Материал на проверке

Консультация для педагогов " Нейроигры, как средство физического развития детей в ДОУ"

0
0
Материал опубликован 27 January

Мt1737961894aa.png униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»













Нейроигры как средство физического развития детей в ДОУ







Инструктор по физической культуре: Тимофеева О.А.



















Г.о.г. Выкса 2025 г

В эпоху быстрого технологического прогресса появляются новые подходы для интересного и гармоничного воспитания детей. Сфера физической культуры также внедряет инновационные методики. Одним из последних достижений стало применение нейроигр на занятиях физкультуры. Существует множество программ для физического развития дошкольников, однако инструкторы продолжают искать современные способы усовершенствования своей практики. Одним из таких методов является интеграция элементов нейрогимнастики и подвижных нейроигр в традиционные занятия. Нейрогимнастика и нейроигры – это не только физические упражнения, но и тренировка мозга.

Нейроигры как средство физического развития детей в ДОУ — это специальные игровые комплексы, основанные на принципах нейропсихологии. Они разрабатываются с учётом возрастных особенностей детей и направлены на стимуляцию различных участков мозга, тренировку мозга и развитие нейронных связей.

Задачи нейроигр на занятиях по физической культуре включают:

Задачи, связанные с освоением физических навыков:

- Развитие координации. Улучшение координации движений, ловкости, баланса и ориентации в пространстве.

- Развитие крупной моторики. Совершенствование навыков бега, прыжков, лазания, метания и других движений, требующих работы крупных групп мышц.

- Развитие мелкой моторики. Улучшение точности и ловкости движений кистей и пальцев, что важно для подготовки к письму и другим видам деятельности. -Укрепление мышечного тонуса. Способствование формированию осанки, укреплению мышечного корсета, повышению выносливости и силы. 1

- Повышение двигательной активности. Мотивация детей к более активному движению, способствовать развитию их двигательных способностей и умений.

Задачи, связанные с развитием когнитивных навыков:

- Развитие внимания. Улучшение устойчивости внимания, способности к сосредоточению, переключаемости.

- Развитие памяти. Улучшение произвольной и непроизвольной памяти, способности запоминать последовательность движений, правила и инструкции.

- Развитие мышления. Стимуляция развития логического мышления, пространственного взаимодействия, умения анализировать и синтезировать информацию.

- Развитие речи. Развитие речи посредством интеграции движений с речевыми заданиями, расширения словарного запаса и улучшения артикуляции.

- Улучшение сенсорного восприятия. Развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия, а также умение интерпретировать получаемую сенсорную информацию.

- Развитие саморегуляции и контроля. Улучшение способности детей контролировать свои эмоции, импульсы и поведение, а также планировать свои действия.

Задачи, связанные с развитием эмоционально-социальной сферы:

- Снижение тревожности и стресса. Создание позитивной и комфортной атмосферы на рабочих местах, снижение уровня тревожности и стресса.

- Улучшение эмоционального состояния. Вызов положительных эмоций, повышение настроения и мотивации детей к физической активности.

- Развитие социальных навыков. Улучшение навыков общения и взаимодействия со сверстниками, умение работать в команде, соблюдать правила и уважать других.

- Повышение самооценки. Способствование формированию у детей уверенности в себе, своих возможностях.



Некоторые преимущества использования нейроигр на занятиях физической культуры:

Повышение мотивации. Нейроигры делают процесс занятий более интересным и захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях.

Развитие навыков командной работы. Нейроигры учат детей работать в коллективе, развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству.

Улучшение координации движений. Нейроигры требуют от детей выполнения сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.

Развитие когнитивных функций. Участие в нейроиграх стимулирует работу мозга, улучшая память, внимание и способность к принятию решений.

Включение нейроигр в физическую активность способствует лучшему запоминанию учебного материала, улучшает координацию и психофизиологические функции. Регулярная практика нейрогимнастики усиливает память и концентрацию внимания у детей.

Примеры нейроигр для занятий физической культуры в детском саду:

«Соревнование муравьёв». Цель игры — развитие координации движений, внимания и командной работы. Дети разделяются на две команды, каждая из которых представляет собой «муравейник». Задача каждой команды — быстро и аккуратно перенести разноцветные мячи (пищу) из одного места в другое, используя только ноги.

«Мозаика». Цель игры — развитие логического мышления, моторики и внимания. На полу размещается большой пазл или мозаика, состоящая из крупных деталей. Дети должны собрать мозаику, выполняя различные физические упражнения (прыжки, бег, лазанье и т. д.) для того, чтобы добраться до нужной детали. 1

«Светофор». Цель игры — развитие внимания, концентрации и быстроты реакции. Ведущий игры (педагог) становится «светофором» и показывает детям карточки разных цветов, имитируя сигналы светофора. Зелёный цвет означает «бег», жёлтый — «ходьба», красный — «стоп». Ведущий меняет карточки с разной скоростью и в случайном порядке. Дети должны мгновенно реагировать на сигналы, выполняя соответствующие действия.

Картотека нейроигр и упражнений для детей дошкольного возраста



Игра « Hос — пол — потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Описание игры: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,

затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,

увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя

другое. Ребёнок должен показывать, что называет взрослый, игнорируя

его показывание.

Игра «Колено – локоть»

Цель: Активизировать зону обоих полушарий,

обеспечивающих причинно-

обусловленный уровень мышления.

Описание игры:

И. п.: Стоя. Поднять и согнуть

левую ногу в колене, локтем правой руки

дотронуться до колена левой ноги,

Игра «Веселый счет»

Цель: развитие внимания, тренировка счета

Описание игры: В центре в обруче лежат кубики, вокруг них выкладываются обручи с цифрами, дети идут по кругу под музыку выполняя задания, когда останавливается музыка они останавливаются и выкладывают столько кубиков сколько написано на карточке. Закончившие поднимают руки вверх.

Игра «Передай мячик»

Цель: развитие внимания.

Описание игры: Дети сидят на полу в шеренгах, перед ними обруч, у первого в обруче лежат мячи по сигналу он начинает передавать мячи в обруч соседа левой рукой, тот в свою очередь передает мяч соседу слева, левой рукой, обратно передают правой рукой, пока все мячи не вернутся в первый обруч.

Игра «Передача мяча в парах»

Цель: способствовать развитию согласованности движений рук.

Описание игры: передавать мяч из своей правой руки в левую руку партнеру, одновременно принимая левой рукой его мяч.

Игра «Веселые мячики»

Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение

работать с группой, снятие напряжения.

Описание игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По

команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за

спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные

вправо-влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять

темп, заданный педагогом.

Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего

стихотворения или музыки.

Игра «Каждый мячик на свое место»

Цель: развитие внимания, закрепление знаний цветов.

Описание игры: дети строятся в две колонны напротив них стоят подставки разных цветов, около них коробка с мячами таких же цветов. Дети по очереди берут мяч бегут и ставят его на подставку такого же цвета.

 

 

 

 

 

Игра «Части тела»

Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение

работать с группой, снятие напряжения.

Описание игры: игроки передают мяч по кругу, прикасаясь к какой – то части тела соседа, сосед берёт мяч и называет часть тела к которой прикоснулись, передавая мяч, например, «правая

ступня». Можно всем напевать: «Вот летела муха, на правую ступню мне села, почесала брюхо, дальше полетела»

Упражнение «Сороконожки»

Цель:Развитие моторной координации, снятие напряжения.

Описание игры: и. п.– сидя на полу, ребенок готовит руки — ставит кисти с растопыренными пальцами на область груди и со словами, произносимыми хором и ведущими, и детьми «две сороконожки бежали по дорожке», пробегает — перебирает пальцами до кончиков ног: «вместе прибежали и» называет свое имя «(Ванечку, Сашеньку…) обняли» и изо всех сил обнимает себя. С совсем маленькими детьми или с детьми с выраженным отставанием в развитии это упражнение сначала может выполнять ведущий.

 

Упражнение «Ухо – нос – хлопок»

Цель: Улучшает мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

Описание игры: Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

 

Игра «Робот»

Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания

Описание игры: Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо. После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.

 

Упражнение «Замочек»

Цель: тренируем сложные перекрестные непривычные движения, требующие внимания и контроля со стороны обоих полушарий.

Описание игры: Правую ногу поставить впереди левой, скрестив ноги. Руки вытянуть вперед большими пальцами вниз, тыльной стороной друг к другу. Перенести правую руку над левой и сцепить пальцы в замок. Руки получаются переплетенными. Согнуть руки в локтевых суставах, руки так, чтобы замок оказался на груди. Если гибкость или болезнь суставов не позволяют сделать это движение в полном объеме, то возможен облегченный его вариант, доступный для выполнения конкретным человеком. Сохранять такую позу в течение 1-2 минут.

 

 

Упражнение «Червячок в яблочке»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения: Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.

 

 

Игра «Клад»

Цель: развивать внимание, моторику, координацию движений, пространственные представления.

Описание игры: Ведущие заранее прячут в кабинете конфеты или маленькие игрушки. Затем, следуя командам взрослого, ребенок выполняет определенные действия (например, три шага вперед, поворот направо и т. д.) и находит клад.

 

 

Упражнение «Обезьянки строят рожицы»

Цель: развитие мимических мышц, умение понимать эмоции других людей и свои собственные.

Описание игры: Ведущий изображает на лице различные эмоции и обозначает их словом «обезьянки разозлились, удивились, испугались, обрадовались, загрустили», дети повторяют за ним.

Усложнение 1: Ведущий изображает эмоцию, а дети должны угадать, что «обезьянка» чувствует и что могло случиться.

Усложнение 2: Детям показывают картинки, где изображены дети или животные, выражающие различные эмоции. Нужно повторить и назвать.

Усложнение 3: Каждому из детей, незаметно для остальных, выдаются картинки с изображением какой-либо из эмоций, ее нужно показать, а другие дети должны угадать.

 

Игра «Кто быстрее»

Цель: Развитие внимания и

быстроты реакции.

Описание игры: Дети стоят в парах

напротив друг друга, между

ними обруч с мячами.

Повторяют за педагогом

исходные положения, затем

педагог называет цвет, который

есть в обруче и ребенок должен

быстро взять его.

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.