Обучение дошкольника исследовательской деятельности

0
0
Материал опубликован 14 November 2021

Мастер – класс

«Обучение дошкольника исследовательской деятельности»

Воспитатель: Шнайдер Н.В.


Любознательные дети все желают знать на свете!

Почему на небе тучки?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, до ладошки долетая?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться,

А учиться и учиться.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: — вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ; — активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); — формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Необходимо соблюдать правила выбора темы исследования:

быть интересной ребенку;

быть доступной для изучения;

должна принести реальную пользу участникам исследования;

быть оригинальной;

в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

эвристические беседы;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

трудовые поручения, действия.

Содержание исследовательской деятельности:

-Опыты (экспериментирование);

-Состояние и превращение вещества;

-Движение воздуха, воды;

-Свойства почвы и минералов;

-Условия жизни растений.

Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

Структура детского исследования (по А.И. Савенкову):

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

-Выработка гипотез и предложений;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

-Сбор материала;

-Обобщение полученных данных;

-Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение);

-Защита.

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования на примере магнита. Сказка называется «Путешествие двух друзей».  Однажды два друга нашли необычную карту, карту сокровищ. В ней говорилось, что на одном острове  есть клад. Чтобы его найти его, нужно плыть строго на север.

Но, как мы найдем, где Север? — спросил один— Наш компас неисправен и находится в ремонте.

         — Я укажу, где север, — спокойно сказал второй.

         — Как?

         — У нас есть волшебный камень, МАГНИТ. Приготовь чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потри острие иголки об одну сторону магнита, а ушко — о другую. Воткните ее в ткань и положите  в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.

Вывод: намагниченная иголка, под воздействием магнитного поля земли, становится точно по магнитным линиям, также как и стрелка компаса.


Друзья так и сделали. Иголка указала им правильный путь. Но не было, ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Дно у лодки было металлическое, магнит нырнул под воду и поплыл. Друзья поплыли к таинственному острову.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы через расстояние.


         Остров был необычный, он весь покрыт песком.

Как же нам в этом песке найти наши сокровища? — думали друзья. 

А для этого нам снова пригодится МАГНИТ.

         Друзья взяли Магнит и стали водить им по поверхности песка, как металоискателем. Монетки прилипали к магниту.

Вывод: магнит притягивает только железные предметы.


Собрав все сокровища, друзья отправились в обратный путь. Вернувшись домой, друзья решили почистить монетки, но уронили их в бочку с водой.

- Что же нам делать? – отчаялся один друг.

Какое свойство магнита поможет друзьям достать монетки, не замочив рук?

Вывод: магнит притягивает металлические предметы через расстояние: картон, дощечку, стекло.


Наконец все сокровища собраны. Но доставая сокровища из воды, друзья заметили, как красиво монетки держались друг за друга. Почему так происходило?

Вывод: магнит передаёт свойства притяжения через железо, намагничивает предметы. Но чем дальше находится предмет, тем слабее сила притяжения.


Вопросы к педагогам:

-Скажите пожалуйста, какие свойства магнита помогли друзьям отыскать сокровища?

-Магнит притягивает к себе только железо.

-Магнит примагничевает железные предметы на некотором расстоянии, через картон, текло, дощечку.


Итог. Дети очень любят играть с магнитами, для них это своего рода волшебство. Предложите ребенку поэкспериментировать с этим удивительным предметом, проверить, какими ещё свойствами он обладает, и научиться делать забавные фокусы с его помощью.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации