным ценностям (слайд 12).

Экологические права: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о её состоянии право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (слайд 13).

Все права и свободы человека защищаются равным образом (слайд 14).

Обязанности граждан:

Соблюдение законов

Не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод

Забота родителей о своих детях, их воспитании

По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях

Основное общее образование обязательно

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования

Охрана исторических и культурных памятников

Уплата налогов

Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам

Защита Отечества (слайд 15).

Благодарю за внимание (слайд 16).
 

4. Закрепление изученного материала

работа с нормативно-правовыми актами (Конституцией РФ, учебниками)

Подведение итога урока

- Что узнали нового на уроке, что понравилось и что хотели узнать

- Оценки за урок

 

Домашнее задание

конспект, работа с учебной литературой (Конституцией РФ).

 

Рефлексия

Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что...
Урок дал мне для жизни...
Мне захотелось...
Я узнал(а)...
Я не понял(а)...

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Бочкарева Юлия Андреевна
Комментарий был удалён пользователем 11 ноя 2016 в 22:39
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.