12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы1359
Учитель физической культуры высшей категории
Россия, Волгоградская обл., ст.Михайловская

КОНСТРУИРУЕМ МОДЕЛЬ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Антуан де Сент-Экзюпери

 

В мире слов и понятий: детство, юность, социальная зрелость, старость, болезнь, закаливание.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕД

1. Поговорим о здоровье.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определено, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Духовное и физическое здоровье – это две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны находиться постоянно в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.

Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием организма, очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Образ жизни

50 %

Наследственность

20 %

Окружающая среда

20 %

Система здравоохранения

10 %

Это интересно!

Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.

Исследования свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов (наслественности) практически на все аспекты нашего физического здоровья. Это предрасположенность к определенным заболеваниям, стиль поведения и другое. Степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %.

Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды.

Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить до 20 %.

Духовный фактор является важным компонентом здоровья и благополучия. Это понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а вести его – совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни, степень его влияния на здоровье составляет 50 %.

Социальные факторы также значительно влияют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а следовательно, и здоровья может быть высоким тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жизненные условия, образование и медицинское обслуживание. Считается, что влияние медицинского обслуживания на здоровье составляет 10 %.

Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.

2. Здоровье и образ жизни.

Попробуем вместе ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни. Современные ученые выделили базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся:

Рациональное питание.

Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством.

Физическая активность.

Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

Общая гигиена организма.

Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как примерно 2,5 млн потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20 г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени. Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела.

Закаливание.

Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. 50 лет назад под закаливанием понимали исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко – закаливание означает «укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, то есть напряжение». К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т. д.

Отказ от вредных привычек.

Необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.

К вредным привычкам чаще всего относят употребление алкоголя и табакокурение, ученые обозначают курение как более распространенную привычку, а следовательно, и как большее зло для человека.

3. Физическое здоровье и возраст.

Чтобы понять, как сохранить здоровье, чтобы его хватило на долгую и активную жизнь, нужно знать, из каких этапов складывается жизнь человека. Вслед за антропологами и физиологами попытаемся разобраться в особенностях жизни каждой возрастной ступени.

Жизненный путь каждого человека от рождения до смерти чрезвычайно сложен. По мере роста и развития в организме происходят глубочайшие изменения. В начале жизни в детстве и юности идет бурный рост организма, развитие физиологических и интеллектуальных качеств, все жизненные проявления организма активны. В зрелости все физиологические и духовные процессы уравновешиваются и стабилизируются. В этот период человек активно трудится, познает себя и окружающий мир, развивается и совершенствуется его интеллектуальная деятельность. В конце жизни происходит постепенное затухание всех функций организма, ограниченность подвижности организма, его старение. Старение – закономерный физиологический процесс, присущий всем живым организмам на Земле.

Жизненный путь каждого человека можно условно разделить на определенные возрастные периоды. Условность разделения определяется социальной и природной средой, в которой растет, формируется и живет организм человека. Так, например, возрастные периоды народов Севера отличаются от возрастных периодов южан. Возрастные периоды жизни человека определяются также периодами биологической и социальной зрелости организма. Условно можно разделить: детский, подростковый и юношеский возрасты охватывают период от рождения человека до окончания школы, то есть до 17–18 лет. Молодость – от 18 до 30 лет, зрелость – от 30 до 60 лет, старость – от 60 лет до смерти. Каждый возрастной период жизни человека сопровождается определенными физиологическими и духовными изменениями. Характер этих изменений непосредственно определяется тем образом жизни, который ведет человек, той социальной сферой, в которой он формируется, растет и развивается.

Это нужно знать!

В процессе жизнедеятельности организма человека наступают периоды биологической и социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает такой уровень развития организма, когда молодой человек способен принимать активное участие в жизни общества. В нашей стране социальная зрелость наступает с получением паспорта – документа, подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, в которой он живет и формируется. Это происходит в 14 лет. Однако это еще не полная социальная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зрелость наступает в 18 лет, то есть в тот период, когда каждый человек данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период связан с совершеннолетием молодого человека. Причем каждая социальная система сама определяет период социального созревания своих членов. Так, во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20–21 годами, когда юноша или девушка могут самостоятельно принимать решения, подчиняясь законодательной системе данной социальной среды.

Биологическая зрелость организма связана с половым созреванием и способностью к продолжению рода. Весь процесс роста заканчивается у юношей к 18–19 годам, у девушек к 16–17 годам. Темпы роста у девочек и мальчиков отличны, поскольку половое созревание начинается у девочек на два года раньше. В этот период происходит не только интенсивный рост организма, но и формирование вторичных половых признаков.

Это интересно!

Низкий рост народов тропических стран – это не особая расовая черта, а следствие недостатков белков в пище.

В тех районах земного шара, где нарастает потребление белка, жизнь человека стала более продолжительной.

Избыточная масса тела значительно сокращает продолжительность человеческой жизни.

Насчитывается более 200 теорий старения человека. И. И. Мечников, например, сравнивал старость с болезнью и говорил о необходимости ее лечения. Причиной старости он считал замену «благородных» клеток организма соединительной тканью в результате внутриклеточных процессов. Он впервые создал стройную научную теорию старения организма.

У детей и подростков высокогорья процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Например, средние размеры школьников высокогорья Киргизии меньше, чем у низкогорных групп: разница в длине тела составляет 2 см, а в окружности груди – 1,5 см.

Для жителей высокогорья Памира характерен сравнительно низкий уровень основного обмена веществ, а ведь он находится в прямой зависимости от функций щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы не только регулируют основной обмен веществ, но и играют важную роль в процессе роста и развития организма.

4. Чтобы быть здоровым.

Болезни – бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно! У скольких людей отнимают радость созидательного труда.

Борьбу с болезнями ведет медицина – одна из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею.

На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. Выдающиеся рус-ские врачи еще в прошлом веке считали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.

Есть два рода болезней. Одни происходят от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания. А другие возникают большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, неправильной осанки, вредных привычек.

Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться и тем и другим болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют.

Это нужно знать!

Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями – укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких – наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно – 62,3 кг и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм – все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний. Есть еще одна очень важная сторона физического воспитания – закаливание. Специальными исследованиями доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей, чем незакаленные. Воздушные и солнечные ванны и водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм от различных заболеваний, особенно простудных. Но прежде чем начинать закаливание организма, нужно посоветоваться с врачом.

Утренняя гигиеническая гимнастика – физические упражнения, выполняемые утром после сна, они способствуют ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной, и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой – получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться комплексами упражнений, передаваемых по радио и телевидению.

Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать отклонения в физическом развитии человека. так, при плоскостопии большое значение имеют регулярные занятия спортом: рекомендуется плавание, а упражнения, связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например, тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и другое), исключаются.

Это интересно!

Правильная поза при письме.

В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору – незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики – меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах угол между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника – 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно – 39–33 и 53–48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенным устройством нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте объясняются трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы.

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим.

Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х–ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс – в горизонтальной плоскости, – все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает раннее утомление.

При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся: сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно к 160 и 40 градусам. В позах с большим наклоном – меньше 150 и 30 градусов соответственно.

В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2. Патофизиологические критерии: асимметрия позы и соответствующая асимметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, могут привести к ряду осложнений – таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы – отсутствие давления в седалищной области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах).

Правильная поза: при письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х–ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс – в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3–5 см от парты.

При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед.

При работе в мастерской – прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Подумай и ответь:

1) В какие возрастные периоды жизни человека идет интенсивный рост и развитие организма?

2) Что такое социальная зрелость человека?

2. Выполни индивидуально.

Найди среди своих знакомых и родных людей, относящихся к различным возрастным категориям. Понаблюдай за их поведением и образом жизни. Найди не менее пяти признаков, которые отличают их друг от друга и являются характерными для каждой возрастной группы.

Обоснуй свои предположения о причинах различия биологического созревания людей, живущих в районах высокогорья и равнин.

3. Составь комплекс упражнений для утренней гимнастики.

4. Проведи опрос среди учащихся вашей школы и определи процент школьников, делающих утреннюю гимнастику.

5. Объясни значение выражения: «В здоровом теле – здоровый дух!».

 

ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

1. История олимпийского движения.

2. Мастера спорта на карте России.

3. Выдающиеся спортсмены моей школы.

Опубликовано в группе «Спортивно-оздоровительная работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.