Обучение дошкольника исследовательской деятельности
Мастер – класс
«Обучение дошкольника исследовательской деятельности»
Воспитатель: Шнайдер Н.В.
Любознательные дети все желают знать на свете!
Почему на небе тучки?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает, до ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: — вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ; — активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); — формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Необходимо соблюдать правила выбора темы исследования:
— быть интересной ребенку;
— быть доступной для изучения;
— должна принести реальную пользу участникам исследования;
— быть оригинальной;
— в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
— чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— опыты;
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Содержание исследовательской деятельности:
-Опыты (экспериментирование);
-Состояние и превращение вещества;
-Движение воздуха, воды;
-Свойства почвы и минералов;
-Условия жизни растений.
Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
Структура детского исследования (по А.И. Савенкову):
-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
-Выработка гипотез и предложений;
-Поиск и предложение возможных вариантов решения;
-Сбор материала;
-Обобщение полученных данных;
-Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение);
-Защита.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования на примере магнита. Сказка называется «Путешествие двух друзей». Однажды два друга нашли необычную карту, карту сокровищ. В ней говорилось, что на одном острове есть клад. Чтобы его найти его, нужно плыть строго на север.
— Но, как мы найдем, где Север? — спросил один— Наш компас неисправен и находится в ремонте.
— Я укажу, где север, — спокойно сказал второй.
— Как?
— У нас есть волшебный камень, МАГНИТ. Приготовь чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потри острие иголки об одну сторону магнита, а ушко — о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.
Вывод: намагниченная иголка, под воздействием магнитного поля земли, становится точно по магнитным линиям, также как и стрелка компаса.
Друзья так и сделали. Иголка указала им правильный путь. Но не было, ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Дно у лодки было металлическое, магнит нырнул под воду и поплыл. Друзья поплыли к таинственному острову.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы через расстояние.
Остров был необычный, он весь покрыт песком.
— Как же нам в этом песке найти наши сокровища? — думали друзья.
— А для этого нам снова пригодится МАГНИТ.
Друзья взяли Магнит и стали водить им по поверхности песка, как металоискателем. Монетки прилипали к магниту.
Вывод: магнит притягивает только железные предметы.
Собрав все сокровища, друзья отправились в обратный путь. Вернувшись домой, друзья решили почистить монетки, но уронили их в бочку с водой.
- Что же нам делать? – отчаялся один друг.
Какое свойство магнита поможет друзьям достать монетки, не замочив рук?
Вывод: магнит притягивает металлические предметы через расстояние: картон, дощечку, стекло.
Наконец все сокровища собраны. Но доставая сокровища из воды, друзья заметили, как красиво монетки держались друг за друга. Почему так происходило?
Вывод: магнит передаёт свойства притяжения через железо, намагничивает предметы. Но чем дальше находится предмет, тем слабее сила притяжения.
Вопросы к педагогам:
-Скажите пожалуйста, какие свойства магнита помогли друзьям отыскать сокровища?
-Магнит притягивает к себе только железо.
-Магнит примагничевает железные предметы на некотором расстоянии, через картон, текло, дощечку.
Итог. Дети очень любят играть с магнитами, для них это своего рода волшебство. Предложите ребенку поэкспериментировать с этим удивительным предметом, проверить, какими ещё свойствами он обладает, и научиться делать забавные фокусы с его помощью.