Консультация для родителей «Значение артикуляционной гимнастики в логопедической работе»

0
0
Материал опубликован 4 November 2022

Консультация для родителей



ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 

Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков. Развитие движений этих органов происходит постепенно, в процессе речевой деятельности.

Что такое артикуляционная гимнастика? Язык – главная мышца органов речи. И для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть хорошо развит, чтобы иметь правильное произношение звуков. Недостатки произношения усложняют эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, нужно начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений: статистические – связанные с удержанием определенной артикуляционной позы и динамические – требующие многократно повторения одного и того же вида движений.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо регулярно, по 5 минут, несколько раз в день, по 3 упражнения за один раз. Важно, чтобы ребенок не переутомлялся. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Проводить упражнения лучше в игровой форме, подбирать упражнения от простого к более сложным.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном положении. Взрослый рассказывает об упражнении, используя игровые приемы, показывает его выполнение. Затем упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый должен следить за точностью движений, плавностью, темпом. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, подбодрите его, похвалите.

Помните, что для ребенка артикуляционная гимнастика – это трудная работа. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помочь ему ручкой чайной ложки или чистым пальцем. Занимаясь с ребенком, радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!

 Статические подготовительные упражнения

1.  «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на   нижнюю   губу.   Следить,   чтобы   язык   не   дрожал.   Держать 8 сек.

 2.  «Чашечка».  Рот  широко  раскрыть.  Широкий  язык  поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 8 сек.

3.  «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком  положении   8 сек.

4.«Горка».   Рот  приоткрыть.  Боковые  края  языка    прижать  к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 8 сек.

5.  «Трубочка».  Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть   вверх.    Подуть   в   получившуюся   трубочку.   

Каждое   из    перечисленных   упражнений    выполняется   чётко, медленно.

 Динамические подготовительные упражнения

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то  к  правому уху, то  к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 6-8 раз.

2. «Лошадка».    Присосать   язык   к   нёбу,  щёлкнуть   языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 6-8 раз.

3.  «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Проделать 8 раз.   В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

4.  «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 6-8 раз.

5.  «Вкусное    варенье».    Высунуть    широкий  язык,    облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 6-8 раз.

6.  «Змейка».    Рот   широко   открыть.    Язык  сильно    высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 6-8 раз.

7.  «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 8 раз, меняя направление.

















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.