Деловая игра ко Дню Конституции для старших классов «Конституция РФ - Основной Закон государства»

3
0
Материал опубликован 13 November 2015

Деловая игра ко Дню Конституции

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов

Деловая игра проводится между командами учащихся старших классов, уже знакомых с Основным Законом РФ.

Цели игры: воспитание чувства гражданственности, осознание ребятами своей роли в политической жизни, повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, формирование умения навыка командной работы.

Возможен вариант сопровождения мероприятия показом слайдов, комментирующих тему, а также совершение небольшого экскурса в историю становления конституционного строя в нашей стране.

Разминка

Командам необходимо за ограниченное время выполнить тестовые задания, выбрав один верный ответ из четырех предложенных.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

правильного ответа

2

3

1

4

4

1

3

3

1

1

1. Конституция - это
1) концепция развития государства
2) основной закон государства
3) свод законов государства
4) правовая система страны.

2. Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что
1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ
2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания
3) существуют различные формы национальной государственности
4) РФ признаёт, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

3. Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер.

4. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что
1) церковь отделена от государства и системы образования
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения.

5. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) закрепляется многообразие форм собственности
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности.

6. Конституцию от всех других Федеральных Законов отличает
1) прямое действие
2) общеобязательный характер
3) обеспеченность силой государства
4) нормативно-правовой характер.

7. Документом, закрепляющим правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, является
1) Гражданский кодекс РФ
2) Закон о гражданстве РФ
3) Конституция РФ
4) Закон о местном самоуправлении РФ

8. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

9. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что

1) ни один правовой акт не может ей противоречить
2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны.

10. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что
1) государство и все его органы подчинены закону
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ
3) церковь отделена от системы образования и социального призрения
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные правила поведения.

Главы и статьи Основного Закона

Командам предлагается сопоставить столбики, подобрав к главе Конституции соответствующую ее содержанию статью.

главы Основного Закона

статьи Основного Закона

1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

А. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Б. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

В. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Д. Границы между субъектами РФ могут быть изменены c их взаимного согласия.

6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Правосудие в РФ осуществляется только судом

7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Ж. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

З. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

И. Все равны перед законом и судом.

Ключи: 1 Б, 2 И, 3 Д, 4 З, 5 А, 6 Г,7 Е, 8 В, 9 Ж.

Основы конституционного строя

Ребятам предлагается вставить пропущенные в статьях главы 1 Конституции РФ слова (каждое верно названное слово оценивается одним баллом).

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с _____ формой правления (республиканской).

Российская Федерация – ______ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______ и свободные выборы (референдум).

Российская Федерация - _____ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____ на законодательную, исполнительную и судебную (разделения).

Российская Федерация - ______ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (светское).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____ или права изменить его (гражданства).

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой ______ (равноправны).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ______ государства (обязанность).

Народ осуществляет свою власть ______ , а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (непосредственно).

Право или обязанность?

Ведущий зачитывает положения Конституции, отражающие права и обязанности человека и гражданина. Командам необходимо определить, чем является озвученное положение (правом или обязанностью) и дать соответствующий ответ.

Указание свей национальной принадлежности (право).

Участие в управлении делами государства (право).

Забота родителей о детях (обязанность).

Получение основного общего образования (обязанность).

Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (право).

Забота о сохранении исторического и культурного наследия (обязанность).

Уплата законно установленных налогов и сборов (обязанность).

Сохранение природы и окружающей среды (обязанность).

Защита Отечества (обязанность).

Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях (обязанность).

Основной Закон в цифрах

Ведущий зачитывает определенные статьи Конституции, задача команд - озвучить соответствующее содержанию статьи количественное или возрастное ограничение (недосказанное ведущим).

Сколько глав в Конституции РФ (9 глав).

Сколько статей в Конституции РФ (137 статей).

С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (с 18 лет).

Каков срок полномочий Президента РФ (6 лет).

С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ (не моложе 35 лет).

Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ (постоянное проживание в РФ не менее 10 лет).

Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ (не более двух сроков подряд).

Сколько палат в Федеральном Собрании РФ (две палаты).

Сколько депутатов в Государственной Думе (450 депутатов).

Государственная Дума избирается сроком на … (пять лет).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший … (21 года).

С какого возраста граждане РФ могут быть судьями (с 25 лет).

Какие требования предъявляются к стажу работы для кандидата на должность судьи (не менее пяти лет работы по юридической профессии).

Сколько судей в Конституционном Суде РФ (19 судей).

Сколько лет исполнилось Конституции РФ в 2013 году (20 лет).

Органы государственной власти и их представители

Перемещаясь вниз и вправо, командам необходимо отыскать в представленной «абракадабре»

названия органов государственной власти и их представителей.

Таблица-задание

й

у

о

э

х

с

ы

ф

я

м

и

п

н

е

р

л

ж

э

х

ц

ц

п

э

х

щ

о

и

п

р

а

н

с

ш

е

д

е

п

я

ц

в

в

р

е

з

и

г

у

с

ь

в

г

у

д

ю

г

ь

у

т

а

а

а

ё

ф

е

д

о

ю

т

ю

и

х

щ

н

р

ч

ю

е

ю

т

н

н

ю

я

ю

е

з

д

м

д

т

е

л

ь

с

т

д

ю

д

р

г

г

п

а

ц

н

т

е

и

е

о

к

г

у

с

в

е

с

е

у

о

о

ю

р

п

м

е

р

н

и

с

т

в

и

ь

о

ю

у

д

ь

ь

ь

д

л

а

м

е

ф

п

е

ё

р

э

х

щ

п

д

л

ж

я

ю

ю

е

ы

а

л

н

т

ы

ю

а

о

н

ы

й

б

е

э

х

щ

д

д

л

ж

э

х

щ

н

г

у

с

ы

ф

я

м

и

п

н

е

р

е

Таблица-ответ

й

у

о

э

х

с

ы

ф

я

м

и

п

н

е

р

л

ж

э

х

ц

ц

п

э

х

щ

о

и

п

р

а

н

с

ш

е

д

е

п

я

ц

в

в

р

е

з

и

г

у

с

ь

в

г

у

д

ю

г

ь

у

т

а

а

а

ё

ф

е

д

о

ю

т

ю

и

х

щ

н

р

ч

ю

е

ю

т

н

н

ю

я

ю

е

з

д

м

д

т

е

л

ь

с

т

д

ю

д

р

г

г

п

а

ц

н

т

е

и

е

о

к

г

у

с

в

е

с

е

у

о

о

ю

р

п

м

е

р

н

и

с

т

в

и

ь

о

ю

у

д

ь

ь

ь

д

л

а

м

е

ф

п

е

ё

р

э

х

щ

п

д

л

ж

я

ю

ю

е

ы

а

л

н

т

ы

ю

а

о

н

ы

й

б

е

э

х

щ

д

д

л

ж

э

х

щ

н

г

у

с

ы

ф

я

м

и

п

н

е

р

е

Ключи: президент, парламент, правительство, суд, судья, министр, депутат.

Задачи (по материалам заданий ЕГЭ)

На данном этапе команды выполняют предложенные задания (максимум за каждое задание – 3 балла), публично представляя их аргументированное решение.

Задание № 1. В ст. 13 Кон­сти­ту­ции РФ утвер­жда­ет­ся: «В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ет­ся идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми дан­ное кон­сти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние.

Возможные ответы:

1. в вы­бо­рах в Го­су­дар­ствен­ную Думу между собой бо­рют­ся пар­тии раз­лич­ной идео­ло­ги­че­ской на­прав­лен­но­сти: ли­бе­раль­ной (ЛДПР), ком­му­ни­сти­че­ской (КПРФ), со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской ("Спра­вед­ли­вая Рос­сия") и т.д.

2. в Рос­сии граж­да­не имеют право со­зда­вать раз­лич­ные об­ще­ствен­ные объ­еди­не­ния, союзы, сов­мест­но до­би­ва­ясь своих целей, на­при­мер, за­щи­щать при­ро­ду, се­мей­ные цен­но­сти, ре­ли­ги­оз­ные цен­но­сти и пр.

3. для со­вре­мен­ной рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти ха­рак­тер­но од­но­вре­мен­ное су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных на­уч­ных школ: в ис­то­ри­че­ской науке, на­при­мер, одни уче­ные при­дер­жи­ва­ют­ся марк­сист­ско­го по­ни­ма­ния ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са, дру­гие - ци­ви­ли­за­ци­он­но­го (Тойн­би и др.)

Задание № 2. На­зо­ви­те три формы соб­ствен­но­сти, ко­то­рые за­креп­ле­ны дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством. С чем свя­за­ны про­изо­шед­шие в за­ко­но­да­тель­стве из­ме­не­ния?

Возможные ответы:

1. формы соб­ствен­но­сти: част­ная, го­су­дар­ствен­ная, му­ни­ци­паль­ная;

2. при­чи­на про­изо­шед­ших из­ме­не­ний - пе­ре­ход к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке.

Задание № 3. Ссылаясь на Конституцию РФ, опровергните примерами утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

Возможные ответы:

Конституция РФ гарантирует право частной собственности и равноправие всех форм собственности (в реальной жизни сосуществуют частная, акционерная, кооперативная, государственная, муниципальная и др. формы собственности);

в современной России действуют рыночные механизмы ценообразования (цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, общей ситуации на рынке, сезонных факторов и т.д.);

в современной России провозглашена Конституцией и функционирует свобода предпринимательской деятельности.

Задание № 4. Ста­тья 7 Кон­сти­ту­ции РФ ука­зы­ва­ет: «Рос­сия - со­ци­аль­ное го­су­дар­ство». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми со­ци­аль­ные права граж­дан РФ.

Возможные ответы:

1. право на ми­ни­маль­ный раз­мер опла­ты труда (при тру­до­устрой­стве на ра­бо­ту ра­бот­ни­ку не может быть уста­нов­ле­на опла­та труда ниже уста­нов­лен­но­го ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра опла­ты труда);

2. право на го­су­дар­ствен­ную пен­сию (жен­щи­ны, до­стиг­шие 55-лет­не­го воз­рас­та, имеют право на по­лу­че­ние пен­сии);

3. право на со­ци­аль­ную за­щи­ту в слу­чае по­те­ри ра­бо­ты, ин­ва­лид­но­сти и др. (вслу­чае по­те­ри ра­бо­ты не­об­хо­ди­мо за­ре­ги­стри­ро­вать­ся на бирже труда, что поз­во­лит по­лу­чать по­со­бие по без­ра­бо­ти­це).

Задание № 5. Ста­тья 21 Кон­сти­ту­ции РФ ука­зы­ва­ет: «До­сто­ин­ство лич­но­сти охра­ня­ет­ся го­су­дар­ством». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми ре­а­ли­за­цию дан­но­го права в Рос­сии.

Возможные ответы:

1) при до­про­се че­ло­ве­ка, по­до­зре­ва­е­мо­го в со­вер­ше­нии правонаруше­ния, за­пре­ще­ны пытки, из­де­ва­тель­ства и дру­гие спо­со­бы, уни­жа­ю­щие лич­ность че­ло­ве­ка;

2) граж­да­нин впра­ве тре­бо­вать опро­вер­же­ния све­де­ний, рас­про­стра­нен­ных СМИ, по­ро­ча­щих его честь и до­сто­ин­ство и не со­от­вет­ству­ю­щих дей­стви­тель­но­сти;

3) со­труд­ник по­ли­ции обя­зан пре­се­кать дей­ствия, ко­то­ры­ми граж­да­ни­ну при­чи­ня­ет­ся боль, фи­зи­че­ские или нрав­ствен­ные стра­да­ния.

Задание № 6. За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние одной из рес­пуб­лик РФ утвер­ди­ло за­ко­но­про­ект, пред­ло­жен­ный пра­ви­тель­ством рес­пуб­ли­ки. Со­глас­но этому за­ко­ну в целях борь­бы с утеч­кой ка­пи­та­ла в рес­пуб­ли­ке вво­ди­лась своя де­неж­ная еди­ни­ца. Имеет ли право за­ко­но­да­тель­ный орган рес­пуб­ли­ки утвер­дить дан­ный за­ко­но­про­ект? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

Возможные ответы:

За­ко­но­да­тель­ный орган рес­пуб­ли­ки не имеет права утвер­ждать за­ко­но­про­ект, ка­са­ю­щий­ся вве­де­ния соб­ствен­ной ва­лю­ты:

1) в целях со­хра­не­ния го­су­дар­ствен­ной це­лост­но­сти Кон­сти­ту­ция РФ право на уста­нов­ле­ние ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния остав­ля­ет за го­су­дар­ством;

2) Кон­сти­ту­ция РФ га­ран­ти­ру­ет един­ство эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства, сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние то­ва­ров, услуг и фи­нан­со­вых средств.

Задание № 7. Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

Возможные ответы:

в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;

могли быть введены избирательные цензы;

могли быть расширены права исполнительной власти; предоставлены ей права действовать в обход законодательных органов, например, издавать чрезвычайные указы в обход парламента.

Задание № 8. Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма.

Возможные ответы:

наличие многопартийности (отсутствие единственной партии, являющейся правящей);

существование различных идеологий (отсутствие одной общеобязательной идеологии);

свободная конкуренция этих политических организаций.

Задание № 9. Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

Возможные ответы:

взаимоотношениями школы и церкви (например, запрещение работ в государственной школе РФ священнослужителей, запрещение религиозной пропаганды в школе);

равенством всех конфессий в Российской Федерации (например, равный доступ представителей всех религиозных конфессий РФ к получению образования и государственной службе, равные гарантии в соблюдении прав);

запрещением преследования по конфессиональному признаку (Конституция РФ провозглашает отказ от дискриминации граждан по религиозной принадлежности (ст. 19)).

Задание № 10. Назовите две особенности Конституции РФ, отличающие её от других законов. Поясните, в чем проявляется каждая особенность.

Возможные ответы:

1) две особенности Конституции РФ:

- имеет высшую юридическую силу;

- является законом прямого действия.

2) пояснения, например:

- высшая юридическая сила – законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конституции РФ;

- прямое действие – в случае отсутствия соответствующего закона или правового акта действует положение Конституции РФ.

Задание № 11. На­зо­ви­те три ор­га­на выс­шей го­су­дар­ствен­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ука­жи­те одно из пол­но­мо­чий каж­до­го ор­га­на.

Возможные ответы:

1) Президент (утверждение военной доктрины РФ, внесение законопроектов в Государственную Думу);

2) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ (при­ня­тие за­ко­нов, на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ, утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ);

3) Пра­ви­тель­ство РФ (раз­ра­бот­ка бюд­же­та, управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью);

4) Вер­хов­ный Суд РФ (осу­ществ­ле­ние над­зо­ра над де­я­тель­но­стью судов общей юрис­дик­ции; в пре­де­лах своей ком­пе­тен­ции рас­смот­ре­ние дел в ка­че­стве суда вто­рой (кас­са­ци­он­ной) ин­стан­ции).

Мысли мудрых

На этом этапе командам предлагается обсудить «Мысли мудрых», так или иначе созвучных с темой деловой игры, придерживаясь при этом следующего плана (согласно критериям оценивания обществоведческого эссе) в своих рассуждениях:

- согласиться или не согласиться с автором,

- аргументировать свое мнение, опираясь на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы,

- привести факты и примеры из различных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, собственный жизненный опыт).

Возможные высказывания для обсуждения:

«"Раз­де­ляй и власт­вуй" - муд­рое пра­ви­ло, но "объ­еди­няй и на­прав­ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский)

«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт)

«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).

«Не будет сво­бо­ды в том слу­чае, если су­деб­ная власть не от­де­ле­на от вла­сти за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной» (Ш. Мон­те­с­кье)

«Наи­луч­шая кон­сти­ту­ция для на­ро­да есть та, к ко­то­рой он при­вык» (И.Бен­там).

«Чтобы сде­лать из людей хо­ро­ших граж­дан, им сле­ду­ет дать воз­мож­ность про­явить свои права граж­дан и ис­пол­нять свои обя­зан­но­сти граж­дан». (С. Смай­ле)

«Луч­шее го­су­дар­ствен­ное устрой­ство для лю­бо­го на­ро­да - это то, ко­то­рое со­хра­ни­ло его как целое». (М. Мон­тень)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Подскажите, пожалуйста, сколько по времени идет игра?

8 February 2016