12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трайчук Надежда Владимировна685
Россия, Москва, Москва

Консультация «Обучение чтению дошкольников»

Зачем знакомить детей с буквами?

Прежде всего, потому, что дети сами к этому стремятся. В старшем дошкольном возрасте ребенок хочет быть как можно больше похожим на взрослых. Стремится получить такой же результат, как у взрослых и он хочет научиться этому.

Вторая причина в том, что требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. Естественно, что родители ведут детей в дошкольные гимназии, лицеи, в которых осуществляется подготовка к школе, в том числе обучение грамоте.

Существенным является то обстоятельство, что букварный период школьной программы приходится как раз на период адаптации ребенка к совершенно новым условиям жизни и обучения, совпадает с ним. Периоды адаптации крайне неблагоприятны для обучения новому. Чтение является сложным навыком и, как всякий навык, требует значительного времени на отработку и доведение до автоматизма. От сформированности навыка чтения значительно зависит и последующая успеваемость по другим предметам, так как очень быстро дети переходят к работе с учебниками, т. е. с печатными текстами, которые они должны быстро и осмысленно читать.

Как знакомить детей с буквами?

Запоминанию конфигурации буквы способствует ее:

- воспроизведение в рисунке или путем лепки;

- вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;

-«написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе;

- сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими

буквами;

- сравнения (описания) в стихотворной форме;

- обводка, штриховка букв, написанных взрослым;

- письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым; (если даже самостоятельно написанная буква, слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная - цель достигнута.)

Подбирая на занятиях слова, не ограничивайтесь существительными, используйте в качестве примеров все части речи.

 Типовой план работы с буквой:

- демонстрация буквы, называние её;

- лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов (ребенок должен сам выбрать в каком материале и в какой технике хочет выполнить букву). Дети могут использовать ленты, шнуры декоративные, связанные друг с другом цепочки, делать аппликации из тканей или кожи, мальчики выжигать, чеканить, набивать гвоздики на доску, сколачивать буквы из небольших дощечек, собирать из конструктора и т. д. ;

- подбор слов на данную букву (рисуют картинки, изображающие предметы, в названия которых начинается на данную букву, воспитатель подбирает картинки с изображением тех предметов, что дети не могут нарисовать) ;

- рассматривание графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами;

- из известных им букв собирают слова и фразы;

- речевые игры;

Что можно делать на прогулке: рисуйте буквы палочками на мокром песке и снегу, с помощью следов, мелом на асфальте; выкладывайте буквы из палочек, шишек, камешков, стройте в песке и в снегу «Крепостные стены» виде различных букв. Используйте считалки и скороговорки, в которых часто повторяется звук, обозначаемый той или иной буквой. Самые распространенные ошибки:

1. В основе обучения чтению - не буква, а звук.

2. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - т. к. звучит звук. И не смешивайте понятия звук и буква, когда учите ребенка читать.

3. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению (М! А! и потом читает слог МА - этот навык стойкий и исправляется с большим трудом). Правильное чтение - это чтение слогами (на начальном этапе). И пусть на первом этапе ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая МММММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву, лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

Литература:

1. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду «Радуга»: Москва «Просвещение» 1996г.

2. Г. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» Санкт-Петербург 1997г.

3. Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать! » Санкт- Петербург 1998г.

4. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихомирова «Ступеньки к школе» Москва 1999

5. В. Волина «Праздник букваря» Москва 1996г.

6. Л. Г Парамонова «Упражнения для развития письма» Санкт-Петербург 1999г.

7. И. Выготская, Н. Берковская «Звукоград, Буквоград, Златоустия» Москва 1999г.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.