Организация работы с текстовой информацией на уроках русского языка при подготовке к региональному экзамену
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Учиться и, когда придёт время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Конфуций
Итоговая аттестация – первая, по-настоящему серьёзная, проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Основной задачей регионального экзамена является - обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. Экзамен прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы мы пришли к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки.
Первое, что хотелось бы отметить – это системность работы. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 4 класс, но мы считаем, что готовить детей нужно уже с 1 класса: проводить диагностические тесты, которые позволяют выявить проблемы изученного материала по русскому языку, а так же ранжировать уровень знаний учащихся, работать с текстовой информацией. Впоследствии, эта работа помогает спланировать как уроки русского языка, так и консультации. Для успешного выполнения тестовых заданий комплексной работы необходимы глубокие и прочные знания по теории изученного курса русского языка. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель, а к 4 классу и сами учащиеся, подбирают дополнительную литературу или материал из средств Интернета или других источников по конкретной теме. Начиная с 1 класса учащимся целесообразно заводить папку или тетрадь, в которую до 4 класса включительно они будут собирать с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи регионального экзамена. Материал может быть представлен в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену мы используем методику структурирования учебного материала. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения, создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщённых знаний. Папками (тетрадями) учащиеся могут пользоваться на всех уроках, кроме контрольных.
На первых уроках в 4 классе мы знакомим учащихся с формой проведения итоговой аттестации, то есть с демо-версией и с пособиями, которые должны помочь ребятам при самостоятельной работе. В 4 классе проводим мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям экзамена, т.е. проверяются знания по разделам: «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Лексика».
Опыт показывает, что к 4 классу программный материал по всем разделам требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с предыдущими классами, навыками в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения нами активно используются лингвистические разминки, содержащие задания экзамена. Их проведение не только расширяет представление учащихся о лингвистике, но и помогает отработать и довести до автоматизма некоторые разделы тем. Разминка может занимать от 3 до 7 минут урока, поэтому виды работ на каждом уроке чередуются.
Формы проведения языковых разминок:
Выборочный диктант
Виды грамматических разборов
Диктант с последующей проверкой и выполнение заданий
Словарный комментированный диктант
Орфоэпические упражнения
Осложненный словарный диктант
Решение мини-тестов
Упражнения с лексическими явлениями русского языка
Упражнения на отработку речевых и стилистических норм языка
Буквенные и цифровые диктанты
Один из приёмов лингвистической разминки - устные диктанты: по лексическому значению узнать слово и правильно проскандировать его, закрепить орфоэпическое произношение. Для такого вида работ можно использовать изученные термины, чтобы проверить теоретические знания учащихся. В лексической части «разминки» можно давать небольшие задания, связанные с употреблением фразеологизмов. Рекомендуется проводить работу с омонимами («развести по значению и написанию»). Например: рыжая лиса – дремучие леса; сторожил склад – старожил нашего посёлка.Такая работа с текстом поможет при выполнении задания комплексной работы по разделам «Орфография», «Орфоэпия», «Лексика».
При повторении раздела «Лексика» так же мы выполняем такие упражнения:
«Переводчик ».
Даются предложения, в которых все слова нужно заменить синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
«Корректор». Учащиеся исправляют ошибки в толковании слов.
Западня – квартира с окнами на запад.
Гривенник – юноша с модной гривой.
Застрельщик- браконьер
«Найди лишнее слово».
Сережа ушиб колено ноги
Он написал свою автобиографию.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.1
В рамках лингвистической разминки проводится лексический разбор слова с применением памятки «Лексический разбор слова».
1) Каково лексическое значение слова в данном предложении? Используя Толковый словарь, определите все значения данного слова. Определите: является ли слово однозначным или многозначным.
2) В прямом или переносном значении употреблено слово?
3) Какие синонимы и антонимы имеет слово?
4) Какова стилистическая характеристика слова:
- разговорное; - книжное; - стилистически нейтральное.
Какие пометы в словаре указывают на особенности употребления этого слова?
5) Придумайте и запишите предложения, употребляя слово в разных лексических значениях.
Образец лексического разбора слова.
Л.В. Щерба - выдающийся русский языковед.
Слово языковед однозначное, так как имеет одно лексическое значение: ученый - специалист по языковедению. Слово языковед употреблено в прямом значении. Имеет синоним - лингвист, слово языковед стилистически нейтральное слово, его чаще всего употребляют в среде лингвистов. Слово лингвист - заимствованное. Слово сложное: оно образовано от слияния двух слов - язык и ведать, языковед имеет два корня - язык и -вед, соединены корни при помощи соединительной гласной -о-. Например, Языковеды обсуждают новые преобразования в области языкознания.2
При повторении морфемики и словообразования можно давать традиционные задания:
Определить способ образования слова;
Ответить, какое слово имеет максимальное число морфем или состоит из одной приставки, корня, одного суффикса и окончания;
Посчитать количество морфем в слове.
