Консультация для воспитателей «театральная деятельность в детском саду»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»
Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в своей статье «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе « …как будто бы, и вымысел уже живет в нем».
Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся интересы и мало кто из них станет актером – сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
В нашем детском саду театрализованной деятельности уделяется большое внимание. Она вводит детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, коммуникабельность, раскрывает его творческие возможности. Все это способствует гармонизации отношений ребенка с окружающим миром.
Важным моментом в работе является организация предметно-развивающей среды. В группе должны быть созданы уголки театрализованной деятельности: пальчиковый, настольный, плоскостной, бибабо и др.
Должны быть разложены иллюстрации к сказкам, детские рисунки, поделки, различные атрибуты (ленточки, платочки, маски, шапочки различных персонажей). Кроме того, материал периодически обновляется и дополняется. В младшей группе обязательно должен находиться уголок ряжения.
Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности.
Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А.Барто «Игрушки» и др. после этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры. Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый.
В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально-игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем». В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включая в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрений творческих проявлений.
Работа по театрализованной деятельности желательно проводить в контакте с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает к исполнению выразительных движений.
В старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности.
Используются мимические и пантомимические этюды. Тексты усложняются, их отличают более глубокий смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Важно предоставить им больше свободы в действиях. Артистические способности улучшаются от выступления к выступлению.
В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6-7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» (О. Солнцева)
Театральные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, различные упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театр в детском саду учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.