Статья «Организация и проведение онлайн-уроков на платформе ZOOM»
Организация и проведение
онлайн-уроков на платформе ZOOM
Дистанционное образование, на которое были вынуждены перейти российские школы, подтолкнуло нас, учителей, к использованию различных ресурсов, приложений, сайтов для осуществления педагогической деятельности. Многие стали использовать приложение ZOOM. Я также в своей практике дистанционного образования провожу уроки именно на этой платформе и поделюсь опытом использования данной программы в своей педагогической деятельности.
Итак, приложение ZOOM позволяет проводить встречи (так называемые конференции) в режиме онлайн. Конференция может включать в себя до 100 участников. Время бесплатного непрерывного доступа – 40 минут.
Для того чтобы учитель мог провести онлайн-урок, ему необходимо создать конференцию, став ее организатором.
Для создания конференции мы заходим в приложение ZOOM. Нас интересует кнопка «Плюс». Мы нажимаем на нее и попадаем на страницу «Запланировать конференцию».
На что здесь следует обратить внимание?
В «Теме» пишем предмет, например, русский язык и указываем дату и время, во сколько конференция начнется. Параметры, находящиеся ниже, по большому счету, ни на что не влияют. Их можно не менять. Но дети их увидят, поэтому будет лучше, если мы и их откорректируем.
Затем выбираем идентификатор конференции. Выставляем наличие видеоизображения у всех участников. После всех совершенных действий нажимаем кнопку «Сохранить».
Затем появляется окно с информацией о конференции. Привычным способом скопировать информацию не получится, поэтому выбираем кнопку «Копировать в буфер».
И именно эту информацию нужно передать ребятам, для того чтобы они вошли на урок. Как вы это передадите – решаете сами. Это может быть сообщение через классного руководителя, электронный дневник, возможно, у вас есть беседа с классом в Viber, в ВК, WhatsApp. Главное – группа должна быть закрытой, чтобы на урок не попали лишние участники.
Используя размещенную вами информацию, ученики попадают на урок. Обратите внимание: здесь есть очень важный момент. Ребята могут зайти на занятие только тогда, когда вы в конференцию уже вошли. Поэтому, чтобы начать урок вовремя, в соответствии с расписанием, необходимо начать конференцию за 2-3 минуты, чтобы всех впустить, проверить присутствующих, настроиться на рабочий лад.
Для организованного проведения онлайн-уроков учащихся необходимо приучить соблюдать несколько правил:
Первое правило. Входим на конференцию за 2-3 минуты до начала занятия под своими реальными фамилией, именем, отчеством. Приветствуем одноклассников и педагога.
Второе правило. Во время урока по возможности подключаем видеорежим, учитель должен видеть детей, их реакцию, чем они занимаются…(обращаю внимание: отсутствие видеорежима целесообразно обсудить с родителями).
Третье правило. Во время урока выключаем звук. Включаем звук только тогда, когда вступаем в беседу.
Четвертое правило. Если есть необходимость высказаться, используем кнопку «Поднятая рука» и ждем реакцию педагога.
Итак, конференция запланирована, ссылку ученики получили. Нажимаем кнопку «Начать», начинается соединение, выбираем «Войти с использованием звука компьютера», раскрываем программу на весь экран. Чтобы подключить видео, находим кнопку внизу экрана и включаем видеоизображение.
Теперь давайте посмотрим, какие же возможности предоставляет нам ZOOM для организации дистанционного обучения.
Первая и очень важная – это запись урока. Вы можете нажать кнопку «Запись», и урок сохранится. У каждого ребенка слева вверху появится уведомление о том, что урок будет записан. Вы можете записывать урок как целиком, так и его отдельные части. Например, объяснение нового материала. Обратите внимание, дети самостоятельно начать запись не могут. Когда ребенок нажимает «Запись», у него появляется уведомление: запросите разрешение у организатора конференции. Только после данного организатором разрешения ребенок сможет осуществить запись.
Зачем могут понадобиться записи урока? У детей порой возникают технические проблемы, ученик может пропустить урок по болезни. Тогда ребенок получит возможность посмотреть его в записи, и таким образом у учащегося создастся имитация того, что он присутствовал на занятии. Да и все дети, были они на уроке или нет, если это сложная тема, смогут повторить изученное. Родители младших школьников при выполнении с детьми домашнего задания тоже смогут обратиться к этому материалу.
Однако думаю, прежде чем принять решение о записи уроков, следует этот вопрос обсудить с родителями во избежание конфликтной ситуации.
Следующая настройка - «Управление участниками». Нажав на нее, справа на экране вы увидите количество и список всех участников. Вы увидите их фамилии, включен или выключен звук. Предположим, звук у кого-то включен, это мешает проведению урока, тогда вы можете отдельно у каждого как выключить, так и включить звук, если же вам надо выключить звук у всех сразу, то внизу есть кнопка «выключить звук для всех».
Следующий инструмент, который мы рассмотрим, – это «Чат». Нажимаем кнопку «Чат», и появляется способ письменного общения. Здесь вы можете писать сообщения либо всем, либо отдельному ученику. И это сообщение увидит только тот, кому вы его отправили. Здесь вы можете размещать файлы. Для этого вы нажимаете кнопку «Файл», выбираете, где этот документ находится, и отправляете его детям.
ZOOM дает нам возможность не только создать видеоконференцию, но и применять наглядные материалы на уроке. Давайте посмотрим, как это делать. Обращаем внимание на кнопку «Демонстрация экрана». Нажав на нее, мы попадаем на окно выбора, где нам предстоит указать, что именно необходимо показать ученикам.
Начнем с «Доски сообщений». Нажимаем «Доска сообщений», «Совместное использование». Давайте рассмотрим инструменты, которые здесь есть и которые мы сможем использовать на уроке. Во-первых, это инструмент «Текст», с помощью которого мы можем написать число, классную работу, тему урока. Следующий инструмент – «Рисовать». С его помощью вы можете подчеркивать, вставлять пропущенные буквы, обозначать орфограммы, выделять морфемы, исправлять ошибки, выбирать фигуры, чтобы составлять схемы. Инструмент «Ластик» позволяет убрать лишнее. С помощью инструмента «Форма» вы можете выбрать ширину, цвет, размер строки.
С помощью инструмента «Демонстрация экрана» вы можете показать детям фотографии, презентации, видеоролики, страницы сайтов. Для того чтобы этими материалами вы могли воспользоваться на занятии, вам необходимо заранее подготовить, открыть их. Обращаю ваше внимание, что дети тоже могут демонстрировать экран.
Следующий инструмент, который мы рассмотрим, – это «Безопасность». В этой кнопке разработчики собрали все необходимое, чтобы обезопасить проведение урока и избежать шалостей детей.
Настройка «Безопасность» позволяет включить так называемый «Зал ожидания». При его подключении в «Управлении участниками» появляется список тех учеников, кто уже пришел на урок, и тех, кто находится в «Зале ожидания». После подключения данной функции дети автоматически войти на конференцию не смогут. Организатор должен будет каждого в отдельности принять на занятие или отказать ему. Если мы видим по фамилии, имени, отчеству, что это именно наш ученик, то мы его принимаем.
Если вдруг на вашем уроке все-таки оказался кто-то лишний, вы можете удалить его. Для этого на панели управления «Участники» наводим курсор на этого участника, выбираем «Подробнее», затем нажимаем кнопку «Удалить». Если мы кого-то удаляем с урока, то по этой ссылке данный человек войти больше не сможет.
Еще одна возможность настройки «Безопасности» - возможность «Переименовать себя». Допустим, все участники уже зашли под своими именами. Начинается урок, и кто-то из ребят решает переименовать себя. Например, некая Маша Иванова становится участником с именем «Самый лучший ученик». Нас, педагогов, это, конечно, не устраивает, особенно если у ребенка нет видео. Тогда становится сложно даже понять, кто это сделал. Чтобы этого не произошло, надо воспользоваться отменой функции «Переименовать себя». И тогда, кроме вас, изменить имя и фамилию никто не сможет.
Следующая возможность настройки «Безопасности» - это управление «Чатом». «Чат» нам, безусловно, нужен. Здесь мы можем писать детям задания, прикреплять необходимые документы, дети могут в нем размещать фотографии выполненных заданий.
Однако учащиеся тоже могут писать здесь, отправлять смайлики, развлекаться. Ребята могут писать всем, а могут писать частные сообщения кому-то из одноклассников. Если видео у ребенка включено, то мы еще можем видеть, чем он занимается, если же видео нет, то отследить этот момент практически невозможно. Таким образом, разумно запретить писать детям в чате. Для этого нам нужно отключить в «Безопасности» настройку «Чат». В этом случае мы писать сможем, а дети - нет. Когда же понадобится обратная связь в письменном виде, мы сможем вернуть данную настройку.
Теперь давайте посмотрим, как закончить занятие. Чтобы завершить урок, мы выбираем кнопку «Завершить конференцию для всех». Если же мы выберем «Выйти из конференции», то трансляция продолжится, только без нас. Это будет похоже на то, как при очном обучении в классе дети присутствуют, а учителя - нет.
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели с вами основные особенности работы на платформе ZOOM, возможности, которые предоставляют нам разработчики данного приложения, постарались изучить те проблемы, которые нам могут создать учащиеся.
Теперь предлагаю пример построения дистанционного урока на рассматриваемой платформе.
Итак, начнем с организационного момента.
Напоминаю, что мы открываем доступ на конференцию за 2-3 минуты до начала урока, чтобы к необходимому времени все собрались и подготовились к занятию, а учитель выяснил количество отсутствующих.
Следующий этап – проверка домашнего задания. Предлагаю одному из учащихся прислать фотографию домашнего упражнения, затем сохраняю ее, захожу в «Демонстрацию экрана», вывожу на экран. Затем всем классом мы обсуждаем, что получилось, редактируем, исправляем ошибки.
Для изучения новой темы можно использовать «Доску сообщений», которая вполне способна заменить обычную школьную доску. Также на этом этапе в классе с высоким уровнем подготовки можно применить технологию так называемого «перевернутого обучения», которая заключается в том, что учащиеся заранее с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники информации во внеурочное время, затем непосредственно на уроке совместно обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике. Напоминаю, что при необходимости можно записать эту часть урока, чтобы впоследствии прикрепить ее, например, к домашнему заданию. Это позволит детям вернуться к изученному материалу.
Для закрепления полученных знаний предлагаю использовать возможности онлайн-тренажера по русскому языку, математике и английскому языку «Веб-грамотей», который позволяет нам самим составлять задания в соответствии с изучаемой темой, выбирать количество предлагаемого материала, решать задания в режиме реального времени. Во время выполнения упражнения учитель может отслеживать темп работы каждого ученика и пошагово допускаемые им ошибки. Такой вид работы наглядно показывает, кто из учащихся усвоил тему, а у кого она вызывает затруднения. По завершении работы следует обсудить допущенные ошибки, открыв их всем участникам конференции, используя «Демонстрацию экрана».
Как и в очном формате, домашнее задание в процессе дистанционного обучения может быть самым разнообразным: начиная от выполнения упражнений в учебнике и заканчивая просмотром интернет-ресурсов.
Каждый урок, представляющий собой видеоконференцию, - это открытый урок. За спиной каждого ученика в течение всего занятия могут стоять родители, дедушки и бабушки, поэтому мы должны взвешивать каждое слово, которое произносим, продумывать каждую фразу, которую используем. Уважаемые коллеги, урок в ZOOM накладывает на нас особую ответственность!
Удачи в освоении данной платформы!