Интересны для ребят задания поисковой направленности, например, подобрать слово из текста с приставкой, корнем, двумя суффиксами. Также по данному разделу можно выполнять упражнения такого типа:
Прочитайте текст, ответьте на вопрос: Какой вклад внес в лингвистику Ф. Ф. Фортунатов? Выполните разбор выделенных слов по составу.
Филипп Федорович Фортунатов
Выдающийся русский лингвист Филипп Федорович Фортунатов родился в семье педагога - директора Петрозаводской гимназии. Поступив на историко-филологический факультет в Московский университет, Ф. Ф. Фортунатов увлеченно занимался языкознанием. Он ввёл термин морфология и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину. Учение о грамматической форме было продолжено учениками Ф. Ф. Фортунатова - Д. Н. Ушаковым. М. Н. Петерсоном, А. М. Пешковским, А. А. Шахматовым и др.3
(По Л. Петрановской)
По теме «Синтаксис» и «Пунктуация» мы проводим следующие виды работ с текстом:
Прочитайте текст. Скажите, нужно ли изучать знаки препинания в школе, аргументируйте свой ответ. Спишите выделенное предложение, подчеркните грамматическую основу.
Принципы русской пунктуации
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились сотни лет. Но современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью.
Первые теоретики пунктуации (М. В. Ломоносов, А. А. Барсов) были уверены, что расстановка знаков препинания зависит, прежде всего, от интонации. Современные лингвисты считают, что основное назначение пунктуации – передавать логику предложения, связь между его частями.
(По С. Евграфовой)
Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела «Пунктуация», это такие темы: «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Способы цитирования. Прямая и косвенная речь», «Запятая в составе сложных предложений».
Для закрепления тем раздела «Морфология» используем задания такого типа:
Прочитайте текст, перескажите его. Заполните таблицу:
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
|
|
|
История склонения существительных
Существительные в древнерусском языке, как и сейчас, склонялись, т. е. изменялись по падежам. Падежи мы называем так же, как в современном русском языке; есть лишь одно исключение: последний падеж – местный (место действия), а не предложный, потому что в те времена он мог использоваться и без предлога. Позже система древнерусского склонения значительно упростилась. Типов склонения стало меньше. Разумеется, в этом сложном процессе не все проходило гладко и прямолинейно.
(по Р. Лихтман)4
«Кто больше?».
Предлагается за условное время записать наибольшее количество пословиц, поговорок, строчек из известных песен, содержащих в себе количественные числительные.
Один в поле не воин. Два сапога пара. Плакать в три ручья. Семь раз отмерь и один раз отрежь.
«Ремонт».
Эта разминка стимулирует мыслительную деятельность. Предлагается список слов. Учащиеся записывают только глаголы.
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, зажег, флажок, дружок.
Так же экзаменационные тесты по русскому языку предполагают прочные знания в области орфографии. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме «Имя существительное», Сетка орфограмм по теме «Глагол». Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм есть в вышеуказанной папке (тетради) каждого ученика. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами, орфографический диктант "Проверь себя". Рассмотрим варианты таких заданий:
Словарно-орфографическая работа.
- Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
- Составить предложение с однородными членами предложения, употребляя словарные слова жёлтый, оранжевый в разных падежах.
Распределительный диктант по теме "Глагол"
Наступаешь, любишь, думаешь, не думает, умываться, верил, не читает, заметишь, клеил, строиться, называется, негодовать, лаял, одевается, не смотрел, строил, не страдает, читал, называешь,умывается.
У учащихся появляется вот такой вариант Сетки-орфограмм, в неё добавляется графическое обозначение орфограмм.
Не с глаголом |
гл. перед суф. – Л |
Ь-в гл.2л., ед.ч. |
- тся - -ться |
- не думает - не читает - негодовать - не смотрел - не страдает |
- читал - верил - клеил - лаял - строил |
- любишь - заметишь - наступаешь - называешь - думаешь |
- умываться - умывается - одевается - называется - строиться |
Диктант-дубль.
Данный вид работы предполагает хорошее знание всех орфограмм вразброс: первый ученик называет, записывает и комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают 2-3 слова с этой же орфограммой (безударный гласный в корне слова, непроизносимый согласный, разделительный мягкий знак и т.д.), следующий ученик называет другую орфограмму.
Диктант "Проверь себя!"
Дает возможность учащимся проверить свои орфографические знания. Для этого можно использовать любые дидактические и справочные материалы. Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма.
Для создания лингвистических разминок, составления папок с теоретическим материалом, заданий для отработки тех или иных навыков мы используем пособия Байковой Т.А.Шкляровой Т.В. Русский язык. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. В 2-х частях, С.М. Белорусец «Игрослов: Русский язык: строгие правила в занимательной форме» , Поляковой А.В. «Практикум по русскому языку», В.К. Павлюк «Научим ребенка писать грамотно» , «Толково-этимологический словарь. Начальная школа»., Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А. «350 правил и упражнений по русскому языку. 1-5 классы»., Ушаковой О.Д. «Интересный русский язык для младших школьников.», Клюхиной И.В. «Правила по русскому языку. Начальная школа» и мн. др..
На уроках при работе с текстовой информацией учителя нашей школы активно используют ИКТ. Опыт использования ИКТ на уроках показал, что обучающиеся охотно работают со справочным материалом (электронными словарями, учебниками, справочными пособиями). Научность и в то же время доступность материала, обилие увлекательной информации и удобный интерфейс дают возможность использовать эти сайты для работы в классе и дома, а юмористические странички с выдержками из ученических сочинений позволяют подобрать материал для работы над речевыми и грамматическими ошибками. Для индивидуальной и групповой работы мы применяем следующие ресурсы сети Интернет.
http://vedi.aesc.msu.ru/russian/index.php- система дистанционного обучения «Веди»-русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании. Оно рассчитано на тех, кто хотел бы выяснить степень своей подготовленности, а при необходимости - быстро и эффективно усовершенствовать свои знания грамотности и умение ориентироваться в словарных возможностях русского языка. Специальным образом подобранная система упражнений довольно обширна и охватывает все возможные случаи написания в русском языке. В процессе выполнения упражнений система подстроится под ученика и предложит ему индивидуальный курс, рассчитанный на его уровень и скорость обучения.
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/- справочно-информационный портал Gramota.ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, взятые из художественных текстов с правильным выбором ответа и последующей проверкой. Орфоэпические диктанты, в которых учащимся необходимо указать место ударения в выделенных словах текста. Существует проверка. Орфографические и пунктуационные диктанты. Сначала предлагаются правила правописания или пунктуации, сформулированные специально для легкого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления с проверкой. На этом сайте представлен «Учебник ГРАМОТЫ» – это электронный репетитор по правописанию. Учебник написан практикующими учителями русского языка, в нём предлагаются правила правописания, сформулированные специально для лёгкого и быстрого запоминания, а также интерактивные упражнения для закрепления знаний.
http://school-box.ru/nachalnaya-shkola/knigi-uchebniki-posobiya/1457-razbor-slova-po-sostavu-fedorova-2015.html - образовательный портал-для обучения в школе учителям и ученикам, на котором бесплатно предлагается большой выбор учебных материалов, необходимых в образовательной деятельности по основным школьным дисциплинам, в том числе учебные пособия для учителя начальных классов, и красочные презентации для начальной школы. Особое внимание можно обратить на школьный словарь – Разбор слов по составу Федоровой Т.Л., пособие для начальной школы по русскому языку- сборник заданий «Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 4 класс» Кузнецовой М.И.
http://схемо.рф/shemy/ruskii-jazyk-i-literatura/ruskii-jazyk-v-nachalnoi-shkole-v-tablicah-drofa-2008-g - на данном портале представлены схемы правил, разборов по русскому языку, доступные для скачивания.
Так же нашими учителями составлен электронный банк демонстрационных материалов, включая КИМы прошлых лет, сформированы папки с тестами и заданиями по всем разделам регионального экзамена.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Региональному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным за 4 года. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному региональному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Нами представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче экзамена. Но самое главное, на наш взгляд, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем и пусть: «Дорогу осилит идущий!»
1 Дидактические игры при изучении темы «Лексика». [Электронный адрес]: https://infourok.ru/didakticheskie-igri-pri-izuchenii-temi-leksika-526052.html
2 Использование различных форм и методов при подготовке к ЕГЭ.Систематическая работа при подготовке к ЕГЭ. [Электронный адрес]:https://infourok.ru/ispolzovanie-razlichnih-form-i-metodov-pri-podgotovke-k-egesistematicheskaya-rabota-pri-podgotovke-k-ege-610507.html
3 Увлекательная русистика. Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка. [Электронный адрес]: http://www.ug.ru/method_article/191
4 Увлекательная русистика. Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка. [Электронный адрес]: http://www.ug.ru/method_article/191