12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Венера Гордеева26

             Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

      Цель экскурсий – это экологическое воспитание детей. Поэтому в содержании экскурсий основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живом и неживой природы. Всё это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей- доброты, отзывчивости, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека.

     Экскурсии, как форма образовательной деятельности, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.

    По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;

• экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Такая экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой:

·        подготовительный этап,

·         ход экскурсии,

·        последующая после экскурсионная работа.

    В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планирова­нии образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения.

      Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей  и в подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
      Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

  Воспитателю перед проведением экскурсии необходимо подготовить все необходимое оборудование (красные флажки и др., получить согласие сопровождающих экскурсантов родителей, инспектора ГИБДД или других взрослых, а также продумать план экскурсии.

    Обязательными пунктами плана экскурсии являются:

ü маршрут экскурсии,

ü последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту;

ü  перечень основных наблюдаемых объектов и вопросы воспитателя.

     Перед проведением экскурсии воспитатель обязательно получает разрешение у заведующего дошкольным учреждением.

      Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологи­ческой установки, которая создается у детей на подготови­тельном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства:
     - сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об элект­ричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);
     - актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что видел, что понравилось);
     - использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.
       Входе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. 
     Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:
     - нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);
     - активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);
     - стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
     Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.

      Повышению уровня познавательной активности способствуют беседы познавательного характера, из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
    В процессе экскурсии важно поддерживать мыслитель­ную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заин­тересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответ­ствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
            По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

       Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети актуализируют представления о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка? », «Раз, два, три, к березе беги! ») .
  

  Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии. Для этого исполь­зуются такие приемы:
     - оформление материалов, принесенных с экскурсии. Это могут быть шишки, желуди, камни и др.;
     - обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
     - работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовле­ние макетов, коллажей, коллекций, гербариев);
    - организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);
    - обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.

    - конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

    Экскурсия с целью ознакомления с трудом взрослых  даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи и т.д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к такой экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.      На таких экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). Педагог заранее готовит такую беседу.

    Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.