Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений»

0
0
Материал опубликован 26 April 2018 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «ЧУВАШСКЙЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Познание»

«Формирование элементарных

математических представлений»

для средней группы

Выполнила:

Васильева Л.Е., воспитатель,

МБДОУ ЦРР - детский сад №178

Научный руководитель:

Фарфоровская Е.Г., методист

Чебоксары 2018

Пояснительная записка

Краткая характеристика образовательного учреждения и группы детей:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №178 города Чебоксары» функционирует с 1990 года. Проектная мощность - 280 мест, списочный состав детей - 258 детей, из них 18 детей раннего возраста, 240 детей дошкольного возраста. В ДОУ 13 общеразвивающих групп, из них: 1 для ясельного возраста и 12 групп для детей дошкольного возраста. Коллектив работает над проблемой «Становление личности ребенка посредством народной культуры». Приоритетная направленность работы по физическому развитию обеспечивается за счет проведения занятий по плаванию на основе «Программы обучения плаванию в детском саду», Автор Е.К.Воронова. Углубленная работа по познавательно - речевому развитию ведется по программе – «Программа и условия ее реализации в детском саду», «Юный эколог» С.Н.Николаевой. Реализация приоритетного направления по художественно - эстетическому развитию осуществляется по «Программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А.Лыковой. Для организации работы по социально - личностному развитию используется программа Авдеевой Н.Н., Князевой НЛ., Стеркиной Р.Б. «Безопасность».

Кроме того, содержание образования, в котором отображается национальное и региональное своеобразие культуры, реализуется через две программы: «Программу художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства», Составитель Васильева Л.Г. и Программу образования ребенка -дошкольника. Научный руководитель Л.В.Кузнецова.

Настоящая учебная программа разработана для детей средней группы «Перепелка» на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2009г. Группу «Перепелка» посещает 20 детей.

Актуальность данной образовательной области с точки зрения современного развития дошкольного образования:

С точки зрения современного развития дошкольного образования, становление личности ребёнка как социального существа является процессом «прорастания в индивиде общечеловеческого». Оно происходит благодаря восприятию и освоению ребёнком окружающей действительности и самого себя сквозь призму освоенной им части опыта, накопленного человечеством. Этим определяется умственное развитие ребёнка, формирования у него системы знаний и познавательных способностей.

«Цели программы»:

Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формы организации обучения в соответствии с современными требованиями:

совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Связь содержания образовательных областей с различными образовательными областями:

«Музыка», где дети учатся слушать музыку и понимать ее настроение.

«Чтение художественной литературы», где используются произведения познавательной направленности, приобщение к народным истокам.

«Физическая культура», где дети учатся играть в подвижные игры.

«Коммуникация», где дети научаться общаться, выражать свои суждения и впечатления.

Продолжительность занятия - 20 минут.

Периодичность мониторинга для оценки динамики достижений детей:

2 раза в год: вводный - с 16-20 января, итоговый - с 21-26 мая.

Количество организованной детской деятельности:

Ребенок и окружающий мир в неделю 1 раз, в год 35.

Формирование элементарных математических представлений. Конструирование (интеграция) – 36 в год.

Содержание рабочей учебной программы

(Формирование элементарных математических представлений. Конструирование.)

Формирование элементарных математических представлений.

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов ( не прибегаю к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни-красного цвета, а другие-синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных», или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три-все три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна , две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайков поровну-3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).

Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу, отражать результаты, сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине.

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности -в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка - самая высокая, эта (оранжевая)-пониже, эта (розовая)-еще ниже, я эта (желтая)-самая низкая и т.д.).

Форма.

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

Учить различать и называть с прямоугольником, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой-маленький куб(шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, окно, дверь-прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве.

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева-окно, сзади на полках-игрушки).Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь).Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Конструирование.

Обращать внимание детей на различные задания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах-стены, вверху-перекрытие, крыша; в автомобиле-кабина. Кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому-окна,двери, трубу; к автобусу-колеса; к стулу-спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы 9 лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Календарно- тематический план

Формирование элементарных математических представлений. Конструирование (интеграция).

Месяц

Тема и события недели

Тема

непосредственно

образовательной

деятельности и

форма его

проведения

Обязательная часть

содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Интеграция

Сентябрь

1

«Осень»

5.09

«Путешествие в

сказочный лес »

(сюжетное)

Конструирование

Дверь в волшебную

страну.

Учить умению сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько- сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Воспитывать усидчивость.

Учить различать и называть четыре основных
цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и
геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)

Игра

«Кто больше принесет»

Приобщать элементарным
общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми («Социализация»)

Сентябрь

2

Красота спасет мир

12.09

«В гостях осени»

(игровая)

Конструирование «Домик»

Учить сравнивать два предмета по цвету, обозначать результаты сравнения словами. Продолжать учить определять пространственные направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева , справ. Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов. Воспитывать желание заниматься.

Учить детей строить домик из кубиков, кирпичиков. Познакомить детей с пластиной. Учить использовать строительные материалы с учетом конструктивных свойств. Воспитывать желание доводить работу до конца.

Игра

«Парные картинки»

Приобщать элементарным
общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со

сверстниками и взрослыми

(«Социализация»)

3

Детский сад

19.09

«В гостях у кролика»

(сюжетное)

Загородки и заборы

Учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько.

Продолжать упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) Воспитывать интерес к занятию.

Учить в огораживании небольших пространств кирпичиков и пластин, установленными вертикально и горизонтально.

Игры

«Подумай и ответить»,

«Что в мешочке?»,

«Куда пойдешь и что айдешь?»

Продолжать формирование правильной осанки («Здоровье»)

Сентябрь

4

Неделя музыки

26.09

«К нам приехал цирк» ( сюжетное)

Конструирование зоопарка

Учить в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее - короче; широкий- узкий, шире- уже.

Воспитывать желание заниматься.

Развивать конструкторские навыки, развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий

Учить считать в пределах 5 на чувашском языке

Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте («Безопасность»)

Октябрь

5

Неделя животных

03.10

«Три поросенка» (сюжетное)

«Осенний букет»

Учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитывать активность на занятии.

Учить составлять композицию из природного материала (арбузные и тыквенные семечки).

Игра «Выше-ниже»,

«Найди игрушку»

Приобщение к правилам безопасного для человека поведения. («Безопасность»)

Октябрь

6

Дары осени

10.10

«Волшебный

мешочек»

(сюжетное)

«Машины везут грузы»

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры ( шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно- двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. Воспитывать усидчивость.

Учить обобщению представления о грузовом транспорте, упражнять в его конструировании, дать представление о строительной детали- цилиндре.

Игра

«Чудесный мешочек»,

«Отгадай»,

«Наряди кукол»,

«Что бывает такой формы»

Продолжать формировать умение сопереживать героям сказки. «Чтение художественной литературы»

7

Неделя

здоровья

17.10

«Угостим зайчиков морковкой» (сюжетное)

Бумажных дел мастера

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева на право, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине ( длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный-короткий, длиннее- короче; широкий- узкий, шире- уже, высокий- низкий, выше- ниже. Закрепить представления о частях суток и их последовательности ( утро, день, вечер, ночь) Воспитывать интерес к занятию.

Учить выполнять работу с помощью клея и бумаги (цилиндр из прямоугольника)

Игра

«Что изменилось»,

«Что за чем?»

Продолжать формировать

культурно-гигиенические

навыки

(«Здоровье»)

Октябрь

8

Искусство

анимации

24.10

«В гостях у

Буратино»

(сюжетное)

Придумай и построй

Учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) независимо от их размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, сзади, слева, справа. Развивать наблюдательность, тренировать память

Воспитывать активность.

Игра

«Назови цифру»,

«Сколько всего?»

Продолжать формировать умение сопереживать героям сказки.

«Чтение художественной литературы»

Ноябрь

9

Неделя

народного

единства

31.10

«Мальвина учит считать Буратино» (сюжетное)

«Летят самолеты»

Познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?». Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Закреплять умение считать в пределах 3 Воспитывать интерес к занятию

Дать представление о самолетах и их видах, упражнять в конструировании самолетов по образцу.

Игра

«Не ошибись»,

«Скажи на оборот»

Развитие игровой

деятельности.

(«Социализация»)

Ноябрь

10

Я в мире

человек

07.11

«Давайте

поиграем»

(сюжетное)

Плывет

кораблик по реке

Учить считать в пределах 4: показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Закрепить представление об объемных геометрических телах, упражнять в их различении.

Воспитывать активность на занятии.

Дать представление о разных видах судов и их назначении. Учить строить кораблик из кирпичиков и пластины.

Игра

«Чего не стало»7»

Приобщение к элементарным правилам взаимоотношениям со сверстниками. («Социализация»)

11

Неделя

дружбы

14.11

«Как мы умеем

помогать»

(сюжетное)

Мосты

Учить отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?». Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно. Воспитывать активность на занятии. Дать представление о мостах, их назначении.

Учить строить мост используя кирпичики и пластины. Развивать умение самостоятельно измерять постройки по длине и высоте.

Игра

«Найди свою пару»

Развивать трудовую

деятельность.

(«Труд»)

Ноябрь

12

Моя семья

21.11

«Куклы

собираются в гости к гномикам»

(сюжетное)

Наш детский сад

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопросы «сколько?»

Различать в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник прямоугольник). Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Воспитывать усидчивость на занятии

 

Учить строить различные предметы мебели, объединить постройки единым сюжетом.

Игра

«Игра с палочками»

Продолжать воспитывать опрятность, следить за своим внешним видом. («Здоровье»)

13

Транспорт

28.11

«Когда это

бывает?»

(сюжетное)

Домики зверюшек

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки». Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Воспитывать желание доводить работу до конца.

Учить организовывать пространство для конструирования. Учить объединять постройки в единый сюжет.

Игра

«Сделай лесенку»

Продолжать формирование правильной осанки

(«Здоровье»)

Декабрь

14

Зима

05.12

«Падают

снежинки»

(сюжетное)

Сказочные ворота в доме Деда Мороза

Познакомить с новой геометрической фигурой: шаром. Учить различать и называть знакомые геометрические фигуры ( круг, квадрат,)

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины ( длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «длинная и широкая- большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка».

Закреплять умение считать в пределах 5 формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

Воспитывать усидчивость.

Учить подбирать строительный материал для постройки ворот.

Игра

«Оденем куклу на прогулку»

Продолжать учить слушать стихотворения, правильно воспринимать содержание произведения. «Чтение художественной литературы»

15

Хлеб всему голова

12.12

«В лес за елкой» (сюжетное)

Детская игровая

площадка

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Продолжать формировать представления порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?».

Воспитывать желание заниматься.

Дать представление о горках и лестницах. Учить строить горку и лесенку к горке.

Игра

«Не ошибись»

Закреплять правила проведения на горке.

(«Безопасность»)

Декабрь

16

Мой

город,

моя

страна

19.12

«Хоровод под

Новый год» (сюжетное)

Новогодние украшения (снежинка)

Познакомить детей с кубом. Продолжать уточнять представление о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Упражнять в счете и отсчете предметов пределах 5 по образцу.

Закреплять представления о о

последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Воспитывать желание заниматься.

Закрепить умение выполнять работы используя бумагу и ножницы.

Игра

«Чего стало не так?

Продолжить развивать интерес у детей к музыке, желание слушать («Музыка»)

17

Новый год

26.12

«Зимние забавы» (игровое)

Украшение для елки

Познакомить со значением слов далеко-близко.

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Приобщать к изготовлению поделок из природного материала.

Игра

«Найди свой домик

 

Приобщение к элементарным правилам взаимоотношениям со сверстниками. («Социализация»)

Январь

18

Неделя музыки

16.01

Играем с

матрешками»

(сюжетное)

Сказочный город из конструктора

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко-близко.

Воспитывать усидчивость

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Игра

«Что длиннее, короче»

Приобщение к элементарным правилам взаимоотношениям со сверстниками. («Социализация»)

Январь

19

Неделя

вежливости

23.01

Контрольно-учетное

Выявить уровень развития детей с помощью дидактических игр и упражнений. Воспитывать усидчивость, интерес к математике

Дидактические упражнения:

Скажи сколько

Скажи, который по счету

Пусть станет поровну

Сравни ленточки

Дидактические игры

Построй солдат

Что где лежит

Встань там, где я скажу

Наш день

   
 

Неделя доброты

 

КАНИКУЛЫ

   

Февраль

20

Валеологич еская

неделя

06.02

«Степашка убирает игрушки» (сюжетное)

Постройка гаража

Учить считать предметы на ощупь в пределах 5.

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Воспитывать усидчивость.

Учить самостоятельно заканчивать постройку, сообразуясь с размером автомобиля, упражняться в употреблении слов длинный, впереди, сбоку

Игра

«Сколько всего?»

Убирать на место строительный материал («Труд»)

Февраль

21

Неделя народной мудрости

13.02

«Правильно

пойдешь,

секрет

найдешь»

(сюжетное)

«Самолет»

Учить сравнивать три предмета по ширине раскладывать по их в убывающей и возрастающей последовательности обозначать результаты сравнения словами широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Воспитывать активность на занятии.

Обучать приемам конструированию из бумаги. Обучать сгибанию листа пополам, совмещая стороны и углы. Воспитывать желание доводить работу до конца.

Игра

«Волшебный мешочек»

Формирование патриотических чувств к защитникам Родины. («Социализация»)

22

Неделя народной игрушки

20.02

«Письмо из Простоквашино»

(сюжетное)

«Паровоз»

Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Продолжать учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Воспитывать активность на занятии.

Развивать умение анализировать образен постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме.

Игра

«Кто первый назовет»

Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте («Безопасность»)

Февраль

23

День

защитников

Отечества

27.02

«Будущие защитники» сюжетное)

Парад самолетов

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день вечер, ночь.

Воспитывать усидчивость.

Учить создавать и сооружать конструкцию Рассказать историю об этом самолете.

Игра

«Геометрическое домино»

Формирование патриотических чувств к защитникам Родины. «Социализация»)

Март

24

Весна

06.03

«Накроем стол для чаепития» (сюжетное)

Мебель для кукол

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

Воспитывать активность на занятии.

Учить детей строить постройки в зависимости от размера кукол. Воспитывать желание доводить работу до конца.

Игра

«Отгадай чего не стало?»

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки («Здоровье)

25

Праздник наших мам

13.03

«Посадим

цветочки

для

мамы»

(сюжетное)

Подарок маме «Тюльпан»

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения слова: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше - закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснять, что результат счета не зависит от величины предметов в (пределах 5).

Учить сгибать квадрат пополам, совмещая стороны и углы. Воспитывать желание доводить работу до конца.

Игра

«Подбери игрушки»

Углублять представление

детей о семье. («Социализация»)

Март

26

Наш дом -

Земля

20.03

«Прилетела бабочка» (игровое)

Постройка двухэтажного дома.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Воспитывать активность на занятии.

Развивать умение работать коллективно, учить сооружать высокие постройки с перекрытиями, научить делать постройку прочной.

Игра

«Назови прокушенное слово»

Продолжать воспитывать любовь к родному краю. («Социализация»)

27

Неделя театра

27.03

«Три медведя» (сюжетное)

«Дом»

Учить то, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать учить умению сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар. Воспитывать активность на занятии.

Продолжать учить детей создавать конструкцию дома по прочитанной сказке.

Игра

«Не ошибись»

Продолжать работу по формированию интереса к сказкам.

«Чтение художественной литературы»

Март

28

Неделя детской книги

3.04

«Поездка в весенний лес» игровое)

«Лесовичок»

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его шаром. Воспитывать активность на занятии.

Учить изготовлять поделки из природного материала. Развивать воображение в работе с природным материалом (еловые шишки).

