12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурко Оксана Борисовна25
Россия, Донецкая Народная Респ.
0

Консультация для педагогов "Дети с аутизмом в современном обществе"


t1679589483aa.png

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 297 ГОРОДА ДОНЕЦКА»








Консультация для педагогов

t1679589483ab.gif

«ДЕТИ С АУТИЗМОМ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»


t1679589483ac.gif



Подготовила и провела учитель – логопед

МБДОУ «ЯСЛИ _ САД №297 Г.ДОНЕЦКА»

Бурко Оксана Борисовна






Сам себе герой,
Сам себе чужой,
Вечно сам не свой,
Кто же я такой?


Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда детский психиатр и дефектолог Клара Самойловна Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

По оценкам экспертов в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. В 2012 году Центр по контролю за заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об 1 случае аутизма на каждые 88 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Российская статистика о таких детях пока отсутствует. Если исходить из средних данных по другим странам, то можно предполагать, что в России насчитывается около 200 тысяч аутичных детей. Согласно литературным данным, мальчики в 3-4 раза чаще страдают аутизмом, чем девочки.

Понятие «аутизм» было введено в середине прошлого века австрийским и американским педиатром и психиатром Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году советский ученый Самуил Мнухин.

Сегодня многим специалистам уже понятно, что оно намного масштабнее и сложнее, чем казалось сначала. Это не просто некая психическая аномалия, а многофункциональное нарушение, в основе которого проблемы самого разного происхождения: иммунологические, неврологические, биохимические, эндокринные и т.д.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет. Синдром   детского   аутизма   окончательно   складывается   к   2,5- 3 годам, но тенденции аутистического развития могут быть выявлены рано, практически с рождения ребенка.



Так что же такое аутизм?

«Аутизм» – (греч. – «сам») погружение в себя.

«Это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мире собственных переживаний» (Э. Блейлер)

Это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

Это одно из нарушений развития, для которого характерны дефициты социальных навыков и повторяющиеся виды поведения.


Они как инопланетяне, которые не знают правил игры и воспринимают эмоции мира по-своему.


Уже в раннем возрасте о РАС свидетельствует:

- непереносимости бытовых шумов, неприятии ярких игрушек;

- особая зачарованность отдельными впечатлениями: тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными. Дети стремятся воспроизводить их вновь и вновь, и вмешаться в их действия трудно.

- ребенок избегает или не ищет взгляда в глаза, не просится на руки, его улыбка редко адресуется близкому человеку и чаще возникает в связи с какими-­нибудь приятными впечатлениями.

- затруднено формирование адекватной мимики, возможна и неадекватная реакция на эмоциональные проявления близких, грубо нарушается формирование привязанности.

- крайне трудно привлечь внимание ребенка с помощью игрушки, вовлечь в совместные действия с предметами, а у самого ребенка так и не появляется указательный жест.

Уже на первом году жизни задерживается и искажается речевое развитие: гуление и лепет развиваются вне связи с коммуникацией, малыш не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги, слова; не появляются обращения.

Особенно   тяжело   может   протекать кризис   первого   года, связанный с   началом самостоятельной ходьбы. Недоразвитие средств коммуникации и координации внимания мешает взрослому организовать ребенка. В этот период часто теряются даже те немногочисленные навыки коммуникации, которые сложились: ребенок перестает откликаться на имя, выполнять простейшие   просьбы,   теряет   чувство  края. (Может даже закрасться подозрение, что ребенок глух и слеп). 


Почему так много детей рождается заключенными в своей душе? Однозначного ответа на этот вопрос не дает никто.

Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания "аутизм". Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория "холодной матери").

В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, т. е. может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:

Генетические факторы: в последние годы в России и за рубежом велись исследования по выявлению генов, ответственных за возникновение РАС. Согласно последним данным, около половины этих генов широко распространены в популяции, но проявление заболевания зависит от их сочетания между собой и факторов окружающей среды.

Структурные и функциональные нарушения головного мозга: с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) расширились возможности изучения головного мозга. Благодаря этому стало известно, что у людей с РАС изменено строение различных структур мозга: в лобных долях, мозжечке, лимбической системе и стволовом отделе головного мозга. Имеются данные об изменении размера головного мозга у детей с симптомами аутистического спектра по сравнению со здоровыми детьми: при рождении он уменьшен, затем резко увеличивается в течение первого года жизни. При аутизме также отмечается нарушение кровоснабжения головного мозга, а в части случаев расстройству сопутствует эпилепсия.

Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга (нейромедиаторов), которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками. Например, у 1/3 детей с РАС был увеличен серотонин в крови. По результатам других исследований, у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).


Портрет аутичного ребенка.

И в старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия – ритуалы. Малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает “уход в себя” либо вспышка агрессии, выражающееся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму.

Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения, если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми.

Кроме того, их речи характерна фотографичность, не осмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка. Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударение в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

Не воспринимая своего “Я”, не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.


Результаты исследований других ученых выявили еще ряд особенностей РАС:

Измененное отношение к словесному обращению. Отсутствие отклика на имя, другое обращение; слабость, избирательность реакции; отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания.


Трудности питания ребенка - отвержение новых видов еды, ритуальность в ее режиме и атрибутике, приверженность к привычным деталям окружающего, патологические реакции на перемену обстановки – в виде нарушения вегетативных функций, неврологических расстройств, негативизма, регресса навыков, психологических явлений.




Нарушение чувств самосохранения. Отсутствие «чувства края». Отсутствие закрепления отрицательного опыта ожогов, порезов, ушибов.

Трудности сосредоточения, резкая пресыщаемость внимания, нарушение целенаправленности и произвольной деятельности. Наибольший интерес к знаку (букве, цифре), форме, цвету, при игнорировании функциональных свойств предмета. Часто поражает необычная пространственная (запоминание маршрутов, расположение знаков на листе, географической карте) и слуховая память.

Нередко игра вообще отсутствует. Характерно манипулирование с неигровыми предметами, их одушевление, соединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам. Преобладает игра в одиночку, часто в обособленном месте.


«В мире нет двух одинаковых аутистов, поэтому составить единый портрет «особого ребенка» невозможно».


Этапы помощи аутичному ребенку

Дети-аутисты могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);

посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);

пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);

обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;

начать работу с соответствующим специалистом.


Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)


Рекомендации по работе с детьми-аутистами

Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

Принимайте его таким, какой он есть.

Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

Придерживайтесь определенного режима дня.

Соблюдайте ежедневные ритуалы.

Не трогайте ребенка.

Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.



Организация учебного процесса отличается своей спецификой и предполагает наличие особых дидактических пособий. Ребенку необходимо рассмотреть, потрогать, постучать, а иногда и погрызть тот материал, из которого изготовлено пособие. Поэтому во время занятий следует использовать яркие предметы, выполненные из дерева или пластика. Но не следует пренебрегать игрушками с различной фактурой, бытовыми предметами. Так обучая сортировке можно использовать деревянные шарики и кубики, а можно фруктовые косточки, шишки, семена фасоли и др.



Во что и как играть с маленьким ребенком – аутистом?

Хороводные игры,
• Игры с правилами,
• Пускать мыльные пузыри,
• Игры с водой,
• Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Как учить ребенка-аутиста:
• Доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
• Избегать переутомления;
• Четко организовывать пространство;
• Использовать подписанные системы хранения;
• Подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
• Обращаться к ребенку по имени;
• Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
• Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
• Использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
• Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.


Страдающие аутизмом в современном мире считаются особенными. Такие люди, если их родители с детства относились к ним правильно, по жизни добиваются очень много. Со временем они становятся даже известными личностями. Индивиды с таким расстройством часто встречаются среди знаменитостей как за рубежом, так и в России.



Известные люди с аутизмом в России

t1679589483ad.jpg


Евгений Кисин, пианист

Евгений Кисин, начал проявлять свои необыкновенные способности еще в младенчестве. Он слышал, как его старшая сестра занималась музыкой на фортепиано и повторял за ней, напевая мелодии. С 2 лет юный вундеркинд уже мог сам играть на пианино. В 6 лет талантливого Е. Кисина отдали в музыкальную школу имени Гнесиных.

Семья особенного мальчика с одаренностью всегда относилась к нему тепло и понимающе, чего нельзя сказать о его сверстниках. Евгения часто не воспринимали в школе как нормального ребенка, что, конечно же, очень его волновало. Но, благодаря профессиональному подходу, юный пианист быстро обучился музыкальной грамоте и стал известен даже за рубежом.

t1679589483ae.jpg



Григорий Перельман, математик

С детства очень развитый Григорий Перельман играл во взрослые, а не детские, игры. В 6 лет он уже легко оперировал в уме 3-значными числами. Этот тихий и скромный гений, по словам окружавших его людей, всегда имел отличительное собственное мнение. Его ничто вокруг особенно не интересовало. В школах, до поступления в институт, Перельман часто выигрывал на математических олимпиадах. Педагогам будущий знаменитый и странный ученый подсказывал лучшие и более экономные решения теорем.

После института Перельман получил 3 государственных премии за свои выдающиеся заслуги. Но от всех их он полностью отказался. Этому человеку всегда были безразличны деньги и человеческие ценности других людей.





Знаменитости с аутизмом за рубежом

t1679589483af.jpg

Чарльз Дарвин, создатель эволюционной теории 

Английский натуралист и путешественник с детства любил одиночество и природу, собирал коллекции бабочек, минералов и раковин. Остальные науки он считал бесполезными, поэтому гимназию окончил весьма посредственно, а последующее медицинское образование, не огорчаясь, забросил. 

Дарвин маниакально все записывал и даже скрупулезно вел дневники с наблюдениями за своими детьми. Эти записи не были похожи на заметки блаженного папаши, скорее они напоминали исследовательскую работу.


t1679589483ag.jpg


Льюис Кэрролл, писатель

Абсурдное произведение «Алиса в стране чудес» литературные критики всегда считали эксцентричным, но захватывающим произведением. Потому и написать его мог только автор, имеющий особенное мировосприятие. Писатель с детства страдал выраженными аутистическими расстройствами, что проявлялось в невозможности общения, невероятной застенчивости и сильным заиканием.

Кэрролл имел несколько увлечений. Он увлекался шахматами, фотографией, обладал математическим талантом, что позволило ему стать автором многих научных трудов.













t1679589483ah.jpg


Стенли Кубрик, кинорежиссёр

В детстве замкнутый Стенли не общался с ровесниками, а играл в одиночестве в шахматы. В дальнейшем у будущего режиссера выявился синдром Аспергера. Всю жизнь у Кубрика были проблемы с эмпатией, нелюдимость, навязчивые мысли, дотошность.

Благодаря аутистическому расстройству известного синема-мастера мир увидел его неподражаемые шедевры. Все его кинокартины стали отменными из-за неимоверного перфекционизма знаменитого режиссера и его внимания к деталям.

t1679589483ai.jpg


Энтони Хопкинс, актер

Будущий актер Энтони Хопкинс, когда был ребенком, страдал дислексией. Из-за этого у него развивались многочисленные комплексы. К 70 годам этот знаменитый человек решил провериться на на наличие у него аутизма. К этому его подтолкнули постоянный анализ поведения окружающих и книжных героев, наличие нервного тика, повторяющаяся непоследовательность действий, стремление к одиночеству, замкнутость.

Подтвердившийся диагноз «аутизм» на Энтони Хопкинса отрицательно не повлиял. Актер по-прежнему уверен, что данное расстройство психики, наоборот, очень помогло ему в жизни. С ним Тони нашел себя и свою профессию. Справляться с такой аномалией развития знаменитости помогают его увлечения музыкой и живописью.













t1679589483aj.jpg


Кортни Лав, актриса, рок-певица

В 9 лет Кортни Лав был поставлен диагноз «аутизм». У будущей звезды были проблемы с общением, она с трудом находила общий язык со сверстниками. В 14 лет девушка оказалась в исправительном заведении за кражу футболки из магазина, но, судя по всему, ей это пошло на пользу. «Исправившаяся» Кортни некоторое время изучала богословие в Тринити-Колледже, а затем увлеклась музыкой.

Сегодня певица признается, что большая часть проблем, связанных с аутизмом, за ее бурную жизнь сошли на нет. Она чувствует проявление своих особенностей в стрессовых ситуациях и, возможно, благодаря этому иногда бывает слишком откровенной, однако успешной карьере это качество не помешало.


Человек-аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может на нее адекватно реагировать. Аутизм мешает человеку ориентироваться в социуме. Это расстройство не дает личности правильно выражать себя и понимать, что означают слова и действия окружающих людей. Это не больные люди, они просто другие, и мозг у них работает иначе. Многие из особенных людей не только приспособились к самостоятельной жизни, но и стали известными на весь мир персонами


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.