Лекция на тему «Конструктивные элементы карьеры»

1
0
Материал опубликован 9 April

 

ТЕМА 3. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАРЬЕРЫ

 

t1712643072aa.gifНациональная система квалификаций как средство согласования спроса и предложения на квалификации работников

 

Национальная система квалификаций является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе требований рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Ключевое понятие здесь — квалификация. Под квалификацией обычно понимается готовность работника к качественному выполнению работы в границах определённой трудовой деятельности, профессии.

Национальная система квалификаций включает в себя набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов, таких как:

перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них профессиями/специальностями;

профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности/областях профессиональной деятельности, которые позволяют уточнить и систематизировать как классификаторы занятий на рынке труда, так и направления подготовки в рамках системы образования и обучения;

процедуры (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;

национальная рамка квалификаций, основанная на квалификационных уровнях, определенных в ходе разработки профессиональных стандартов, и являющаяся основой для формирования требований к квалификациям.

каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;

система обеспечения качества квалификаций (включающая в себя процедуры оценки и подтверждения результатов формального образования, неформального обучения и трудового опыта).

Ценность НСК состоит в том, что она предоставляет:

работодателям надежные индикаторы для понимания уровня умений у кандидатов на рабочие места и работников; ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; средства выявления недостатка в умениях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне;

работникам – возможность обоснованного планировать обучение и карьеру; являясь средством определения востребованных квалификаций и траекторий получения искомой квалификации; повышает мотивацию к обучению; предоставляет индикаторы качества квалификаций и их востребованности; обеспечивает признание и использование умений работников; повышает возможность трудоустройства, карьерного роста и справедливой оплаты труда;

специалистам по экономическому планированию – ориентир качества знаний и умений и инструмент сравнения квалификаций (по уровню и объему);

лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования и обучения – данные для формирования направлений дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования и обучения;

органам по обеспечению качества – способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; средства мониторинга системы квалификаций;

обучающим структурам источник информации об официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества; способах взаимодействия и коммуникации с работодателями, на основании которой они могут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки;

обучающимся – понимание перспектив трудоустройства и карьерного роста; средства определения востребованных квалификаций; средства коммуникации со службами занятости, что повышает мотивацию их к обучению.

Центральным элементом, или ядром, национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций.

НРК позволяет соотнести квалификации различных уровней и типов на основании набора общих и согласованных дескрипторов/описаний, что обеспечит прозрачность квалификаций и позволит создать новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности и устранит препятствия к обучению за счет внедрения новых систем оценки. В настоящее время национальная рамка квалификаций утверждена Минтрудом России в виде документа «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Уровень квалификации определяет требования к образованию, обучению, практическому опыту работников.

Порядок оценки квалификации работников определен вступившим в силу с 01 января 2017 года Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 238–ФЗ «О независимой оценке квалификации». Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.

Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.