Игра

«Кто дальше бросит»

Продолжать знакомить с культурой поведения в лесу.(«Безопасность»)

Апрель

29

Птицы наши

друзья

10.04

«Письмо от

волшебника»

(сюжетное)

«Рыбка»

(стр.31)

«Оригами» С.Муссснко

Учить детей тому, что результат счета не зависит от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко - близко.

Воспитывать активность на занятии.

Учить сгибать квадрат пополам, совмещая стороны и углы. Воспитывать желание доводить работу до конца.

Игра

«Что длиннее»

Способствовать развитию любознательности. («Коммуникация»)

Апрель

30

Покорим

космос

17.04

«Весна

пришла»

(игровое)

«Деревья»

Учить сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, большой.

Продолжать учить устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?»

и т.д.

Воспитывать активность на занятии.

Учить сгибать квадрат пополам, совмещая стороны и углы. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий. Воспитывать желание доводить работу до конца.

Игра

«Что за чем?»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей.

(«Здоровье»)

31

ПДД

24.04

«Поможем зверятам» (сюжетное)

Мостик через речку

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Упражнять в счете и отсчете предметов на

слух, на ощупь (в пределах 5).

Развивать умение сравнивать предметы по

цвету, форме, величине.

Воспитывать активность на занятии.

Развивать умение самостоятельно измерять постройки по высоте и ширине.

Игра

«Что стало не так?»

Формирование осторожного отношения опасным для окружающей природы ситуациям. («Безопасность»)

Апрель

32

Мой край

родной

01.05

«На весеннем

лугу»

(сюжетное)

Любая вещица в дело сгодится, (поделки из коробок)

«Комод»

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Развивать фантазию, смекалку.

Приобщать детей к изготовлению поделок

из бросового материала.

Воспитывать желание доводить работу до

конца

Игра

«Скажи наоборот»

Продолжать знакомить с культурой поведения в природе. («Безопасность»)

Май

33

День

Победы

08.05

«Подбери детали» (сюжетное)

«Флажки»

Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели.

Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером.

Закрепить навыки работы ножницами.

Игра

«Назови соседей»

Рассказывать детям о воинах, которые охраняют нашу Родину. («Социализация»), Учить правильно пользоваться ножницами в присутствии взрослых. («Безопасность»)

Май

34

Семья

15.05

«Здравствуй лето»

(сюжетное)

«Червяк»

(стр.64)

«Оригами» С.Мусеенко

Продолжать учить устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5) Воспитывать активность на занятии.

Учить сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Воспитывать желание доводить работу до конца.

- Игра

«Чего стало не так?»

Продолжать развивать интерес у детей к музыке, желание слушать ее. («Музыка»)

35

22.05

Контрольно-учетное

Выявить уровень развития детей в ходе игровых заданий.

Дидактические игры:

Волшебный мешочек

Посади цветочки вдоль дорожки

Бабочки летают

Дидактические упражнения:

Сделаем столько же

Продолжи ряд

Разложи предметы по форме

Постройте ребят по форме

   
 

36

Природа-

наше

богатство

29.05

«В гостях у кота

Леопольда» (сюжетное)

«Машина»

Учить различать и называть прямоугольник.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Продолжать упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Воспитывать усидчивость.

Закреплять представление об объемных геометрических телах, упражнять в их различении, упражнять в моделировании по схеме.

- Игра

«Найди спрятанную игрушку»

Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте («Безопасность»)

Результаты освоения содержания рабочей программы


 

Компоненты структуры личности

Критерии результативности

Обязательная часть

содержания образования

Содержание

образования,

формируемое

участниками

образовательного процесса

Эмоционально-

волевой

У воспитании ков

сформировано

эмоционально-

ценностное отношение к

познаваемому

Формирование элементарных математических представлений

Наличие интереса и желания заниматься математикой; участвовать в совместных подвижных играх и паузах. Наличие интереса в пользовании с раздаточным дидактическим материалом и рабочими тетрадями.

Конструирование

Радуются красоте построек, умеют эмоционально воспринимать красоту архитектурных сооружений.

 

Деятельностно-практический

Воспитанники

владеют способами деятельности

(умениями и

навыками)

Могут:

Формирование элементарных математических представлений

Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнить части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

Считать (отсчитывать) в пределах 5.

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 5); отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения на глаз.

Размещать предметы различной величины (до 5) в порядке возрастания, убывания их длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предметов.

Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

Различают форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

Конструирование

Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического значения.

Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением.

Создавать модели из пластмассового и деревянного конструктора по рисунку и словесной инструкции.

Анализировать сделанные постройки, на основе анализа находить конструктивные решения и создать собственные постройки.

 

Когнитивный

Воспитанники имеют знания

Формирование элементарных математических представлений

Знают:

Некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).

Что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.

Конструирование

Знают:

Названия деталей конструкторов.

Разнообразные по форме и величине пластинки, бруски, конусы, цилиндры.

 

Рефлексивно -

творческий

У воспитании ков развито творчество и способности

Формирование элементарных математических представлений

Определяет части суток.

Конструирование

Умеют использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

 

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Образовательная область «Познание» (Формирование элементарных математических представлений)


 

Показатели освоения программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Название пособия

Сроки провед ения

Низко

формализованные

высоко формализованные

Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными

3 балла - ребенок правильно считает предметы в пределах 5. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»

2 балла - ребенок правильно считает предметы в пределах 5. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на вопрос «Который по счету?».

1 балл - ребенок допускает ошибки при счете предметов

Наблюдение за деятельностью детей

1.Дидактическое упражнение: «Скажи сколько».

Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая

2.«Скажи, который по счету предмет».

Вопросы:

1. Посчитай солдатиков. Сколько их
всего?

2. Посчитай бабочек. Сколько их?
И.т.д.

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой/

авт. сост. Н.В. Верещагина Санкт-Петербург

Детство-Пресс

2011г.

16-21 января,

21-26

мая

Умение сравнивать рядом стоящие числа

в пределах 10,

3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

 

Дидактическое упражнение: «Пусть станет поровну». Задание: посчитай группы предметов.

- сколько всего солдатиков?

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы

воспитания и

обучения в детском

16-21

января,

уравнивать неравное число предметов

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл - ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уровнять предметы не может.

 

- сколько матрешек?

- кого больше (меньше)?

- на сколько?

- сделай так, чтобы их стало поровну.

- как еще можно это сделать?

саду» под ред.

М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой/

авт. сост. Н.В. Верещагина Санкт-Петербург

Детство-Пресс

2011г.

21-26

мая

Умение сравнивать предметы различной величины

3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла - правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок.

 

1.Дидактическая игра:

«Построй солдат»

Задания: построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами самый высокий», «поменьше»,«еще ниже», «самый низкий».

Вопросы:

- Что ты видишь на столе?

Посмотри, все ли солдатики одинаковые?

- Чем они отличаются?

2.Дидактическое упражнение:

«Сравни ленточки»

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой/

авт. сост. Н.В. Верещагина Санкт-Петербург

Детство-Пресс

2011г.

16-21 января,

21-26

мая

Знания о форме предметов

3 балла - ребенок самостоятельно

соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1-2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок.

 

Дидактическая игра:

«Что где лежит?»

Задание:

-Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

-Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их.

-Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы.

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой/

авт. сост. Н.В. Верещагина Санкт-Петербург

Детство-Пресс

2011г.

16-21 января,

21-26

мая

Умение определять местонахождение предмета по

отношению к себе,

к другим людям

3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно.

Вопросы:

-Что ты видишь справа (с лева) от себя?

-Что ты видишь впереди (сзади) от себя?

- Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т.д.

Игра: «Встань там, где я скажу».

Задание: два шага вперед, один шаг влево,три шага назад, два шага вправо.

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой/

авт. сост. Н.В. Верещагина Санкт-Петербург

Детство-Пресс

2011г.

16-21 января,

21-26

мая

Знания о днях недели, последовательности частей суток

3 балла - ребенок сравнивает с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже после наводящих вопросов.

 

1.Дидактическая игра:

«Наш день».

Задание: Разложи картинки по порядку, начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь (сутки).

2.Дидактическое упражнение:

«Назови соседей»

Вопросы:

- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня? - А кокой день недели следует за четвергом?

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой/

авт. сост. Н.В. Верещагина Санкт-Петербург

Детство-Пресс

2011г.

16-21 января,

21-26

мая

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой.

Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.

1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями.

 

Дидактическая игра: «Часть и целое» Вопросы и задания:

- Сосчитай количество частей «группы игрушек».

-Сколько их? (три)

- Какие это части? (первая часть – куклы, вторая часть – мишки, третья – машины).

- Посчитай количество игрушек каждой части.

- Чего больше?

- Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

- Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая).

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой/

авт. сост. Н.В. Верещагина Санкт-Петербург

Детство-Пресс

2011г.

16-21 января,

21-26

мая

Высокий уровень - 18-21 баллов.

Средний уровень - 11 - 17 баллов.

Низкий уровень - 7 - 10 баллов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы


 

Название образовательной области

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

Образовательная область

«Познание»

(Формирование

элементарных

математических

представлений)

Количество и счёт

Пирамидки с колечками разного цвета. Игрушки: грибочки, зайчики, белочки, машины, чашки.

Иллюстрации с изображениями различных персонажей.

Музыкальные инструменты: ложки,

барабан, дудочки, металлофон.

Двухступенчатая лесенка; счётная лесенка; картины с изображением определённого количества предметов; магнитная доска.

Компьютер

Музыкальный центр

Величина

Наборы полосок, дощечек разной величины.

Наборы парных предметов разного цвета и величины: шары,

цилиндры, мячи, пирамидки, матрёшки и т.д.

Куклы разного размера.

Геометрические фигуры -

прямоугольники одной длины, но разной ширины.

Ленты разной ширины и одинаковой длины.

Домики разной высоты.

Наборы шаров и кубов разного цвета и величины.

Флажки разного цвета и величины.

Бабочки разного размера.

Ленты разной длины, разного цвета, разной ширины.

Верёвочки разной длины, разной ширины.

Пирамидки разной высоты.

Мешочек с предметами разной длины, ширины, высоты.

 
 

Форма

Наборы плоских геометрических фигур: квадраты треугольники, круги, прямоугольники.

Объёмные геометрические

фигуры: кубы, цилиндры, шары, треугольные призмы.

Ящик ощущений.

 

Ориентировка в пространстве

Дорожка из бумаги.

Колокольчик.

Игрушки.

Фонарик.

Схема группы.

План с указанием дороги.

 

Ориентировка во времени

Сюжетные картинки с изображением разного времени суток.

Картинки с изображениями героев мультфильмов, сказок в разное время суток. Модели времён суток. Аудиозапись мелодии из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»

Картины с изображением деятельности детей в разное время суток.

 

«Познание»

(конструирование)

Строительный материал (крупный, средний, мелкий).

Конструкторы: LEGO DUPLO, LEGO DACTA. Бумага.

Природный материал: сосновые иголочки, камешки, ракушки, растения для составления букетов, шишки, жёлуди, скорлупа орехов, каштаны и пр.

Бросовый материал: поролон, тряпочки, тесьма, дерматин и пр.

Иллюстрации к сказкам. Декорации к сказкам. Картины.

Бумажные плоскостные модели.

Трафаретные линейки.

Модели будущих построек.

Модели фигурок людей, животных.

 

Список литературы

Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 (ред. от 21.12.2009 г.);

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 08.02.2010г.;

Л.Г. Комарова. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЬЕОО) -М: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001;

Комплексная диагностика уровней усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Вторая младшая и средняя группы/авт.-сост. Н.Б. Вершинина - Волгоград: Учитель, 2011

Л.В. Куцакова. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2008;

Л.В. Куцакова. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008;

И.А.Помораева, В.А.Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г.Васильева, И.В. Махалова - Чебоксары: «Новое Время», 2010;

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2007;

Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.Старшая группа -Волгоград: Учитель, 2011;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации