12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Путинцева Татьяна Валентиновна17
2

Концепция развития предметов филологического цикла (русского языка и литературы) в соответствии с требованиями к результатам освоения общеобразовательных программ (из опыта работы МО учителей русского языка и литературы).

Концепция развития предметов филологического цикла (русского языка и литературы)

в соответствии с требованиями к результатам освоения общеобразовательных программ

(из опыта работы МО учителей русского языка и литературы).


Проект концепции развития предметов филологического цикла появился в еще в 2014 году.

Рабочая группа:(25 человек)А.А. Волков, Е.О. Галицких, О.А. Ганабова,И.А. Григорченко, Р.А. Дощинский, Л.В. Дудова, Е.Л. Ерохина, О.Н. Зайцева, С.А. Зинин, Е.А. Зинина, Л.Л. Курамшина, Н.Е. Кутейникова, О.Н. Лёвушкина, М.А. Мищерина,В.Э. Морозов, Л.В. Новикова, Н.Ю. Проскурнина, А.Н. Романова, М.В. Сарапас, А.В. Фёдоров, С.В. Фёдоров, Е.Г. Чернышева, В.П. Чудинова, Б.С. Юнусова, Е.Р. Ядровская

Экспертная группа:(18 человек)И.Н. Арзамасцева, О.В. Брюханова,А.В. Гулин, В.П. Журавлёв, Т.А. Калганова, А.М. Камчатнов, В.А. Котельников, Н.Л. Крупина, С.В. Сапожков,Ю.А. Сафонова, В.Л. Склярова, К.К. Султанов, Н.В. Углова,О.И. Федотов, В.Е. Хализев, И.П. Цыбулько, М.В. Черкезова,В.Ф. Чертов

Проект «Концепции школьного филологического образования. Русский язык и литература» утверждён на II съезде Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (Ульяновск,4–6 ноября 2014 г.)

Проект «Концепции школьного филологического образования. Русский язык и литература» утверждён на заседаниирабочей группы по синхронизации проектов Примерных рабочих программ учебных предметов «Русский язык» и «Литература» и «Концепции школьного филологического образования. Русский язык и литература» (Москва, РАО, 28 апреля 30 июня 2015 г.)

Концепция школьного филологического образования: русскийязык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                                        РАСПОРЯЖЕНИЕ
                                                                                            от 9 апреля 2016 года № 637-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
8. Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2016 г. N 637-р

_________________________________________________________________________

Концепцияпреподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовыепринципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русскогоязыка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы), в Российской Федерации.
II. Значение учебных предметов "Русский язык"и "Литература" в современной системе образования.

Значение предметов русский язык и литература переоценить сложно.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокругкоторого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательноепространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающимвозможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурногогосударства.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания

личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении котечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций иисторической преемственности поколений.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российскойдуховности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувствавоспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности ккультуре, народу и всему человечеству.

На основе понимания особенностей литературы каквида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функцийлитературы - познавательной, нравственной и воспитательной.
В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихсяпроизведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.
III. Цели и задачи Концепции
Поэтому, целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения ипреподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии сменяющимися запросами населения и перспективными задачами развития российскогообщества и экономики.
Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в
образовательных организациях в Российской Федерации являются:
*модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всехуровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующихучебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;
*повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;
*развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации
образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов
деятельности обучающихся и педагогических работников;
популяризация русского языка и литературы.
IV. Проблемы изучения русского языка и литературы.

Основные направления реализации Концепции развития и преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации в соответстии с требованиями к результатам освоения общеобразовательных программ в МБОУ г. Иркутска СОШ №66.
Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательныхорганизациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научнопедагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейшийпотенциал российской системы общего образования.

Вместе с тем существует целый ряднерешенных проблем, в том числе проблемы содержательного иметодического и мотивационного характера, а также кадровые проблемы.

Я расскажу о проблемах, которые сформулированы в Концепции для всех учителей России, и о том, как обозначенные проблемы решаются в нашем ОУ.
1.Проблемы содержательного характера.

Проблема

Решение

Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формированиекоммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательныхорганизаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русскоголитературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многихслучаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.



Считаю, что учителя МО русского языка и литературы в полном объеме реализуют образовательные программы по предметам

(практическую и теоретическую части), владеют различными современными технологиями, транслируют свой опыт на семинарах, открытых мероприятиях, в социальных сетях.(в прошлом учебном году Серогодская Т.В., Воронина Е.А. дали открытые уроки для учителей города).

Ведется целенаправленная и систематическая работа с современными КИМ дляитоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".

Результаты итоговых сочинений, тематических срезов по линии ДО, государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по русскому языку и литературе на протяжении многих лет говорит о достаточном и высоком уровне овладения навыками устной и письменной речи выпускниками.

Так в 2016-2017 ОГЭ по русскому языку сдали 100 % выпускников, ГВЭ-100%, ЕГЭ -100%.

Учителя Беркович Л.А., Сыроватская С.А., Воронина Е.А., Путинцева Т.В.-учителя, работающие в выпускных классах, имеющие опыт и высокие результаты, говорящие о сформированной коммуникативной компетенции у выпускников.

В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетомобразовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русскимязыком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, нет оптимальносоотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русскийязык".

Здесь скажу следующее:

В соответствии с потребностями иинтересами созданы классы углубленного изучения русского языка и литературы 5а-6а

Учитель Серогодская Татьяна Владимировна. В этих классах реализуются программы углублённого изучения предметов гуманитарного цикла. Результаты обучения высокие -92,6% качества обученности по русскому языку и литературе.

Также в соответствии с базисным учебным планом реализуется система факультативных курсов гуманитарной направленности:

«Стилистика», «Трудные случаи орфографии и пунктуации»,

«Основы русской словесности», «Подготовка к итоговому сочинению».

В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета для изучения русского языка в условиях многоязычия.

В нашем МО все учителя русского языка и литературы (кроме вновь прибывших) прошли курсы повышения квалификации на базе Государственного педагогического университета по программе «Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного», систематически работают с учениками, для которых русский язык является неродным, достаточно успешно обучая не русскоязычных детей.

Назову всем известные фамилии Амировы, Исмаиловы, Гасымовы, Бадиевы.

Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательнойпрограммы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся.

В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание
произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков.

Здесь на помощь приходят уроки внеклассного чтения, где учителя варьируют изучаемый материал с учетом потребностей, возрастных особенностей, эстетических предпочтений учащихся. Так Воронина Е.А. разработала систему уроков внеклассного чтения для учеников 5-9 классов, которую успешно внедряет и делится опытом с коллегами. Елена Александровна включила в список произведений для внеклассного чтения произведениям о жизни и проблемах современных детей иподростков, особый упор сделан на морально- нравственное воспитание детей и подростков, на основе лучших произведений русской и зарубежной литературы. (Владимир Железняков «Чучело», Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», Гавриил Троепольский «Белый Бим , черное ухо».

Содержание учебного предмета "Литература" не в полной мере отражает этнокультурныеособенности и традиции народов Российской Федерации. Образовательные программы вобразовательных организациях, как правило, не предполагают изучение произведений, созданных на языках народов Российской Федерации и переведенных на русский язык.

До недавнего времени решать эту проблему помогал предмет «литература Восточной Сибири».

Сегодня на помощь приходит новая дисциплина ОДНКР. Содержание предмета позволяет ученикам проникаться особенностями, традициями, религиозными воззрениями народов РФ. Учебник содержит переведенные тексты произведений, созданные на языках других народов РФ.

3. Проблемы методического характера, которые выделяет концепция.

Проблема

Решение

Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современногообучающегося к чтению с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий.

Могу сказать, что Все учителя- филологи используют на своих уроках мультимедийные устройства. Практически каждый урок сопровождается презентациями, учебными видеороликами, аудиозаписями, задействуются видео и интернет – ресурсы, учащиеся при этом вовлекаются в более динамичный коллективный процесс, в котором развиваются личные и социальные навыки, формируется интерес к литературе и чтению.

Материально- техническая база ОУ позволяет использовать ИКТ как средство формирования интереса к чтению и совершенствования методики преподавания.

