Лекция на тему «Конструктивные элементы карьеры»
Национальная система квалификаций как средство согласования спроса и предложения на квалификации работников
Национальная система квалификаций является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе требований рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.
Ключевое понятие здесь — квалификация. Под квалификацией обычно понимается готовность работника к качественному выполнению работы в границах определённой трудовой деятельности, профессии.
Национальная система квалификаций включает в себя набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов, таких как:
перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них профессиями/специальностями;
профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности/областях профессиональной деятельности, которые позволяют уточнить и систематизировать как классификаторы занятий на рынке труда, так и направления подготовки в рамках системы образования и обучения;
процедуры (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
национальная рамка квалификаций, основанная на квалификационных уровнях, определенных в ходе разработки профессиональных стандартов, и являющаяся основой для формирования требований к квалификациям.
каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;
система обеспечения качества квалификаций (включающая в себя процедуры оценки и подтверждения результатов формального образования, неформального обучения и трудового опыта).
Ценность НСК состоит в том, что она предоставляет:
работодателям – надежные индикаторы для понимания уровня умений у кандидатов на рабочие места и работников; ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; средства выявления недостатка в умениях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне;
работникам – возможность обоснованного планировать обучение и карьеру; являясь средством определения востребованных квалификаций и траекторий получения искомой квалификации; повышает мотивацию к обучению; предоставляет индикаторы качества квалификаций и их востребованности; обеспечивает признание и использование умений работников; повышает возможность трудоустройства, карьерного роста и справедливой оплаты труда;
специалистам по экономическому планированию – ориентир качества знаний и умений и инструмент сравнения квалификаций (по уровню и объему);
лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования и обучения – данные для формирования направлений дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования и обучения;
органам по обеспечению качества – способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; средства мониторинга системы квалификаций;
обучающим структурам – источник информации об официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества; способах взаимодействия и коммуникации с работодателями, на основании которой они могут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки;
обучающимся – понимание перспектив трудоустройства и карьерного роста; средства определения востребованных квалификаций; средства коммуникации со службами занятости, что повышает мотивацию их к обучению.
Центральным элементом, или ядром, национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций.
НРК позволяет соотнести квалификации различных уровней и типов на основании набора общих и согласованных дескрипторов/описаний, что обеспечит прозрачность квалификаций и позволит создать новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности и устранит препятствия к обучению за счет внедрения новых систем оценки. В настоящее время национальная рамка квалификаций утверждена Минтрудом России в виде документа «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Уровень квалификации определяет требования к образованию, обучению, практическому опыту работников.
Порядок оценки квалификации работников определен вступившим в силу с 01 января 2017 года Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 238–ФЗ «О независимой оценке квалификации». Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.
Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования.