Консультация для родителей с элементами мастер-класса «Как научить ребёнка решать головоломки на плоскости» (на примере головоломки «Слагалица» В.И. Красноухова)
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов
на лучшую разработку «Консультация для родителей»
Консультация с элементами мастер-класса
«Как научить ребенка решать головоломки на плоскости»
(на примере головоломки «Слагалица» В.И.Красноухова) 1
Цель: повышение компетентности родителей (законных представителей) в использовании игр-головоломок в интеллектуальном развитии детей.
Задачи:
1.Расширить представления о значении игр-головоломок в развитии ребенка.
2.Показать приемы обучения детей решению головоломки «Слагалица».
3.Вовлечь родителей (законных представителей) в образовательную деятельность детского сада и построение развивающего сотрудничества детей и взрослых.
Предварительная работа: анкетирование родителей (законных представителей) с целью изучения востребованности дополнительной общеобразовательной программы «Мир головоломок».
Продолжительность: 45 минут.
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка. Для развития мышления и воображения ребенка можно использовать различные средства, одним из них являются головоломки. Каковы, на ваш взгляд, возможности игр-головоломок в развитии дошкольника? (высказывания родителей.) Вы правы, головоломки развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы, мыслить самостоятельно.
С уществует множество различных головоломок и их видов. Разумеется, обо всех них рассказать невозможно, поэтому сегодня мы познакомимся только с головоломкой «Слагалица» В.И. Красноухова (демонстрация головоломки). Игра-головоломка состоит из 7 плоских геометрических фигур, уложенных в коробочку (в некоторых заданиях коробочка используется как элемент игры) и серии карточек с заданиями трех видов и трех уровней сложности. Её автору удалось представить более 300 вариантов различных фигур.
Цель игры – воссоздать на плоскости силуэты предметов и объектов «по образцу», «по памяти», «по схеме», «по сплошной заливке» или создать новый образ.
Педагогическая ценность данной головоломки заключается в том, что она создает условия для формирования умения выделять свойства и отношения деталей (форма, величина, расположение в пространстве); формирования умения действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять собственный алгоритм, самостоятельно создавать новый образ; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность; развития целостного восприятия, памяти, образного мышления, произвольного внимания. Игра воспитывает уверенность в себе, в своих возможностях, целенаправленность, умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, стремление доводить начатое дело до конца.
Предлагаем вам на практике освоить приемы обучения детей решению головоломки «Слагалица» (раздача родителям головоломок). Попробуем вместе потренироваться в создании фигур по образцу, по памяти, по схеме с контурным делением на части, с незаконченным образом и со сплошной заливкой изображения.
Но, прежде чем предложить ребенку игру-головоломку «Слагалица», необходимо провести ряд подготовительных упражнений, способствующих ознакомлению с деталями головоломки, правилами сборки, способами составления различных фигур.
Давайте рассмотрим набор фигур:
- Какой формы детали?
- На что похожи детали? (показ деталей со скошенным краем).
Отберите все треугольники, сосчитайте их. Сравните по размеру, накладывая один на другой.
- Сколько маленьких, одинаковых по размеру треугольников?
- Сколько больших?
- Сколько всего треугольников и какого они размера?
Возьмите 2 маленьких треугольника и составьте из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.
Обратите внимание ребенка на то, что из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Рассмотрев фигуры, поясните, что это набор фигур к игре, которая называется головоломка. Из деталей головоломки можно составить много интересных фигур. Можно дать задание на составление фигуры по собственному замыслу ребенка.
Итак, на первом этапе освоения головоломки «Слагалица» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур-силуэтов по схеме. Фигурой-силуэтом называем предметное плоское изображение, составленное из частей игры.
Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.
Начнем с игр-упражнений «Собери по образцу». Собираете фигуру, рассматриваете её с ребенком, предлагаете назвать фигуру, считаете количество деталей, просите назвать детали, из которых сложена фигура. Далее просите ребенка собрать такую же фигуру, глядя на образец. В завершении сравниваете собранную фигуру с образцом. Пробуем? Собираю дом. Посмотрите внимательно на собранную фигуру и соберите такой же дом (родители собирают дом). Похожи наши дома?
Усложняем задачу, предлагая ребенку игры-упражнения «Собери по памяти». Собираете фигуру, рассматриваете её с ребенком, предлагаете собрать такую же фигуру по памяти, закрываете образец листом бумаги (тканью и т.п.). После того, как ребенок собрал такую же фигуру, сравниваете ее с образцом и отмечаете, совпал ли его вариант. Пробуем? Собираю краба. Посмотрите внимательно на собранную фигуру, запомните расположение деталей (накрываю образец листом бумаги) и соберите такого же краба (родители собирают краба). Похожи наши крабы?
Эти игры-упражнения готовят ребенка к более сложному этапу – пониманию, «прочтению» схем.
Переходим к играм-упражнениям «Собери по схеме». Предложите ребёнку рассмотреть фигуру на карточке и собрать такую же с опорой на схему. Вы можете усложнить задание, предложив ребёнку собрать фигуру по памяти. Не забудьте вместе с ним выполнить проверку результата.
Во время использования геометрических головоломок на плоскости при работе со схемой рекомендуем предложить ребенку, испытывающему затруднения, использовать метод наложения деталей на карточку. Итак, пробуем. Рассмотрите схему (рассматривают карточку № 10 «Воздушный змей») и соберите такого же воздушного змея. Получилось?
Чтобы ребенку понравилось решать головоломки, правильно выбирайте уровень сложности. Если с самого начала брать сложные задачи, это может вызвать негативную реакцию: ребенок не сможет найти решение и откажется дальше заниматься. Начинайте с самых простых примеров. Затем — усложняйте. Помните, лёгкие задания интересны поначалу, когда ребёнок только знакомится со стратегией решения. Поэтому, как только он освоит один навык, давайте ему упражнения посложнее.
По мере того как ребенок осваивает сбоку по схеме с контурным делением, у него все лучше развивается способность к анализу, синтезу, выстраиванию образов, можно переходить к играм-упражнениям «Заверши образ», которые помогают ребёнку сделать первые шаги в решении головоломок, т.к. они объединяют игры-упражнения «Собери по схеме» и «Реши головоломку». Объединение этих двух заданий в одно поможет создать ситуацию успеха в достижении поставленной цели.
Итак, игра-упражнение «Заверши образ». Предложите ребёнку рассмотреть незаконченную схему, подумать, на что она похожа, и завершить образ, выбрав необходимые детали. Данное упражнение-головоломка даст ребенку возможность проявить самостоятельность в решении, используя ранее приобретенный опыт, развить воображение. Если ребенок испытывает затруднения, также рекомендуем использовать метод наложения деталей на карточку.
Итак, пробуем. Рассмотрите схему (рассматривают карточку № 11А «Рубашка»), на что похоже? Подберите необходимые детали и завершите образ. Получилось?
Переходить к играм-упражнениям «Создай новый образ» можно тогда, когда у ребенка сложились представления об игре-головоломке: он узнаёт детали, их количество, называет их; имеется опыт ее решения.
Предложите ребенку подумать, какой образ он хотел бы создать при помощи деталей игры-головоломки и собрать его. Можно устроить соревнование «Самые необычные фигуры», «Кто быстрее соберет» и др. Обучайте детей пояснительной речи, умению комментировать и показывать результаты своих творческих находок.
Игра-головоломка становится доступной ребенку дошкольного возраста после ряда логических игр-упражнений. В геометрических головоломках на плоскости представленные на карточках схемы легко превращаются в фигуры (образы) со сплошной заливкой и становятся головоломками.
Логические игры-упражнения и игры-головоломки имеют различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены весёлыми звёздочками (демонстрация карточек).
Давайте попробуем решить последнюю головоломку, но сначала отгадайте загадку:
В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая… (кошка)
Предлагаю вам собрать мордочку кошки из комплекта деталей головоломки (родители выкладывают силуэт по карточке № 14Б со сплошной). У всех получилось? С какими трудностями Вы столкнулись?
На занятиях в детском саду с детьми мы составляем силуэты предметов и объектов по образцу, по памяти, по словесному описанию; выкладываем силуэты предметов и объектов путем наложения на готовый образец, имеющий контурное деление на геометрические формы; составляем силуэты предметов и объектов по схемам, имеющим частичное контурное деление на геометрические формы и без контурного деления на геометрические формы (головоломка); выкладываем фигуры из деталей головоломки по собственному замыслу.
Безусловно, игры-упражнения с головоломкой «Слагалица», полезны для детей, поскольку в ненавязчивой форме учат пространственному мышлению; формируют и закрепляют понятия формы; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально делить целый объект на части; помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигуры складывают на столе при помощи пальцев. Раздача родителям «Памятки для взрослых по обучению детей играм-головоломкам» (Приложение 1), анкет.
В заключение, просим вас в анонимной форме ответить на вопросы анкеты** (выявление отношение родителей к мероприятию, его форме, содержанию, используемым методам).
Анкета**
Уважаемые родители!
С целью совершенствования работы детского сада с семьёй и дальнейшего плодотворного сотрудничества, просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Была ли для Вас полезна полученная информация? Да; нет; не знаю
2. Оцените уровень новизны знаний, полученных на консультации. 0 1 2 3 4 5
3. Необходимы ли такие виды консультаций? Да; нет; все равно
4. Ваши предложения по поводу следующих встреч.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Список использованной литературы:
1. Казунина И.И. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. — Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021. – 154 с.
2. Казунина И.И., Соловей Е.Ю. Игровой набор «Мир головоломок»: смарт-тренинг для дошкольников: Учеб. издание. — Самара: ООО «НТЦ», 2021. – 32 с.
3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 144 с.
Приложение 1
Памятка для взрослых
по обучению детей играм-головоломкам*
Для успешного обучения и поддержания интереса детей дошкольного возраста к играм-головоломкам, следует:
1.Взрослому иметь личный интерес к головоломкам.
2.Правильно подойти к выбору головоломки для дошкольника. Одним из моментов является подбор игр-головоломок с учётом доступности их решения, немало важно ориентироваться на возраст и индивидуальные возможности ребенка. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.
3.Выбирайте первой простую головоломку, которую ребенок обязательно решит, чтобы поддержать интерес к решению более сложных.
4.При приобретении игры-головоломки, определиться, будет ли ребенок играть в неё один, или несколько человек одновременно.
5.Продумать место размещения головоломок. Игры-головоломки должны находиться в специально отведенном месте в свободном доступе детей, отдельно от игрушек.
6.Помнить, что головоломок не должно быть много, так как ребенок-дошкольник может переключиться на другую головоломку, не закончив предыдущую, в силу своих личностных особенностей.
7.Обеспечить периодическую сменяемость головоломок, стимулируя познавательную активность детей.
8.Учитывать желание ребенка решить головоломку, не навязывая, не заставляя и не подавляя инициативу.
9.При первом знакомстве с головоломкой, рассказать о ней, объяснить, в чем она заключается и при необходимости показать пример ее решения на подобном варианте.
10.При знакомстве с головоломкой, не желательно оставлять ребенка с ней наедине. Взрослый должен наблюдать за ходом решения, понять, в чем ребенок испытывает трудности и при необходимости прийти на помощь, но не раскрывая секрета головоломки и не решая за него.
11.Использовать такую подсказку, которая создаст у ребенка ощущение, что головоломку он решил сам. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос. Сложные головоломки допустимо решать совместно со взрослым.
12.Избегать отрицательной оценки действий ребенка.
Позвольте ребенку получить удовольствие от самостоятельно найденного решения и порадуйтесь его успехам!
*Казунина И.И. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021. – с.70-71.
1 Детский сад является инновационной площадкой АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «МИР ГОЛОВОЛОМОК» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОО и семьи.
Копылова Наталья Владимировна, старший воспитатель МБОУ ЦО № 7, г.Тула
Кияйкина Наталья Федоровна