Электив «Профессиональное обучение и карьера»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 имени Н.З.Бирюкова
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 20
имени Н.З.Бирюкова
__________ /Е.И.Ермолаева/
«___» ___________ 2016г.
М.П.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Профессиональное обучение и карьера»
9 класс
Составитель: Денисова Юлия Викторовна
педагог-психолог
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Професиональное обучение и карьера» разработана для 9 класса МОУ СОШ №20 им. Н.З.Бирюкова и составлена на основе программы элективного курса Профессиональное обучение и карьера» из сборника «Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие. Под ред. Т.В.Черниковой. -М.: ТЦ Сфера , 2006 г.
Выбор авторской программы обусловлен тем, что: ее структура логична в построении учебного материала; в программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, учитываются межпредметные связи, в полном объеме раскрывает представления человека о значении труда в жизни человека, о современных формах и методах организации труда
По объему программа составляет 17 ч. Курс рассчитан на полугодие, по одному часу в неделю.
Цель обучения: создание условий для профессионального самоопределения учащихся в выборе профессии или сферы профессиональной деятельности, развитие готовности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях с учетом возможностей и состояния здоровья человека.
Задачи курса состоят в том, чтобы учащиеся
— сформировали целостное представление о мире профессий;
— освоили понятия профессиональной деятельности человека;
— исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;
— смоделировали программу профессионального самоопределения.
Основное содержание программы
Раздел I. Приобретение профессии (4 ч)
Основные признаки профессиональной деятельности: профессиональная подготовка и источник дохода. Выбор профессии с учетом индивидуальных интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья человека. Профессии, пользующиеся спросом на рынке труда Редкие и новые виды профессий.
Диагностические методики, «Карта интересов», «Формула профессии», «Ориентация», «Ценностные ориентации».
Задания и упражнения: диагностико-игровые процедуры: «Аукцион профессий», «Типичные ошибки в выборе профессии», «Матрица выбора профессий», «Угадай профессию», «Оптимисты и скептики», экспресс-опрос «Почему я выбрал эту профессию?»
Раздел II. Человек на рынке труда (5 ч)
Структура и содержание рынка труда. Тенденции, характерные для рынка труда. Приобретение профессии с учетом перспектив развития рынка труда, Уровни профессионального образования: основное, среднее, высшее. Непрерывное профессиональное образование. Права, гарантируемые государством в сфере получений Профессионального образования. Профессионализм, Мобильность Ключевые, компетенции.
Задания и упражнения: анализ объявлений о вакансиях, опубликованных в газетах, составление индивидуального перспективного плана получения Профессионального образования с наименьшими финансовыми затратами; анализ нормативных документов, составление перечня гарантий прав граждан на получение образования написание, сочинения о творческом труде профессионала,
Раздел III. Поиск работы и трудоустройство (8 ч)
Источники получения информации о вакансиях. Самопрезентация как фактор успешности в поиске работы. Вспомогательные средства и условия получения работы (резюме, конкурсное собеседование, проектные предложения соискателя рабочего места). Соответствие заработной платы трудовому вкладу и затратам рабочего времени. Влияние условий Труда на результат работы. Договорные отношений с работодателем. Специфика временной работы, работы с испытательным сроком и аккордной оплатой труда и др. Особенности-поведения вновь принятого работника в условиях нестабильности организации (текучесть кадров, перебои, с выплатой заработной платы, угроза сокращения). Профессиональные средства профилактики увольнения при сокращении кадров. Отношения занятого и безработного гражданина с государственной службой занятости населения.
Задания и упражнения: составление списка вакантных рабочих мест, составление личного профессионального плана в виде сценария фильма; составление автопортрета «Я и моя профессия»; составление резюме; подготовка в проведению собеседования-интервью; дискуссия «Какие профессионалы нужны нашему городу?»
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
-значение профессионального самоопределения;
-требования к составлению личного профессионального плана;
-правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
-понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
-значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
-о смысле и значении труда в жизни
-человека и общества;
-о современных формах и методах организации труда;
-о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
-о предпринимательстве;
-о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
-составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
-анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; -пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Занятия /час , дата |
||||
Плановые сроки прохождения |
Скоректированные сроки прохождения |
|||||
Раздел I. Приобретение профессии |
||||||
1 |
Введение в предмет. Виды и уровни образования. Права, гарантируемые государством в сфере получения образования. Виды профессий. |
|||||
2 |
Предпрофильное и профильное образование |
|||||
3 |
Анализ нормативных документов, составление перечня гарантий прав граждан на получение образования |
|||||
4 |
Обсуждение в группе отчетов по темам «Кто твои родители по профессии, что ты знаешь об этих профессиях, подходят ли они тебе?» |
|||||
Раздел II. Человек на рынке труда |
||||||
5 |
Ситуация на рынке труда в МО. Источники получения информации о вакансиях. |
|||||
6 |
Анализ ситуации на рынке труда по данным комитета по труду и занятости МО |
|||||
7 |
Анализ ситуации на рынке труда по данным комитета по труду и занятости МО |
|||||
8 |
Анализ объявлений о вакансиях, опубликованных в газетах |
|||||
9 |
Знакомство с наиболее востребованными, престижными, редкими и интересными профессиями «Послужной список». Составление профессиограммы |
|||||
Раздел III. Поиск работы и трудоустройство |
||||||
10 |
Проблемы трудоустройства. Отношения безработного гражданина со службой занятости населения. |
|||||
11 |
Самопрезентация как фактор успешности в поиске работы: составление резюме, портфолио, прохождение собеседования. |
|||||
12 |
Договорные отношения с работодателем: трудовой договор, оплата труда. |
|||||
13 |
Составление личного профессионального плана |
|||||
14 |
Защита проекта «Мой профессиональный выбор. Этап 1» |
|||||
15 |
Составление резюме |
|||||
16 |
Подготовка в проведению собеседования-интервью |
|||||
17 |
Дискуссия «Какие профессионалы нужны нашему городу?» |
|||||
Всего |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Аверкин В.Н. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера. М., 2005.
2. Климов Е.А. Как выбрать Профессию. М., 1990.
3. Поляков В. Технология карьеры. М., 1995.
4. Поляков В., Яновский Ю. Как Получить хорошую работу в новой России. М, 1995.
5. Пряжников Н. С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. М, 1995.
6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М., 2004.
7. Твоя профессиональная карьера: 8—9-е классы / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.Н. Шалавиной. М., 2003.
8. Энциклопедия-для детей: Выбор профессии / Под ред, Е. Ананьевой, В. Белоусовой. М, 2003.
«Согласовано»
Протокол №_____
ШМО естественных наук
от «___» ______________ 2016 г.
____________(Туманова Г.А.)
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
____________(Павлина Н.Н.)
Рецензия на программу элективного курса
«Профессиональное обучение и карьера»
Данный элективный курс ориентирован на создание условий для профессионального самоопределения учащихся в выборе профессии или сферы профессиональной деятельности.
Он способствует развитию готовности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях с учетом возможностей и состояния здоровья человека.
Достоинством курса является то, что он формирует у учащихся целостное представление о мире профессий, позволяет им исследовать собственные познавательные интересы, склонности и способности.
Курс предусматривает использование таких эффективных методов, как беседа, ролевая игра, конкурсы, групповые дискуссии, составление резюме, диагностические методики.
В результате составления профессионального плана, учащиеся будут иметь возможность самоопределиться в будущей профессиональной деятельности с учетом особенностей рынка труда и собственных возможностей.
Руководитель ШМО
учителей естественных наук Туманова Г.А.
Самофалова Оксана Алексеевна