Важной фигурой для формирования интереса современного ученика к предметам филологического цикла являются и сам учитель. В нашем МО работают грамотные, интеллектуальные, разносторонние, добрые учителя. Их поставленная речь, эрудиция, эмоциональный настрой- факторы, формирующие интерес, любовь и уважение к непростым и ,на первый взгляд, скучным предметам.

Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учрежденийкультуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами,необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебнойдеятельности, предусмотренных образовательной программой.

Наша образовательная организация, на мой взгляд, достаточно использует потенциал учреждений культуры.

1.За 2016-2017 учебный год, например, 10-ые классы посетили ТЮЗ -3 раза, театр им. Охлопкова-2 раза, Музыкальный театр им. Загурского - 4 раза. Органный зал -1 раз, Филармонию -1 раз. Библиотеки №1, им. Пушкина -4 раза( приняли участие в Всероссийской акции, конкурсах художественного чтения и творческих работ). Выставочные площадки в СИБЭкспоцентре, в ДОСААФ, в Музее боевой славы, в Краеведческом музее.

2.Кроме этого ученики школы систематически участвуют в различных филологических конкурсах: «Русское слово», «Пушкинские чтения», «Юный поэт», конкурсах сочинений.(Кондратьева Лилия, Богатырева Дарья, Артеменко Евгения, Наумова Ксения, Емолдинов Евгений, БадиевХади, Инхиреев Андрей, Сидорова Мария, Савина Екатерина, Сыроватский Константин и другие дети.

3. Наша школа заключила договоры о сотрудничестве с такими организациями культуры, как Областная иркутская филармония, театральное училище, , драматический театр им. Охлопкова, библиотекой №1, библиотекой им. Пушкина.

2.Кадровые проблемы, которые определены Концепцией.

Проблема

Решение

Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русскогоязыка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в частиформирования компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (воспитатель, учитель)".

С уверенностью могу сказать, все учителя МО русского языка и литературы своевременно проходят курсы повышения квалификации и дополнительную подготовку.

1.Все учителя имеют действующие удостоверения по программам «Современные перспективные технологии. Организация работы в условиях перехода на Новые ФГОС», « Информационно- коммуникационные технологии».

2.Воронина Е.А., Путинцева Т.В. прошли обучение по программе « Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики».

3.Учителя русского языка и литературы за прошлый учебный год посетили семинары «Успешная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ», «Духовно- нравственное воспитание в рамках предметов гуманитарного цикла».

4.Потенциал МО учителей русского языка и литературы увеличивается. В МО работает 47 % учителей с ВКК, в прошлом году мы получили молодого специалиста, студентку ИГПУ ПостоноговуЕлизавету Олеговну, которая успешно прошла практику на базе нашей школы и продолжает у нас работать.

5. Отмечу, что Беркович Л.А., Сыроватская С.А., Путинцева Т.В, Воронина Е.А. ежегодно работают в составе экспертных комиссий по проверке итоговых сочинений, олимпиадных, диагностических письменных работ.

6.Беркович Л.А., Сыроватская С.А. работали в составе экспертных комиссий по аттестации педагогических работников.

7.Серогодская Т.В. является аттестованным экспертом по проверке экзаменационных работ.

8. О результатах обученности.

Качество обученности за 2016-2017 учебный год по русскому языку-52% ; литературе-66,47%(2015-2016 - 44,8%; 64,4% / средний рос качества но МО составляет 6%). Эти показатели значительно превосходят среднее качество по школе- 45,4%.

Выводы:

Считаю, что МО учителей русского языка и литературы, а также все ОУ работает в соответствии с Концепцией преподавания предметов филологического цикла: русский язык и литература, успешно решает поставленные проблемы, соблюдается преемственность в обучении, санитарно- гигиенические и материально -технические условия обеспечены, кадровый состав квалифицированный, государственные программы и базисный учебный план соответствуют и реализуются в полном объеме.

Предложения:

1.Продолжить внедрять накопленный опыт, вести систематическую и планомерную работу по реализации образовательных программ по предметам филологического цикла в соответствии с Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

2.Продолжать оказание методической помощи молодым специалистам в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности. Создавать условий для формирования индивидуального стиля творческойдеятельности молодого учителя – словесника.












































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.