Консультация: «Организация работы педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

0
0
Материал опубликован 7 April

Консультация:

«Организация работы педагогов по

формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Для умственного развития детей имеет значение математические представления, которые влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира. 

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, воспитатель должен:

-знать пред­мет науки математики,

-психологические особенности развития математических представлений у детей,

- методику работы,

-уметь планировать работу в области ФЭМП.

Успех занятия зависит от компетентности педагога.

Педагог в детском саду должен:

1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

4) знать методические основы развития у детей математических представлений;

5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

Цель математического развития дошкольников

•  Всестороннее развитие личности ребенка.

•  Подготовка к успешному обучению в школе.

•  Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

2.  Формирование предпосылок математического мышления.

3.  Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5.  Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

  «Количество и счет»;

 «Величина»;

 «Форма»;

 «Ориентировка в пространстве»;

 «Ориентировка во времени».

Необходимо правильное использование математических понятий и терминов в речи педагога.

Основные математические понятия.

Множества рассматривают как набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством.

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.

Число. На занятиях по ФЭМП педагог должен четко дифференцировать понятия «число» и «цифра». Цифра и число - два разных понятия. Цифра обозначает обычно символ, знак, с помощью которого записывается число. Число обозначает количество. Двухзначное число - число, состоящее из двух цифр. Существуют различия в понятиях «цифра» и «число». Всего существует 10 цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. К числам относятся 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, а также 10,11,12 и многие другие.

Числа состоят из цифр и обозначаются ими. Число 1 состоит из цифры 1. Число 20 состоит из цифр 2 и 0. Число 25 состоит из двух цифр: 2 и 5.

Однозначные числа можно перепутать с цифрами. Числа можно складывать, делить и проводить с ними другие математические операции. Этого нельзя делать с цифрами. 

Также стоит обратить внимание на «один» и «раз». Один — счёт. Раз — действие.

Счётная деятельность рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества.

 Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью.

Величина – это качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.

Геометрическая фигура – абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме.

Время – это философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия.

Пространство - качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния.

Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

 Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

1. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие). Должны форми­роваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве.

2.Развитие мышления.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

•   наглядно-действенное;

•   наглядно-образное;

•   словесно-логическое. 

 Логические операции:

анализ (разложение целого на составные части);

синтез (познание целого в единстве);

сравнение;

конкретизация;

обобщение;

систематизация;

классификация;

абстрагирование.

3.Развитие памяти, внимания, воображения.

запоминание;

припоминание;

воспроиз­ведение;

узнавание;

Внимание не выступает как самостоятельный процесс;

Образы воображения формируются в результате мысленно­го конструирования объектов.

 4.Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

•  обогащение   словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины и т д);

•  согласование слов в единственном и множественном числе;

•  формулировка ответов полным предложением;

•  логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему понима­нию.

5.  Развитие специальных навыков и умений.

На математических занятиях у детей формируются специаль­ные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

6. Развитие познавательных интересов.

Значение познавательного интереса:

•  активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

•  расширяет кругозор;

•  способствует умственному развитию;

•  повышает качество и глубину знаний;

•  способствует успешному применению знаний на практике;

•  побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

•  меняет характер деятельности и связанные с ней пережива­ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

•  оказывает положительное влияние на формирование лич­ности;

•  оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

•  связь новых знаний с детским опытом;

•  открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

•  игровая деятельность;

•  словесное возбуждение;

•  стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

создание положительного отношения к занятиям.

Как возбудить интерес к занятию по ФЭМП:

•  объяснение смысла выполняемой работы;

•  работа с любимыми привлекательными объектами;

•  связь с близкой детям ситуацией;

•  интересная для детей деятельность;

•  посильные задания и помощь в преодолении трудностей.

1. Организация занятия

Занятие лучше начинать со сбора детей вокруг воспитателя, который привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах используются проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных.

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1.Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2.Работа с демонстрационным материалом.

3.Работа с раздаточным материалом.

4.Физкультминутка (обычно со средней группы).

5.Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1.         Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

• если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия.

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей.

В подготовительной группе: дети сами делают выводы

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посред­ством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные дей­ствия, дидактические игры и упражнения и др.).

2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, пу­тем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслитель­ные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

•  выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

•  широкое использование дидактического материала;

•  возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

•  выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

•  использование   математических   представлений   в   быту, игре, труде и др.

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

•  в младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

•  в старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

•  грамотная;

•  понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить);   полными предложениями;

•  с нужными математическими терминами;

•  достаточно громкая...

Приемы ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

•  точность, конкретность, лаконизм;

•  логическая последовательность;

•  разнообразие формулировок;

•  небольшое, но достаточное количество;

•  избегать подсказывающих вопросов;

•  умело пользоваться дополнительными вопросами;

•  давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

•  краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

•  на поставленный вопрос;

•  самостоятельные и осознанные;

•  точные, ясные;

•  достаточно громкие;

•  грамматически правильные...

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить по­вторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сде­лать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответив­шего.)

Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1.       Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2.       Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3.   На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4.  Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5.   Используется разнообразный наглядный материал.

6.   Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7.   Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8.   Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9.   Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10 Каждый ребенок должен активно участвовать на каждом занятии.

Как поддержать хорошую работоспособность детей на занятии:

•                        Словесная активизация.

•                        Чередование различных видов деятельности.

•                        Смена наглядного материала.

•                        Физкультминутки и релаксация.

•                        Трудный новый материал дается через 3—5 минут от нача­ла занятия до 15— 18-й минуты.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы данный навык должен быть сформирован в полной мере)

•  Бережное отношение к наглядному материалу.

•  Самостоятельная подготовка раздаточного материала к за­нятию.

•  Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.

•  Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, к концу старшей группы он должен быть сформирован)

•  Соблюдать дисциплину на занятии.

•  Сидеть, сохраняя правильную осанку.

•  Тихо вставать и садиться, подходить к доске.

•  Поднимать руку, только когда знаешь ответ.

•  Отвечать, только когда тебя спросят.

•  Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.

•  Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чу­жие ошибки, необходимо это правильно использовать).

•  Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.

•  Выполнять задания самостоятельно после указания воспи­тателя.

•  Владеть навыками работы с раздаточным и демонстраци­онным материалом и др.

Грамотная речь воспитателя важна при проведении занятия по ФЭМП.

Требования к речи воспитателя:

•  эмоциональная;

•  грамотная;

•  доступная;

•  четкая;

•  достаточно громкая;

•  приветливая;

И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Оценка деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей.

Литература:

Метлина Л. С. Математика в детском саду - М.: Просвещение, 1984.

Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова. – М., 1992.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 



































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации