Деловая игра ко Дню Конституции для старших классов «Конституция РФ - Основной Закон государства»
Деловая игра ко Дню Конституции
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов
Деловая игра проводится между командами учащихся старших классов, уже знакомых с Основным Законом РФ.
Цели игры: воспитание чувства гражданственности, осознание ребятами своей роли в политической жизни, повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, формирование умения навыка командной работы.
Возможен вариант сопровождения мероприятия показом слайдов, комментирующих тему, а также совершение небольшого экскурса в историю становления конституционного строя в нашей стране.
Разминка
Командам необходимо за ограниченное время выполнить тестовые задания, выбрав один верный ответ из четырех предложенных.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ правильного ответа | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 |
1. Конституция - это
1) концепция развития государства
2) основной закон государства
3) свод законов государства
4) правовая система страны.
2. Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что
1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ
2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания
3) существуют различные формы национальной государственности
4) РФ признаёт, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.
3. Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер.
4. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что
1) церковь отделена от государства и системы образования
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения.
5. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) закрепляется многообразие форм собственности
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности.
6. Конституцию от всех других Федеральных Законов отличает
1) прямое действие
2) общеобязательный характер
3) обеспеченность силой государства
4) нормативно-правовой характер.
7. Документом, закрепляющим правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, является
1) Гражданский кодекс РФ
2) Закон о гражданстве РФ
3) Конституция РФ
4) Закон о местном самоуправлении РФ
8. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
9. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что
1) ни один правовой акт не может ей противоречить
2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны.
10. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что
1) государство и все его органы подчинены закону
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ
3) церковь отделена от системы образования и социального призрения
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные правила поведения.
Главы и статьи Основного Закона
Командам предлагается сопоставить столбики, подобрав к главе Конституции соответствующую ее содержанию статью.
Ключи: 1 Б, 2 И, 3 Д, 4 З, 5 А, 6 Г,7 Е, 8 В, 9 Ж.
Основы конституционного строя
Ребятам предлагается вставить пропущенные в статьях главы 1 Конституции РФ слова (каждое верно названное слово оценивается одним баллом).
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с _____ формой правления (республиканской).
Российская Федерация – ______ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).
Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______ и свободные выборы (референдум).
Российская Федерация - _____ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____ на законодательную, исполнительную и судебную (разделения).
Российская Федерация - ______ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (светское).
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____ или права изменить его (гражданства).
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой ______ (равноправны).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ______ государства (обязанность).
Народ осуществляет свою власть ______ , а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (непосредственно).
Право или обязанность?
Ведущий зачитывает положения Конституции, отражающие права и обязанности человека и гражданина. Командам необходимо определить, чем является озвученное положение (правом или обязанностью) и дать соответствующий ответ.
Указание свей национальной принадлежности (право).
Участие в управлении делами государства (право).
Забота родителей о детях (обязанность).
Получение основного общего образования (обязанность).
Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (право).
Забота о сохранении исторического и культурного наследия (обязанность).
Уплата законно установленных налогов и сборов (обязанность).
Сохранение природы и окружающей среды (обязанность).
Защита Отечества (обязанность).
Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях (обязанность).
Основной Закон в цифрах
Ведущий зачитывает определенные статьи Конституции, задача команд - озвучить соответствующее содержанию статьи количественное или возрастное ограничение (недосказанное ведущим).
Сколько глав в Конституции РФ (9 глав).
Сколько статей в Конституции РФ (137 статей).
С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (с 18 лет).
Каков срок полномочий Президента РФ (6 лет).
С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ (не моложе 35 лет).
Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ (постоянное проживание в РФ не менее 10 лет).
Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ (не более двух сроков подряд).
Сколько палат в Федеральном Собрании РФ (две палаты).
Сколько депутатов в Государственной Думе (450 депутатов).
Государственная Дума избирается сроком на … (пять лет).
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший … (21 года).
С какого возраста граждане РФ могут быть судьями (с 25 лет).
Какие требования предъявляются к стажу работы для кандидата на должность судьи (не менее пяти лет работы по юридической профессии).
Сколько судей в Конституционном Суде РФ (19 судей).
Сколько лет исполнилось Конституции РФ в 2013 году (20 лет).
Органы государственной власти и их представители
Перемещаясь вниз и вправо, командам необходимо отыскать в представленной «абракадабре»
названия органов государственной власти и их представителей.
Таблица-задание
й | у | о | э | х | с | ы | ф | я | м | и | п | н | е | р | л | ж | э | х | ц |
ц | п | э | х | щ | о | и | п | р | а | н | с | ш | е | д | е | п | я | ц | в |
в | р | е | з | и | г | у | с | ь | в | г | у | д | ю | г | ь | у | т | а | а |
а | ё | ф | е | д | о | ю | т | ю | и | х | щ | н | р | ч | ю | е | ю | т | н |
н | ю | я | ю | е | з | д | м | д | т | е | л | ь | с | т | д | ю | д | р | г |
г | п | а | ц | н | т | е | и | е | о | к | г | у | с | в | е | с | е | у | о |
о | ю | р | п | м | е | р | н | и | с | т | в | и | ь | о | ю | у | д | ь | ь |
ь | д | л | а | м | е | ф | п | е | ё | р | э | х | щ | п | д | л | ж | я | ю |
ю | е | ы | а | л | н | т | ы | ю | а | о | н | ы | й | б | е | э | х | щ | д |
д | л | ж | э | х | щ | н | г | у | с | ы | ф | я | м | и | п | н | е | р | е |
Таблица-ответ
й | у | о | э | х | с | ы | ф | я | м | и | п | н | е | р | л | ж | э | х | ц |
ц | п | э | х | щ | о | и | п | р | а | н | с | ш | е | д | е | п | я | ц | в |
в | р | е | з | и | г | у | с | ь | в | г | у | д | ю | г | ь | у | т | а | а |
а | ё | ф | е | д | о | ю | т | ю | и | х | щ | н | р | ч | ю | е | ю | т | н |
н | ю | я | ю | е | з | д | м | д | т | е | л | ь | с | т | д | ю | д | р | г |
г | п | а | ц | н | т | е | и | е | о | к | г | у | с | в | е | с | е | у | о |
о | ю | р | п | м | е | р | н | и | с | т | в | и | ь | о | ю | у | д | ь | ь |
ь | д | л | а | м | е | ф | п | е | ё | р | э | х | щ | п | д | л | ж | я | ю |
ю | е | ы | а | л | н | т | ы | ю | а | о | н | ы | й | б | е | э | х | щ | д |
д | л | ж | э | х | щ | н | г | у | с | ы | ф | я | м | и | п | н | е | р | е |
Ключи: президент, парламент, правительство, суд, судья, министр, депутат.
Задачи (по материалам заданий ЕГЭ)
На данном этапе команды выполняют предложенные задания (максимум за каждое задание – 3 балла), публично представляя их аргументированное решение.
Задание № 1. В ст. 13 Конституции РФ утверждается: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Проиллюстрируйте тремя примерами данное конституционное положение.
Возможные ответы:
1. в выборах в Государственную Думу между собой борются партии различной идеологической направленности: либеральной (ЛДПР), коммунистической (КПРФ), социал-демократической ("Справедливая Россия") и т.д.
2. в России граждане имеют право создавать различные общественные объединения, союзы, совместно добиваясь своих целей, например, защищать природу, семейные ценности, религиозные ценности и пр.
3. для современной российской действительности характерно одновременное существование различных научных школ: в исторической науке, например, одни ученые придерживаются марксистского понимания исторического процесса, другие - цивилизационного (Тойнби и др.)
Задание № 2. Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?
Возможные ответы:
1. формы собственности: частная, государственная, муниципальная;
2. причина произошедших изменений - переход к рыночной экономике.
Задание № 3. Ссылаясь на Конституцию РФ, опровергните примерами утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.
Возможные ответы:
Конституция РФ гарантирует право частной собственности и равноправие всех форм собственности (в реальной жизни сосуществуют частная, акционерная, кооперативная, государственная, муниципальная и др. формы собственности);
в современной России действуют рыночные механизмы ценообразования (цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, общей ситуации на рынке, сезонных факторов и т.д.);
в современной России провозглашена Конституцией и функционирует свобода предпринимательской деятельности.
Задание № 4. Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия - социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граждан РФ.
Возможные ответы:
1. право на минимальный размер оплаты труда (при трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда);
2. право на государственную пенсию (женщины, достигшие 55-летнего возраста, имеют право на получение пенсии);
3. право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. (вслучае потери работы необходимо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице).
Задание № 5. Статья 21 Конституции РФ указывает: «Достоинство личности охраняется государством». Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию данного права в России.
Возможные ответы:
1) при допросе человека, подозреваемого в совершении правонарушения, запрещены пытки, издевательства и другие способы, унижающие личность человека;
2) гражданин вправе требовать опровержения сведений, распространенных СМИ, порочащих его честь и достоинство и не соответствующих действительности;
3) сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину причиняется боль, физические или нравственные страдания.
Задание № 6. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Возможные ответы:
Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты:
1) в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;
2) Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Задание № 7. Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.
Возможные ответы:
в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;
могли быть введены избирательные цензы;
могли быть расширены права исполнительной власти; предоставлены ей права действовать в обход законодательных органов, например, издавать чрезвычайные указы в обход парламента.
Задание № 8. Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма.
Возможные ответы:
наличие многопартийности (отсутствие единственной партии, являющейся правящей);
существование различных идеологий (отсутствие одной общеобязательной идеологии);
свободная конкуренция этих политических организаций.
Задание № 9. Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.
Возможные ответы:
взаимоотношениями школы и церкви (например, запрещение работ в государственной школе РФ священнослужителей, запрещение религиозной пропаганды в школе);
равенством всех конфессий в Российской Федерации (например, равный доступ представителей всех религиозных конфессий РФ к получению образования и государственной службе, равные гарантии в соблюдении прав);
запрещением преследования по конфессиональному признаку (Конституция РФ провозглашает отказ от дискриминации граждан по религиозной принадлежности (ст. 19)).
Задание № 10. Назовите две особенности Конституции РФ, отличающие её от других законов. Поясните, в чем проявляется каждая особенность.
Возможные ответы:
1) две особенности Конституции РФ:
- имеет высшую юридическую силу;
- является законом прямого действия.
2) пояснения, например:
- высшая юридическая сила – законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конституции РФ;
- прямое действие – в случае отсутствия соответствующего закона или правового акта действует положение Конституции РФ.
Задание № 11. Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.
Возможные ответы:
1) Президент (утверждение военной доктрины РФ, внесение законопроектов в Государственную Думу);
2) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);
3) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);
4) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).
Мысли мудрых
На этом этапе командам предлагается обсудить «Мысли мудрых», так или иначе созвучных с темой деловой игры, придерживаясь при этом следующего плана (согласно критериям оценивания обществоведческого эссе) в своих рассуждениях:
- согласиться или не согласиться с автором,
- аргументировать свое мнение, опираясь на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы,
- привести факты и примеры из различных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, собственный жизненный опыт).
Возможные высказывания для обсуждения:
«"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).
«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский)
«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт)
«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).
«Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье)
«Наилучшая конституция для народа есть та, к которой он привык» (И.Бентам).
«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайле)
«Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)
Михеева Лариса Александровна
Летушова Оксана Михайловна