Консультация для педагогов на тему «Театрализованная деятельность – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему «Театрализованная деятельность – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста».
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отражённый в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОО, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
развитие эмоций;
воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие:
содействие развитию монологической и диалогической речи;
обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие:
приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
развитие воображения;
приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
создание выразительного художественного образа;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
согласование действий и сопровождающей их речи;
умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс
развития образа;
выразительность исполнения основных видов движений;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Общая отличительная специфика театрализованной деятельности заключается в сопереживании, познавательности, непосредственном воздействии художественного образа на личность. Поэтому использование театрализованных видов деятельности в ДОО может только приветствоваться. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их собственными усилиями, создавая свой художественный образ персонажа или явления. При этом у них развивается ассоциативное мышление, воображение, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра – одно из самых ярких и доступных средств, формирующих художественный вкус детей-дошкольников.
Обычно разными видами театрализованной деятельности дети начинают заниматься под руководством взрослых в общем коллективе, изучая нужные приемы театральных игр, требования к работе над техникой речи и метроритмикой. Подобная коллективная деятельность сначала бывает направлена общим целостным воздействием на личность ребенка, на его раскрепощение и на первичную заинтересованность новыми видами совместных игр, а в перспективе – на самостоятельное детское творчество, развитие ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для ее социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативно-социологические качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Мир театральных игр формирует основы нравственно-эстетического воспитания, способствует ознакомлению с его выразительным языком, который закладывает основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. При этом формируются навыки взаимного общения, коллективной работы. Один из способов развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности является создание вокруг них развивающей предметно - пространственной среды, которая должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребенка. Поэтому в нашей группе выделена специальная отдельная «зона», которая содержит в наличии атрибуты театральных игр. В таких театральных уголках должны размещаться разные виды театра (бибабо, настольный, марионеточный, пальчиковый, на фланелеграфе и др.), а также реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей – наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы или их элементы, маски. Создание подобной зоны театрализованной деятельности предполагает соблюдение некоторых принципов, например, возрастную адресованность оборудования и материала. Создание такого уголка в группе детского сада непременно способствует развитию у детей познавательного интереса к театральной культуре и миру театра. Дошкольники, как правило, любят сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Классификация театрализованных игр:
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.
Режиссерские игры:
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игры-драматизации:
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды:
учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
особенности его эмоционально – личностного развития.
интересы, склонности, предпочтения и потребности.
любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
возрастные и полоролевые особенности.
выполнение правил техники безопасности.
эстетическое оформление игрового оборудования.
В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Основная цель, которую ставят педагоги ДОО - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС ДО, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Поэтому первоначальное внимание направлено на обогащение предметно-развивающей среды, создание уголка по театрализованной деятельности, с использованием различных видов кукольных театров. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Дети учатся имитировать жесты людей, движения животных, появилось желание подпевать, выполнять движение в такт музыки.
Дети 3-5 лет знакомятся с различным видами кукольных театров: пальчиковым, теневым, кукольным театром, и т.д. Дети учатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения настольных кукол.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Для того чтобы ребенок проявил творчество, нужно обогащать его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.
Итак, театрализованная игра - одна из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
в процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
происходит коррекция поведения;
развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»
Лист регистрации
№ | ФИО | Должность | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |