Консультация для педагогов «Что делать, если дети дерутся?!»
Детский сад № 51 «Земляничка»
Консультация для педагогов
на тему: «Что делать, если дети дерутся?!»
Составила: воспитатель 1 квалификационной категории -
Муравьёва М.Г.
Рыбинск, 2023г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Хочу начать со слов Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли».
Дети в любом возрасте могут вступать в конфликты — некоторые из них заканчиваются дракой.
Понятие «детская драка» означает способ разрешения детьми межличностных конфликтов с помощью физической силы.
Одинаковых детей не бывает, все со своим характером, нравом, привычками. И когда все эти личности встречаются в одном коллективе, то получается хаос.
Задача воспитателя – утихомирить группу и направить их энергию в правильное русло, сформировать у детей правильную модель поведения в обществе, не используя при этом насилия и не нарушая прав ребенка.
Воспитателю следует наблюдать за детьми, отмечать особенности проявления агрессии и неадекватные (по его мнению) реакции. Чаще всего, если исключить случаи нарушения развития, агрессия детей – это психологическая защита ребенка от разных фрустрирующих факторов, когда педагог заинтересован в помощи такому ребенку, он увидит, как начинается и протекает приступ злости, поймет, как его можно купировать.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал: «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии».
Многие психологи утверждают, что это ёмкое выражение отражает всю суть данного явления.
Драки, девиантное поведение, мстительность, живодёрство, истерики — всё это есть не что иное как протест против окружения, ответная реакция на жестокость, подавление, насилие, несправедливость.
Воспитателю необходимо знать три главных момента:
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Какой он? Агрессивный ребёнок?
Говоря о психологическом портрете агрессивного ребенка, можно выделить следующее:
Агрессивный ребенок нападает на других детей, обзывает, бьет их, отбирает, ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения, он очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным.
Такой ребенок часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, они имеют низкий уровень эмпатии (умение сопереживать другому человеку). Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.
Выделяют следующие факторы, влияющих на ее появление:
стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
повсеместная демонстрация сцен насилия (ТВ);
индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);
социально-культурный статус семьи.
Причины агрессивности детей и методы их коррекции:
Что делать?
Подавайте ребенку только положительный личный пример!
Обязательно нужно исключить следующее:
Оскорбление и унижение ребенка,
Запугивание ребенка,
Применение наказаний.
Помните, в эти моменты дети впитывают всё, что делают взрослые, берут на вооружение эти примеры, как можно обращаться с окружающими с агрессией и затем, могут копировать Ваше поведение.
Нельзя запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции!
Если Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию: ругать его за это, требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», то он, безусловно, усвоит – «злиться – это плохо».
Но какая у него альтернатива?
В напряженных ситуациях просто – ни чего не чувствовать.
Но что ребёнку делать?
Если у ребёнка хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт – он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депрессии и стрессу. И даже к неискренности и враждебности по отношению ко взрослым.
Учим ребёнка реагировать правильно.
Действие заменить словом – «я - сообщение»
объясните ребенку, что о своих эмоциях можно говорить, и, что «драться» - это не правильно.
"я разозлился, так как ты сломал мой телефон",
"Мне неприятно, когда мои вещи берут без спроса".
Таким образом, вы учите ребёнка выражать злость словами, а не действием.
Конечно, сами тоже выражайте свои чувства в "я - сообщениях".
"Мне неприятно, что ты раскидал все вещи".
«Коробка ЗЛОСТИ».
Можно комкать и рвать бумагу.
«Подушка для битья».
Можно бить «злую подушку».
«Коробка крика».
«Стаканчик со страхами».
«Коврик ЗЛОСТИ».
«Релаксационные упражнения».
Использование различных терапий:
Арт-терапия:
Злость и агрессию можно нарисовать, слепить из пластилина, покажите как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим.
Мандалотерапия – эффективный метод арт-терапии.
Это бережная и безопасная медитативная техника, когда ребёнок создает рисунки в круге, сконцентрировавшись на своей проблеме.
Песочная терапия - это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол).
Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия с применением игры. Это необходимо для полного погружения во внутренний мир ребенка.
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Музыкальная терапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают. Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
- Фоновая музыка может помочь в решении следующих задач:
— создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;
— развитие воображения в процессе творческой деятельности, что способствует повышению творческой активности;
— активизации мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;
— переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, что предупреждает усталость и утомление;
— психологической и физической разрядки после учебной нагрузки — во время психологических пауз, физкультурных минуток.
В моей фонотеке, собрался широкий подбор фонограмм классических, народных, детских музыкальных произведений, шумовых фонограмм и звуков природы, которые можно применить на занятиях как самостоятельные терапевтические приёмы и как музыкальные сопровождения, усиливающие эмоциональный отклик детей и зрительные образы, создаваемые детьми. Это всё рекомендации психологов:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.
Закончить выступление хочется словами Великого человека – Аристотеля:
"Каждый может разозлиться - это легко.
Но разозлиться настолько, насколько нужно и по той причине, по которой нужно,
это дано не каждому…"