Методическая разработка урока «Линейно-конструктивное построение кувшина»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Фокино
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУВШИНА»
Выполнила:
преподаватель
художественных дисциплин
Крюкля Оксана Владимировна
г. Фокино
2017г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ
«ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУВШИНА».
ВВЕДЕНИЕ.
Урок является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» по учебному предмету рисунок, срок реализации 5 лет.
Возраст учащихся: 4 класс художественного отделения (8 лет обучения),10-11 лет.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема урока: «линейно-конструктивное построение кувшина».
Методическая цель: линейно-конструктивное построения предмета, подобного телам вращения.
Образовательные задачи:
обучающая: усвоение этапов и правил линейно-конструктивного построения предметов, формирование навыков изображения окружности в перспективе;
развивающая: чувство пропорций, глазомер, графические навыки, аналитическое и пространственное мышление;
воспитательная: воспитание эстетического вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, целеустремленности, умения объективно оценивать собственную работу.
Вид урока: практический
Тип урока: комбинированный
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа);
наглядный (показ, наблюдение);
практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок предмета);
эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).
Материально-техническое обеспечение урока:
для учеников: мольберт, формат листа А3, графитные карандаши разной твердости, ластик.
для преподавателя: кувшин, натюрмортный стол, однотонная драпировка без складок, формат листа А3, графитные карандаши маркировки НВ,В, таблица «Форма предметов», «Ошибки изображения цилиндра», «Ошибки в изображении окружности в перспективе».
Применение здоровье-сберегающих технологий:
- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей и посадкой за мольбертом;
- нормирование времени при работе.
Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения.
Одна из главных задач рисунка с натуры – научить юного художника анализировать и передавать на плоскости предметы различной формы. Любая сложная пространственная форма может быть изображена как сочетание простых геометрических тел, ее составляющих. Процесс мысленного разделения сложной формы на условные простые называется анализом формы предмета и представляет первый необходимый этап рисования с натуры.
Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.
Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», « структура», «план», « взаимное расположение и соотношение частей». Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Это достаточно трудный многоэтапный процесс мышления, в котором глаз, мозг и рука действуют как единый орган. Основная роль отводится пространственному и аналитическому мышлению. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз.
Процесс построения изображения при учебном рисовании с натуры необходимо разделить на четкие отдельные этапы. Отсутствие методической последовательности в работе приводит к бездумному срисовыванию. В рисовании с натуры нужно строго следовать правилу развития рисунка от общего к частному и от простого к сложному..
Говоря о необходимости соблюдения последовательности работы, П. П. Чистяков указывал: «Человек... из практики узнает, что каждое дело, во-первых, требует правильного простого, здравого взгляда, во-вторых, требует неизменного порядка, требует, чтобы все... начиналось не с середины или с конца, а с начала, с основания... Рисующий увидит, что нарушение, малейшее нарушение порядка... ведет к совершенной неверности и путанице... Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего».
При изображении предметов юные художники нередко пренебрегают различиями в их размерах или просто не могут правильно воспринять и передать пропорции, пытаясь акцентировать внимание лишь на их конструкции и форме, искажая тем самым пропорции и гармонию целого. А между тем соблюдение пропорций и их значение весьма значимо. Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Пренебрежение пропорциями приводит к безграмотному рисунку.
Построение окружностей в перспективе на начальном этапе обучения постоянно вызывает у учащихся затруднения. В особенности сложность заключается в том, что при изображении овала нужно сделать его очертания плавными, округлыми, без каких-либо заострений. Учащиеся рисуют либо «Рыбку» (заостренный овал), либо «сосиску» (округленный прямоугольник) (Приложение 1). Поэтому на первых порах мы с учениками, перед рисованием очертания окружности в перспективе, на концы большего диаметра «одеваем» небольшие кружочки.
Организация учебного процесса требует краткости организационного момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной готовности класса и оборудования к уроку. Но это не значит, что учитель должен ограничиться проверкой отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся,
Начало урока – один из важнейших его моментов и должен быть направлен на создание у учащихся рабочего настроения, мотивации. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Оргмомент - 2 мин.
Повторение – 3 мин.
Объяснение нового материала - 15 мин.
Самостоятельная работа – 20 мин.
Итог урока – 5 мин.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент:
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания).
Создание у учащихся рабочего настроения, мотивации:
-Сегодня на уроке вы узнаете, как рисовать кувшин. Этот навык пригодится вам при работе над натюрмортами, сюжетными композициями и даже портретами.
А вообще кувшин – это что такое?:
- Сосуд с носиком и ручку для жидкости.
- Герой забавных сказок: А.Н. Толстого «Лиса топит кувшин», народная сказка «Лиса и Журавль».
- Незаменимый натурщик для художника при создании натюрморта (потому что в отличие от позирующего человека не имеет свойства скорее удрать по своим делам и не моргает и не крутит головой). Фрукты, овощи плюс кувшин, и смело можно рисовать с натуры натюрморт.
- Неплохой предмет дизайна интерьера или сада. Изящный кувшин для воды прекрасно впишется в интерьер любой комнаты, сделает обстановку интереснее и ярче.
- А если его легонько потереть, то есть некоторая вероятность, что Маг – чародей- старик Хоттабыч, либо Джин, исполнит, все что пожелаешь…
II. Повторение
На предыдущих уроках мы с вами изучали построение геометрических объемных тел. Каких?
А также мы познакомились с правилами изображения окружности в перспективе. Внимательно посмотрите на эти рисунки (Рис. 1)
и найдите ошибки, которые допустил художник при изображении цилиндров.
Рис. 1
III. Объяснение нового материала.
Конструктивный рисунок начинается с анализа габаритов предмета и компоновки изображения на листе.
Определяем расположение листа на мольберте (по вертикали или горизонтали). Это напрямую зависит от предмета, который мы хотим изобразить на листе бумаги. Если высота больше чем ширина, то лист располагаем вертикально, если ширина больше, то - горизонтально.
Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве листа.
С помощью метода визирования определяем соотношение ширины с высотой кувшина. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и исключительно в горизонтальном или вертикальном положении, и никогда не использовать короткие карандаши.
Работу начинаем с большей величины - это высота. Намечаем ее в листе произвольно, но так что бы будущее изображение кувшина не было слишком мало или слишком велико по отношению к листу. Причем снизу пустого места оставим чуть больше чем сверху, что бы создать ощущение глубокого пространства.
А вот ширину в рисунке мы должны взять в тех же соотношения к высоте, как выяснили в натуре, т.е. ширина должна быть меньше высоты в 1,2 раза.
Далее необходимо отнять:
слева от общей ширины кувшина ширину ручки (причем ширину ручки визируем в нижней части кувшина, потому что кувшин к низу расширяется);
справа – ширину носика.
Посередине остается прямоугольник (тулово кувшина), пропорции которого проверяем еще раз методом визирования (сравниваем отношение большей ширины тулова и высоты в натуре и в рисунке). Исправляем ошибки.
Тулово данного кувшина симметрично. Поэтому проводим осевую вертикальную линию, прежде найдя середину верхнего и нижнего основания.
Если смотреть на быстрый набросок без осевых линий, сложно определить, правильно и симметрично ли показана форма сосуда. При наличии этих линий мы сразу видим, где ошиблись, и что нужно подправить.
Рис.2
Быстрый набросок на глаз.
На этом же наброске легко провели осевые линии, чтобы определить неточности и ошибки.
Внесли исправления и получили симметричный рисунок.
Уточняем форму тулова кувшина.
Большинство видов посуды можно вписать в симметричные геометрические фигуры. К примеру: кувшин — в овал c трапециями, бутылку — в прямоугольники разной высоты и толщины, графин — в трапецию и прямоугольник.
Рис.3
На рисунке 3 намечены фигуры, в которые можно вписать сосуды разной формы. После, прямые линии мы сделаем более плавными, а углы скругленными.
Тулово нашего кувшина имеет форму трапеции (усеченный конус). Находим соотношение размеров верхнего и нижнего основания, и легкими линиями намечаем трапецию.
Намечаем месторасположения ручки и носика кувшина.
Отмечаем, где находится верхние границы ручки по отношению к тулову кувшина и его верхнего основания, отмечаем нижнюю границу ручки по отношению к нижнему основанию тулова кувшина. Далее намечаем горизонтальными легкими линиями поперечные части ручки и вертикальной линией – продольную часть ручки. И в завершении уточняем насколько отклоняются части ручки от вертикальных и горизонтальных линий.
Простраиваем окружности основании тулова кувшина.
Работу начинаем с верхнего основания, потому что оно видно полностью. Важно точно показать степень развёрнутости овала, для этого надо верно определить соотношение большого и малого диаметров (высоты и ширины).
Находим соотношение вертикального диаметра и горизонтального (степень раскрытия). Например, горизонтальный диаметр больше вертикально в 2 раза. Отмечаем на осевой линии отрезок в два раза меньше ширины верхнего основания и намечаем трапецию. Далее вертикальный радиус делим пополам, но горизонтальный радиус проводим чуть выше середины, потому что по закону перспективы ближний радиус больше, а дальний меньше. Отмечаем точками концы диаметров и аккуратно вписываем окружность, следя за симметричностью обрезанных углов трапеции.
Основные требования к изображению эллипса (рис. 4):
Края должны быть округлыми, а не заострёнными.
Нижняя половина чуть шире верхней.
Больший диаметр должен быть расположен строго горизонтально.
Левая половина должна быть симметрична правой.
Линия ближней части эллипса рисуется темнее, а дальняя — светлее.
Затем изображаем нижнее основание. Если соотношение диаметров верхнего основания было 1:2, то внизу возьмем отношения чуть-чуть больше, потому что высота кувшина небольшая и разница перспективных сокращении находящихся близко друг от друга плоскостей совсем незначительная.
6. Уточнение и обобщение изображения кувшина.
На последнем этапе полностью уточняем линейный рисунок, и вытираем ранее намеченные вспомогательные линии и фигуры.
IV. Самостоятельная работа.
Ученики садятся за свои мольберты, и последовательно строят кувшин.
Преподаватель наблюдает за работой учащихся и в случаи затруднений оказывает индивидуальную помощь, обращая внимания на ошибку и указывая способ ее устранения.
V. Итог урока.
Просмотр и оценивание работ.
И напоследок загадку вам загадаю:
У вас есть кувшин, наполненный водой. И небольшой, но пустой стаканчик. Задача состоит в том, что нужно доверху наполнить стакан, но так, чтобы в кувшине осталось столько же воды, сколько есть сейчас.
Ответ к загадке:
Пустой стакан нужно аккуратно установить на дно кувшина. Стакан при этом заполнится доверху, и в кувшине останется то же количество воды. То есть все условия выполнятся.
Домашнее задание:
Кто догадался, как решить загадку - молодец, и дома вы должны нарисовать еще стакан или кружку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рисунок, как учебный предмет, как основа всего изобразительного искусства, особенно на начальных ступенях обучения требует много усилий, как со стороны учащихся, так и от преподавателя. Первый год обучения рисунку - это очень важный для дальнейшего обучения период, поэтому с самых первых уроков необходимо четко отработать последовательность выполнения рисунка с натуры, для этого преподаватель во время показа и объяснения должен очень внятно ограничивать (оговаривать) рамки каждого этапа рисования, довести до сознания учащихся принцип рисования «от простого к сложному, от общего к деталям». Постоянно акцентировать внимание на важности использования осевой линии (линии симметрии), соблюдения пропорции. Необходимо тщательно подбирать натуру для рисования, постепенно увеличивая сложность формы предметов.
Рисование с натуры предметов с линейно-конструктивным построением ставит своей задачей правильно наблюдать, анализировать и познавать окружающую нас мир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М., государственное издательство «Искусство», 1952.
Кузин. В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. М.,»Просвещение», 1972.
Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. —М.: Эксмо, 2007. — 480 е.: ил.
Рисунок. Живопись Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож-граф фак. пединститутов Сост. Н. Н. Ростовцев и др.— М.: Просвещение, 1989.—207 с.
Ростовцев Н.Н.Учебный рисунок. Издательство: Просвещение, 1976.
Сапожников Л.П.Полный курс рисования Под редакцией главного редактора журнала «Художественный совет » В.П. Ларионова Четвертое издание, Издательство: «АЛЕВ-В» Творческая школа «Мастер-класс», Москва, 2003
Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 368 е., 12 л. ил.
Соловьев А. М., Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева Учебный рисунок. Методические обоснования рисования с натуры Учебный рисунок/Под ред. А. М. Соловьева. 1953.
Тихонов С. В. и др. Рисунок: Учеб. пособие для вузов — М.: Стройиздат, 1983.—296 с, ил.
Шембель А. Ф. Основы рисунка. Издательство: Высшая школа, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
12