Материал на проверке

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 16:31 в группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 94 «Полянка» г. Волжского Волгоградской области

(МДОУ д/с № 94)



Консультация для родителей

Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет


Уважаемые родители!

В современном мире одной из важных проблем становится полноценное развитие детей дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика.


Мелкая моторика — тонкие движения кистей и пальцев рук — необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества.


С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.


Для развития мелкой моторики можно использовать разные игры и упражнения. Детям 3—4 года доступны энергичные движения кистями рук («месить тесто», «забивать гвозди»). Они составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); из пальцев одной руки (зайчик, коза); могут выполнять согласованные действия двумя руками (домик, ворота), учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.


Важно! Игры и упражнения должны быть направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. В играх должны чередоваться сжатие, расслабление и растяжение кисти руки. В процессе игр и выполнения заданий следует добиваться, чтобы все упражнения приносили радость, выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц рук. Все указания даются спокойным доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.


 Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

1. Игры с мелкими предметами. Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое: мозаика; пазлы; конструктор. Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. 


2. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.


3. Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.


4. Оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.


5. Игры с песком и крупами. Дети большим интересом работают с крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.

Занятия с песком и различными материалами очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, как бы заземляя негативную энергию. Детям всегда нравиться все трогать, пересыпать ручками и совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.


6. Рисование и лепка.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Дети не только видят то, что создали, но и трогают, берут в руки и по мере необходимости изменяют форму. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, закрепляет цвета, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.


Рисование помогает в развитии двигательных ощущений. Рисуя дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью учатся регулировать свои движения в отношении темпа силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность движения руки, которые в дальнейшем необходимы для письма. 


Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости.


Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно. 


Что бы вы ни делали – делайте это с любовью, увлечением. Все это принесёт пользу вам и вашим детям! У детишек укрепятся пальчики, совершенствуется координация движений рук, глаз. А вы, погрузившись в совместное творческое общение, получите неоценимую возможность вернуться в мир детства!


Желаем вам удачи в творческих поисках!


Подготовила: воспитатель

​​​​​​​Старшинина И.В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.