Выступление «Формирование орфографического навыка у первоклассника»
Как научить грамотно, писать – эта проблема всегда волновала учителей и учёных. Недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий. Учебники русского языка для начальной школы учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путём «раскрывания» скобок . Приём неплох сам по себе. Но когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены и первое действие орфографической задачи за ученика выполнено. Это приводит к тому , что школьники, разобравшись, какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать изученные правила при написании диктантов и творческих работ. При написании диктанта они не применяют правила по той простой причине, что не находят мест в слове, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах мы имеем немалое количество ошибок.
Одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы. По мнению М.Р.Львова, «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма. Как пишет М.Р.Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко – буквенного анализа слов». К сожалению, конкретной методикой такого обучения мы не располагаем. Однако существенные шаги в этом направлении были сделаны в методике Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Некоторые приёмы обучения из этой методики может использовать любой учитель, работающий по традиционной системе. Система работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперёд.
На первом этапе работы ( в период обучения грамоте ) дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.
Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы. Для этого им предлагаются задания следующего типа.
Задание. Спишите слова, поставьте ударение. Ноты, Нина, нитки, кусты, сосны.
Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего.
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой. Детям даются понятия ударный и безударный гласный.
Тип заданий на втором этапе.
Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.
В поле, красивые, играет, занесло.
На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.
Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой – её нужно сначала узнавать. А это непросто. Проверять букву дети учатся позднее. А пока вместо гласных в слабой позиции они ставят пропуски.
.Задание. Спишите слова, словосочетания. Поставьте ударение, пропустите все гласные в слабой позиции. Моросил, на спине, зимние сумерки, вековые деревья.
М-р-сил, н- сп-не, зим-- сум-рк-, в-к-вые д-ревья.
На четвёртом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. ( Безударный звук [ а ] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [ и ] – буквами е, я, и).
На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.
- Возможна ли ошибка в слове горы ? – спрашивает учитель.
Выясняется, что ошибка невозможна, т.к. замена любой буквы приводит к разрушению данного слова и к замене его другим (норы).
- А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать слова «гара» ? Что произойдёт?
При записи слова «гара» его значение не изменилось, произношение тоже осталось прежним. Мена букв о-а в словах гора –«гара» -явление чисто орфографическое.
Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова. Если имеется выбор букв, значит, это орфограмма ( орфо – правильный, грамма – запись).
Система заданий на четвёртом этапе.
Изменить слова горы, совы, сосны так, чтобы они называли не много, а один предмет.
Запись в тетради.
Г[о]ры – г[а]ра с[о]вы – с[а]ва с[о]сны – с[а]сна
Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука [о] появился звук [а] в слабой позиции.
Стены – ст[и]на реки – р[и]кА земли – з[и]мля
На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук [и] на письме обозначается буквой е.
Ребёнок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, т.к. нет выбора букв. В слове есть орфограмма, т.к. есть выбор букв.
Следующим шагом вперёд (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух.
Учитель: - Есть ли в слове пенёк безударный гласный?
Ученик: - Да.
Учитель: - Можно допустить ошибку?
Ученик: - Можно.
Учитель: - Почему?
Ученик: - Есть выбор букв е – и, можно выбрать не ту букву. Звук [и] в слове может давать две буквы е, и.
Результатом такой работы является следующий образец рассуждения: «В слове пенёк можно допустить ошибку. Есть гласный в слабой позиции и у него есть выбор букв е – и. Значит, можно выбрать при написании не ту букву.
В слове дубы есть гласный в слабой позиции, но у него нет выбора букв. Ошибиться при написании нельзя».
Очень трудно получить от ученика такое небольшое рассуждение. Но тем не менее это необходимо, потому что подобное рассуждение – осознанная основа навыка. Обучение требует системы, в которую входит и диалог учителя с учеником, и диалог учителя как образец, и монолог ученика, но главным образом – выполнение заданий.
Задание 1. Прочитайте слова. Запишите только те из них, в которых есть орфограммы. Укажите выбор.
Парта. корова, пол, линейка, книга, большой.
Задание 2. Прочитайте слова и запишите только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, весёлый, буран. лесник, трещит, клубника.
Шестой этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.
Задание. В словах грачи, зима. кормил лесной доказать правильность написания букв а, и, о, е.
Запись в тетради.
Грачи, гр-чи (грач), грачи.
Зима, з-ма (зимы), зима.
Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.
В 1 классе создаётся только основа для выработки навыка правописания безударных гласных.
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.
1. Очень активизируют работу перфокарты.
2. Работа в парах. На карточках написаны слова на необходимую орфограмму. Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать безударную гласную и проверочное слово.
3. Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками.
4. Комментированное письмо с указанием орфограмм.
5. Объяснительные и предупредительные диктанты.
6. Выборочное списывание.
7. Показ нужной орфограммы на карточке.
8. Использование этимологического анализа слов.
9. Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.
10. Приём списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.