12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Амосова Ольга Николаевна119
Россия, Челябинская обл.
6

Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 101»

456313 г. Миасс Челябинской области, ул. Ветеранов, 3 телефон (3513) 24-14-65

ОГРН 1027400870970 ИНН 7415031489 КПП 741501001

ОКОНХ 92400 ОКПО 42511559


Опыт работы


Формирование элементарных математических представлений

у дошкольников с задержкой психического развития посредствам дидактических игр



Выполнил:

Учитель-дефектолог

Амосова О.Н.



Миасс

2021г.


Содержание


Введение…………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития

1.1 Психолого - педагогические особенности развития дошкольников с задержкой психического развития………………………………………..6

1.2 Особенности математических представлений у детей с задержкой психического развития…………………………………………………….9

ГЛАВА 2. Анализ работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития посредствам дидактических игр.

2.1 Особенности работы по формированию элементарных математических представлений посредствам дидактических игр ……11

2.2 Результаты изучения элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития…………………………….19

Заключение………………………………………………………………...21

Список литературы……………………………………………………..…22

Приложение














Введение

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом

зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально - экономических областей.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

расширение кругозора детей.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач педагогов и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития

1.1 Психолого - педагогические особенности развития дошкольников с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения лексико - грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Дети с ЗПР характеризуются низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Темп их работоспособности гораздо ниже в сравнении с ровесниками. У этих детей сниженный уровень познавательной активности, что выражается в недостаточности пытливости и любознательности. Также им свойственна импульсивность, расторможенность, вялость, повышенная двигательная активность.

Можно выделить в качестве ведущих особенностей личности детей слабую эмоциональную устойчивость, расстройство самоконтроля в деятельности, агрессивное поведение, сложности приспособления к коллективу. Все перечисленные качества свидетельствуют о недоразвитии социальной зрелости.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.

Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


1.2 Особенности математических представлений у детей с задержкой психического развития

Из-за ослабленного здоровья и других неблагоприятных факторов, влияющих на развитие детей с ЗПР, некоторые из них имеют недостаточную математическую подготовку. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. А это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе.

Большинство детей с ЗПР механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр, измерением, черчением. У них чаще встречается зеркальное написание цифр, смещение цифр и геометрических фигур.

На обучении математике не могут не сказаться такие особенности слабо подготовленных детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, при плохом освещении, нечетком графическом изображении или если объекты перечеркнуты либо закрывают друг друга. Ограниченность объема внимания, его недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет педагог. Слабость анализа и других мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явлениями. Поэтому при решении задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Отсюда часты их ошибки при выполнении этого вида работ: выбор неправильного арифметического действия, неверная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами запоминания. Они склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.

Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении математикой. Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.











ГЛАВА 2. Анализ работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития посредствам дидактических игр.

2.1 Особенности работы по формированию элементарных математических представлений посредствам дидактических игр

Программы по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР пяти - шестилетнего возраста (первая подготовительная группа) и для детей шести - семилетнего возраста (вторая подготовительная группа) предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

На занятиях по подготовке к освоению математики дошкольники учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их, приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и совместных практических действий, усваивают элементарный математический словарь. Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.

Основные направления работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности. Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо.

В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяются различные дидактические игры: с цифрами, с использованием геометрических фигур, на развитие пространственных и временных представлений. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях, применяются занимательные задачи и загадки.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений, в том числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, игрой с мячом и т.д.

Работа строилась с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствовалась и словесная регуляция действий – от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.

Раздел программы по формированию элементарных математических представлений состоит из нескольких направлений: действия с группами предметов, размер предметов, количество и счет, пространственные и временные представления.

При формировании представлений о форме, я использовала следующий план изучения геометрических фигур:

обследование фигуры по контуру и ее название

выделение и подсчет углов, сторон

нахождение определенной фигуры разного цвета и размера среди множества геометрических фигур, находящихся в различных пространственных положениях

поиск предметов изучаемой формы

сопоставление с другими фигурами и телами

закрепление изученных форм на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, составление геометрической аппликации.

Для закрепления полученных знаний предлагаются следующие задания и дидактические игры (Приложение 2):

Из множества геометрических фигур выбери четырехугольники

Назови геометрические фигуры изображенные на рисунке

Положи слева от себя четырехугольники, а справа треугольники

«Четвертый лишний»

Составь узор

Игра «Геометрическое лото»

«Волшебный мешочек»

«Почтовый ящик»

При формировании представлений о величине сначала предметы сравнивались только по одной протяженности. Например: для того, чтобы акцентировать внимание детей на длине, сравнивались два предмета, отличные друг от друга только одним признакам. Это позволяло выделить существенный в данном случае признак длину, т скрыть несущественные. Для этого подбирались две полоски одинакового цвета, ширины, но разные по длине (короткая и длинная). Практическая работа организовывалась так, чтобы у каждого ребенка были полоски для сравнения, и они самостоятельно выполняли необходимые операции. Особое внимание уделялось правильному приложению (наложению) полосок друг к другу – края полосок слева должны совпадать. После того, как дети получат первые представления о длине, можно предложить для сравнения полоски, различные не только по длине, но и по цвету. После определения длины двух контрастных по размеру предметов, предлагается сравнить предметы равные по длине. Педагог правильно составить фразу и несколько раз повторяет вместе с детьми.

Аналогично происходит сравнение предметов по высоте, а потом по ширине. Таким образом, можно опираться на следующий план:

1. Выделение рассматриваемой протяженности как существенного признака предмета.

2. Противопоставление двух контрастных предметов (для этого используется разнообразный наглядный материал). Результаты сравнения обобщаются и озвучиваются: «… выше, чем …, а … ниже, чем …», «… длиннее, чем …, а … короче, чем..», «… шире, чем …, а …уже, чем…»

3. Сравнение равных по величине предметов.

4. Сравнение трех-четырех предметов. Результаты сравнения озвучиваются «самая длинная», «короче», «еще короче», «самая короткая» или наоборот «самая короткая», «длиннее», «еще длиннее», «самая длинная» и т.д.

5. Сравнение предметов по двум протяженностям. Полученный результат проговаривается: «Полоски одинаковые по длине, но разные по ширине»

6. Противопоставляется величина неоднородных предметов (например: карандаш и линейка, поезд и автобус).

7. Поиск предметов разных или равных по длине (высоте, ширине, толщине)

8. Проведение дидактических игр.

9. Закрепление изученного материала в продуктивной деятельности и в быту.

Так же использовались практические задания для закрепления знаний о величине:

- Нарисуй желтую дорожку – длиннее, чем серая.

- Дострой у домика еще два этажа. Домик стал выше или ниже?

- Сделай забор длиннее. Что нужно для этого сделать – добавить или убрать детали?

- Можно ли поставить высокие цветы в низкую вазу?

- Раскрась самую широкую речку.

- Отрежь короткую и длинную нитки.

Действуя с разнообразными предметами, дети учились выделять их свойства (цвет, форму, размер), группировать их по определенному признаку. Выкладывали предметы сначала по наглядному образцу педагога, а затем по словесной инструкции. Дошкольники учились выделять существенные и несущественные признаки, сравнивали группы предметов.

Формирование количественных представлений начинается с выполнения операций над множеством. С опорой на прием противопоставления рассматриваются понятия «много» и «один». Для этого следует показать множество предметов, определить, что их много, и понаблюдать за уменьшением их количества. Каждый ребенок берет один кубик из множества и комментирует свои действия. Педагог обращает внимание на то, что кубиков становится меньше. Затем сообщает, что остался один кубик. Важно добиться понимания того, что меньше, чем один кубик взять нельзя, так как один – самое маленькое число. Если убрать последний кубик, не будет ни одного кубика. Аналогично организовывается наблюдение за увеличением количества кубиков.

При обучении счету, каждое число изучалось как минимум в течение двух занятий и повторялось на протяжении всего последующего обучения. Первое занятие посвящалось получению нового числа, соотнесению количества, числа и цифры. Второе – сравнению смежных чисел, созданию равенства из неравенства, путем увеличения или уменьшения количества элементов на один. По мере того как изучались числа, рассматривался и натуральный ряд чисел. Детям предлагалось положить по порядку карточки с изученными цифрами, затем выкладывали под каждой цифрой карточки с кружочками, сколько показывала цифра (Приложение 4). Опираясь на такую наглядность, дети отвечали на вопросы и выполняли задания:

Посчитай от одного до десяти

Посчитай от десяти до одного

Посчитай от двух до шести (задаются любые границы счета)

Посчитай от семи до трех

Назови числа больше пяти.

Назови числа меньше четырех.

Назови соседей числа семь. Какой меньший сосед? Какой больший сосед?

Какое число стоит между числами три и пять?

Какое число больше чем пять, но меньше чем семь?

При изучении состава числа с детьми с задержкой психического развития, можно выделить следующие этапы:

I Подготовительный этап

1) Увеличивать количество предметов на 1, на 2

2) Уменьшать количество предметов на 1, на 2

3) Присчитывать и отсчитывать по 1.

II Составление числа из двух меньших чисел

1) Состав числа

а) Составлять единое множество из отдельных частей

б) Разъединять группы предметов на отдельные единицы или на две меньшие подгруппы

2) Арифметические действия

а) Знакомство со знаками «+», «-»

б) составление и решение примеров

в) Составление и решение задач

Для изучения состава числа широко используются дидактические игры и упражнения:

«Положи на 1 (2) больше (меньше)»,

«Назови на один больше (меньше)»

«Жадина»

«Сколько стало?»

«Бусы»

«Угадай сколько?»

«Сколько пропало?»

Для составления и решения примеров используется дидактическая игра

«Теремок». Чтобы закрепить практические навыки сложения и вычитания, используются пособия: «Реши пример», «Числовая прямая», д/игра «Числовые домики», перфокарты «Состав числа».

При формировании пространственных представлений используются различные приемы обучения:

- Рассматривание дидактических картинок и описание расположенных на них предметов

- Сравнение парных картинок с однородными предметами, находящихся в разных пространственных положениях

- Описание местонахождения игрушек в комнате

- Прятки и поиск игрушек по инструкции

- Ориентировка на плоскости

Формирование умения ориентироваться на листе бумаги происходит при выполнении разнообразных зрительных диктантов:

- Создание орнамента из геометрических фигур по инструкции. По окончании практической работы, ребенок объясняет, где расположены геометрические фигуры.

- Проведение линий по клеточкам в соответствии с инструкцией.

- Создание из геометрических фигур плана комнаты и определение своего место нахождения на этом плане.

На занятиях по формированию временных представлений предлагается выполнять следующие задания:

- Покажи на календаре целый год. Когда начинается год?

- Сколько времен года ты знаешь?

- Какое твое любимое время года? Почему?

- Какое время года идет после зимы? Какое время года перед весной?

- Назови летние месяцы? Осенние? Зимние? Весенние?

- Декабрь, январь, февраль – это месяцы какого времени года?

- Сколько дней в неделе?

- Пятница – какой по счету день недели? А воскресенье - какой по счету день недели? И т.д.

- Как называется второй (первый, четвертый и т.д.) день недели?

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата постаралась сделать работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития регулярной, используя разные формы работы:

- специально организованное обучение в форме непосредственной образовательной деятельности;

- в совместной деятельности с музыкальным руководителем и детьми;

- в совместной деятельности воспитателей с детьми;

- в свободной самостоятельной деятельности самих детей;

- в совместной деятельности родителей и детей.

2.2 Результаты изучения элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Опытно-практическая работа проводилась на базе МАДОУ № 101 с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития.

Основная задача – проведение обследования детей для выявления уровня развития математических представлений.

На начало учебного года, обследовав уровень математических представлений получила следующие результаты:

Высокий уровень – 0%

Вышесреднего уровень – 17%

Средний уровень – 0%

Ниже среднего уровень – 33%

Низкий уровень – 50 %

Данные результаты первичного обследования послужили основанием для целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений у детей.

Исходя из этих данных, пришла к выводу – обеспечить более тесное взаимодействие с воспитателями и родителями детей; продолжить работу по формированию элементарных математических представлений посредствам дидактических игр и упражнений.

В итоге, проводя совместную работу со всеми специалистами дошкольного учреждения, родителями, работая по программе коррекционно-развивающего обучения, к концу учебного года пришли со следующими результатами:

Высокий уровень – 17%

Вышесреднего уровень – 0%

Средний уровень – 33%

Ниже среднего уровень – 33%

Низкий уровень – 17 %

После проведения сравнительного анализа результатов можно сделать следующие выводы: разработанная система работы по формированию элементарных математических представлений у детей с учетом современных требований способствовала повышению уровня математического развития детей. Дидактические игры дают положительный результат, помогают детям закрепить и расширить знания.







Заключение

Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях положительно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития и способствует повышению уровня математического развития детей.

Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования.

Использование на занятиях по формированию элементарных математических представлений, системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.

В ходе исследования выяснила, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических

представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебнометодическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во

«СОЮЗ», 2002.


2. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.

Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с.

3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С.30-39

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

5. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. Канд. Психолог. Наук МГУ., 1978.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989

7. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974

8. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.

9. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985

10. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». – Л.: 1990г. Стр.47-62.

11. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практическ. Курс математики для дошкольников. – М., 2001

12. Сербина Е.В. Математика для малышей: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1992

13. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического

развития. – М., 2017.


Приложение 1

Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета

Цель:

Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по форме, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

«Какой фигуры не стало?»

Педагог выбирает 6-7 геом. фигуры разной формы и кладет на стол. Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).

«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геометрических фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

«Геометрическое лото»

Педагог предлагает детям карточку с изображением разноцветных геометрических фигур разного размера и набор геометрических фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть их на карточке.

«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

«На что похоже?»

Дети рассматривают геометрическую фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

«Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Педагог кладет карточку-ориентир с контуром фигуры - паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

«Один пассажир»

(Д/и «Веселый поезд»)

Педагог в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

«Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Педагог из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

«Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Педагог берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета…) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

«Игра с обручем»

Для игры используются игрушки: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

«Закрой окошко в домике»

Педагог раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

«Зашей комбинезон»

Педагог раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

«Открой замок»

Педагог детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

«Чудесный мешочек»

Педагог предлагает каждому ребенку на ощупь определить форму фигуры, называть ее.

«Загадки»

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

 

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем — прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его... (Квадрат)

 

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

 

Дидактические игры с блоками Дьенеша:

Найди все фигуры как эта (по форме);

Найди не такую фигуру как эта (по форме).























Приложение 2

Дидактические игры по формированию представлений о величине (размере, длине, ширине, высоте) предмета

Цель:

Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина), используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

 

«Большой - маленький»

Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.

В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Да­вай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сес­тренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?

Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.

 

«Мой размер»

(Д/и «Жил – был кружочек»)

Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает (возможны другие варианты).

 

«Больше - меньше»

(Д/и «Жил – был кружочек»)

Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».

 

«Кукла идет в гости»

Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т.п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.

 

«Кто проворней»

(Д/и «Кукла идет в гости»)

Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).

 

«Разложи по размеру»

(Д/и «4-й лишний»)

Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.

 

«Чудесный мешочек»

В мешочке предметы разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) предметы. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.

 

Игры с блоками Дьенеша:

Найди все фигуры как эта (по размеру).

Найди не такую фигуру как эта (по размеру).





































Приложение 3 Дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве и счете

«Посчитай»

Цель: показать образование чисел.

Ход игры. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы предметов. Задает вопросы: Поровну ли предметов? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что предметов поровну. Педагог добавляет еще один предмет и спрашивает: «Сколько стало предметов? Как получилось …? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких предметов получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше ... или …? Какое меньше? Как сделать, чтобы предметов стало поровну?  Убирает 1 предмет и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число …». Снова добавляет по 1 предмету в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать .

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Ход игры. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры. Педагог предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед. Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. По количеству звуков дети выставляют такое же число предметов.

Усложнение:  считать звуки с закрытыми глазами.

«Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: у детей цифры от 1 до 10. Педагог за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

Задание 1. Покажи такую цифру,  сколько звуков услышишь( 3-4 задания).

Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с пуговицами от 1 до 10.

Ход игры. Ведущий раздает детям по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. (считать пуговицы можно только за спиной). 

«Что изменилось»

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

 Ход игры: Предложите детям запомнить  предметы. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет предметы местами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать что изменилось.  Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 1, а 2 или 4 предмета, менять местами все предметы.

«Положи столько же»

 Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

 Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 , 4 , 6 , но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол  такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.  В этой игре дети учатся контролировать чужие  действия.

«Отгадай моё число»

Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

 Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий  отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.

«Радуга»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»

Ход игры: Педагог показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Педагог просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету).

Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.

«Угадай, пропущенное число»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал.  10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), фишки.

Ход игры. Педагог расставляет карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а педагог убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает фишки.

«Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Ход игры. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у двух ослов?

-Сколько ушей у трех мышей?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько лап у пяти котят?

-Сколько рогов у пяти коров? и т. д.

«Назови соседей»

Цель: учить называть числа "соседей".

Ход игры: дети стоят в кругу. Педагог называет любое число до 10  и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет "соседей" числа . Возвращает мяч педагогу.

«Считай -  не ошибись! »

 Цель: упражнять в прямом и обратном счете.

Ход игры: В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.













































Приложение 4 Игры на ориентировку в пространстве.

1 этап. Развитие соматогностических, тактильных и ки­нестетических процессов.

Цель: обогащение чувственного  и  двигательного  опыта

детей.

Задачи:

—    уточнить местоположение и названия различных частей тела;

—    учить повторять и самостоятельно создавать ручные позы и позы, в которых участвует все тело;

—    развивать навыки узнавания фигур, букв, цифр, на­писанных пальцем на спине или на ладонях;

—    вырабатывать ощущения и умения распознавать предметы с различной фактурой поверхности и раз­ной формы.

Дидактические игры и задания.

1. Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела.

2. Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ре­бенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и обязательно назвать ее.

3. Педагог дотрагивается до своего тела и просит пока­зать ребенка на себе этот участок и назвать его.

4. Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует все тело, а также ручные позы, игра «Зер­кало».

5.Самостоятельно придумать свои позы или с помо­щью своего тела изобразить разные фигуры, буквы и цифры.

6. Ребенку предлагается узнать фигуру, букву, цифру, нарисованную педагогом пальцем на спине, на ладонях ребенка. На руках следует рисовать на правой и левой ладонях, а также на обеих сторонах кисти. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаги и/или назвать ее.

7. Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложить ре­бенку вслепую найти предмет с такой же фактурой и назвать её.

8. Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет  на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать пред­мет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необхо­димо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровож­дающихся речью взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, оречевляемых самим ребенком.

2 этап. Формирование представлений о «схеме собствен­ного тела».

Цель: актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осознанного восприятия детьми собственного тела.

Задачи:

—     формировать представления о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);

—     учить воспроизводить и самостоятельно выполнять серии движений.

Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ, (потолок, не­бо — пол, трава), перед — зад (пуговицы на рубашке — капюшон), правая и левая стороны (цветная тряпочка или часы на одной руке). Первоначально формирование про­странственных ориентировок связывается с движением все­го тела в определенную сторону. Далее движение всем те­лом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывает­ся взаимное расположение частей всего тела (выше — ниже, спереди — сзади, справа — слева). Наиболее трудным для ре­бенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует проделать упражне­ния по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инст­рукции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»). Следует использовать приемы, предлагаемые И.Н. Садовниковой и Л.А. Пепик. Напри­мер, игры-имитации:

—     Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

—     На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец, комар улетает, и медвежо­нок чешет спинку.

—    Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

После формирования у ребенка правильного понима­ния расположения правых — левых, верхних — нижних, пе­редних — задних частей его тела, следует закреплять исполь­зование этих слов в самостоятельной речи детей.

Дидактические игры и упражнения.

1.Педагог поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и назы­вают, свои действия.

2. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».

3. Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.

4. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет, что у него находится посередине лица (например нос). А затем по просьбе взрослого начинает движение ладоней вверх или вниз (выделенное слово в речи следует выделить интонационно). При этом перечисляем, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. После этого делаем закономерный вывод, что все мимо чего «проезжала» ладонь, находится выше или ниже носа.

5. «Ниже – выше». Что у девочки ниже, чем рот? Что у девочки выше чем нос? Кто назовет больше частей тела расположенных выше чем брови? Задания сначала задаются взрослым, а потом и самими детьми. Вопросы и задания, формулируемые самими детьми, являются очень важным этапом отработки формируемого навыка – пространственных представлений схемы лица, поскольку таким образом происходит «введение» этих представлений в активную речь.


6. На этом этапе рационально познакомить детей с понятием между и объяснить различие с понятием – посередине. Что у девочки между бровями и носом? Что у меня между ртом и глазами?

7. «Я задумала часть лица, она находится над … . Какую часть лица я задумала?» «У Саши чернильное пятно под … . Где у Вани чернильное пятно?» Задания сначала дает взрослый, потом придумываю сами дети.

8. «Дождь»  Педагог называет части одежды, на которой появились пятна дождя, дети ставят магниты. Затем дети играют парами, один ставит магнит, второй называет, где появились «пятна дождя».

3 этап. Развитие ориентировки в окружающем про­странстве.

Цель: развитие осознанного восприятия собственной пози­ции в пространстве и свойств окружающего пространства.

Задачи:

—    закреплять умение пользоваться собственным телом как эталоном для изучения окружающего простран­ства;

—    учить располагать объекты по отношению к собст­венному телу;

—    знакомить детей со схемой тела человека, стоящего напротив;

—   вырабатывать навыки расположения объектов в ок­ружающем пространстве относительно друг друга.

Дидактические игры и упражнения.

1. Ребенок располагает геометрические фигуры относи­тельно сторон собственного тела: круг впереди себя (пе­ред собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем  рассказывает, что где находится.

2. Ребенок раскладывает те же фигуры, только относи­тельно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.

3. Два ребенка встают напротив друг друга. Один ребенок придумывает действия и просит партнера напротив сде­лать их и внимательно проверяет правильность выпол­нения. Например, подними вверх левую руку и т.д. После этого дети меняются ролями.

4. Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них со­вершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой ру­кой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

4 этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

Цель: формирование восприятия, воспроизведения и само­стоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов.

Задачи — учить детей:

—    ориентироваться на пустом листе бумаги (находить его стороны и углы);

—    осваивать расположение плоскостных предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в правом верхнем углу…);

—    располагать плоскостные предметы на листе бумаги по отношению друг к другу;

—    вычленять различно расположенные элементы пло­скостной фигуры;

—    копировать простые фигуры; анализировать серии фигур, расположенные в вертикальные и горизон­тальные ряды, правильно их зрительно отслеживать в направлениях сверху вниз и слева направо; копи­ровать ряд фигур;

—    анализировать сложные пространственные фигуры, состоящие из нескольких других фигур и копиро­вать их, используя правильную стратегию копиро­вания;

—    ориентироваться на листе бумаги, перевернутом на 180°, мысленно переворачивать лист бумаги на 180°.

Дидактические игры и упражнения.

1. На демонстрационном полотне с прорезями для карти­нок расположить по инструкции соответствующие кар­тинки слева и справа от елки.

2. Сидя за столом, определить его правый и левый край.

3. Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.

4. Нарисовать точку, справа от точки — крестик, над точ­кой — круг, под точкой — квадрат, справа от квадра­та — треугольник, над крестиком поставить галочку.

5. По речевой инструкции двигать фишку по полю, рас­черченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.

6. Расположить предметные картинки справа или слева от вертикальной линии. Затем задания усложняются, то есть лист бумаги пере­ворачивается на 180° и ребенок должен сказать, где же те­перь будут правая и левая стороны.

7. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джин­сах и т. д.

8. Назовите первое число слева; первое число справа. Ка­кое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).

9. Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрас­тают).

5 этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространст­венные отношения.

Цель: формирование квазипространственных представ­лений.

Задачи:

—     учить детей понимать слова и конструкции, пере­дающие пространственные характеристики окру­жающего мира;

—     формировать навыки самостоятельного использова­ния слов и конструкций, выражающих пространст­венные отношения в устной речи.

Коррекционная работа начинается с уточнения предло­гов и закрепления сначала понимания, а затем употребле­ния детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевоз­можные движения и манипуляции с предметами по инст­рукции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

Дидактические игры и упражнения.

1. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.

2. На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскла­дывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возь­ми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, кото­рый лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.

3. Педагог на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а школьники договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок… (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок… (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с короб­ки и т. д.).

4. «Положи ручку…» Ребенку предлагается два разных предмета, например, ручка и пенал, он должен выполнить инструкции педагога: положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

5. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь…, а стол…»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.























Приложение5 Комплекс игр и упражнений, способствующих формированию временных представлений.

Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку».

(Утро, день, вечер, ночь)

Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом?

Или

-Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие ты положишь потом? И т. д.

Игра «Назови пропущенное слово».

Если мы завтракаем утром, то обедаем

Днём ты обедаешь, а вечером …

Если сейчас утро, то после утра будет

Если сейчас день, то после будет …

Если сейчас день, то что было до этого …


Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Дети «отправляются» в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.





Игра «Назови соседей».

Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь и день, потому что до утра − ночь, а после утра − день.) И т. д.

Игра « Вчера, сегодня, завтра».

Предложите детям закончить фразы:

Мы пойдём в бассейн…(сегодня).

Мы будем рисовать …(завтра).

Музыкальное занятие было… (вчера).

Все дети спят … (ночью).

«Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, переворачивают карточку, называют цифру и соответствующий день недели.

Можно задать вопросы:

Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

Назови все выходные дни.

Отгадай загадку и т. д.

“Закончи предложение”

Перед понедельником идет воскресенье, а после среды … Летом солнце светит ярко, а зимой – …

Если сегодня вторник, то завтра будет … И вопросы типа:

Что короче: день или неделя?

Что длиннее (час или сутки, ночь или сутки)? Какое время года бывает перед осенью?

Какой день недели бывает перед средой? Какой наступает день недели после пятницы? и т.д.





«Какое слово подходит?»

Взрослый задаёт ребенку разные вопросы, например: «Месяц зимы − (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) − октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».

Дети отвечают: «Февраль».

Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).

Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март). Время года …(март, апрель, вечер, зима).

Части суток… (лето, май, апрель, ночь)









5


Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 11.05.21 в 22:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, что делитесь опытом с коллегами!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.