Урок по биологии в 8–9 классе «Значение двигательной активности для опорно двигательной системы человека»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
гиподинамия, гипокинезия, атрофирование, холестерин, атеросклероз.
Изучение нового материала
ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ОПОРНО ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
«Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие...» — так писал Аристотель еще в IV в. до н. э. Прошли века, но значение физической нагрузки для нормального функционирования опорно-двигательной системы не только не потеряло своей актуальности, но, наоборот, усилилось в связи с ростом научно-технического прогресса, отрывом человека (особенно в крупных промышленных городах) от природной среды. Человек все меньше двигается, все больше создает различных машин и механизмов, которые избавляют его от физической нагрузки, все больше занимается умственным трудом и все меньше физическим. Сказывается ли подобный образ жизни на состояний здоровья человека?
Со страниц периодической печати не сходят слова: «Гиподинамия — болезнь века». « питательный голод и его последствия» и т. д. Что же это за болезнь, каковы признаки гиподинамии}1 Особенно ярко черты этого заболевания проявляются в утренние часы, когда у человека после ночного сна нет ощущения отдыха и свежести. Он вял, раздражен, потерял аппетит. Ничто его не радует, ничто не приносит успокоения. Через несколько часов (примерно 3—5 ч) после подъема у него наступает улучшение общего самочувствия, и оно продолжается примерно 3—4 ч, а затем снова наступает утомление. У больных гиподинамией изменения возникают прежде всего в мышцах и сердце, так как здесь сокращается количество главного энергетического вещества, которое вырабатывается в клетках, — аденазинтрифосфорной кислоты (АТФ). У малоподвижных людей развивается атеросклероз — поражение кровеносных сосудов, отложение на стенках жировых бляшек, снижается дыхательный объем легких, происходят нарушения со стороны пищеварительного тракта, мышцы становятся вялыми, уменьшается их объем, снижается подъемная сила.
Как же бороться с гиподинамией и как дольше можно сохранить свое здоровье? Прежде всего — это увеличение физической нагрузки, большее пребывание на свежем воздухе, занятия физическим трудом и соблюдение режима дня.
Помимо гиподинамии в опорно-двигательном аппарате человека могут происходить и более серьезные изменения, связанные с уменьшением физической активности, например гипокинезия.
Гипокинезия — заболевание, являющееся следствием ограничения подвижности, обусловленное образом жизни человека. Двигательная недостаточность приводит к существенным сдвигам в организме. Прежде всего нарушается энергетический обмен, т. е. процесс окисления углеводов, жиров и белков, из-за этого в крови накапливается холестерин, что ведет к развитию атеросклероза сосудов головного мозга, сердца и других органов. При этом снижается потребность скелетных мышц в кислороде, а значит, и снабжение их кровью, нарушается деятельность сердечной мышцы. В условиях ограничения двигательной активности происходит атрофирование (отмирание) мышечной ткани. Ученые, изучающие влияние гипокинезии на организм, обнаружили, что у здоровых людей мышцы тела, сокращаясь, способствуют проталкиванию крови из капилляров в вены. Таким образом, каждая мышца является своеобразным помощником сердца. Всего таких периферических «сердец» в организме более 600, и они оказывают существенную помощь сердцу в перекачке крови. При гипокинезии нагрузка на сердце резко возрастает, а сама мышца сердца ослабевает из-за отсутствия тренировки. Существенные сдвиги происходят и в деятельности центральной нервной системы. Доказано, что от активно работающих мышц в головной мозг поступают тонизирующие импульсы, которые стимулируют деятельность всех отделов головного мозга. При гипокинезии резко повышается утомляемость, раздражительность, ухудшается память, затрудняется логическое мышление, нарушается сон. Результаты проведенных исследований показали, что физическая активность служит естественным стимулятором многих жизненно важных функций организма.
Это надо знать.
Ушиб мягких тканей — весьма частая бытовая травма. При этом, хотя кожные покровы остаются неповрежденными, в мягких тканях происходит разрыв кровеносных сосудов. В результате появляется синяк (кровоподтек), припухлость, болезненность. Чтобы ослабить боль, снять отек, уменьшить кровоизлияние, приложите к месту ушиба чистую салфетку или полотенце, смоченное холодной водой, и по мере согревания смачивайте их за: ново. Можно использовать пузырь или-полиэтиленовый пакет, наполненные льдом или снегом. Хорошо помогает и тугая давящая повязка.
Царапины, ссадины, порезы надо тотчас же обработать. Промойте место повреждения струей воды, лучше кипяченой, а затем 3%-ным раствором перекиси, водорода или бледно-розовым раствором перманганата калия, тоже поливая тонкой струйкой. Кожу вокруг смажьте настойкой йода или бриллиантовой зеленью и наложите стерильную повязку. Если порез или ссадина небольшие, вместо повязки можно воспользоваться бактерицидным пластырем.
Объясните значение терминов: гиподинамия, гипокинезия, атрофирование мышц, холестерин, атеросклероз.
Подумайте и ответьте. 1. К каким последствиям может привести снижение Двигательной активности человека? 2. Какие заболевания развиваются в результате снижения двигательной активности? 3. Как сказывается на состоянии здоровья снижение физического напряжения? 4. Как проявляется заболевание гиподинамия и какие пути ее профилактики гам известны? 5. Как проявляется заболевание гипокинезия и какие пути ее профилактики вам известны? 6. Какая взаимосвязь наблюдается между гипокинезией и функцией внутренних органов? 7. Какие правила гигиены опорно-двигательной системы вам известны?
Физическая активность
Значение двигательной активности
Физическая активность – движение. Движение – это жизнь.
О пользе физической активности
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html