Контрольная работа по информатике "Информационное моделирование", 11 класс
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 1.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | 12 | 2 | 5 | 1 |
B | 12 | | 8 | 1 | 5 |
C | 2 | 8 | | 1 | |
D | 5 | 1 | 1 | | |
E | 1 | 5 | | | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и B. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
|
П1 | | 40 | | 15 | | | | ||
П2 | 40 | | | 35 | | 48 | | ||
П3 | | | | | 10 | 65 | 11 | ||
П4 | 15 | 35 | | | | 22 | 33 | ||
П5 | | | 10 | | | 50 | | ||
П6 | | 48 | 65 | 22 | 50 | | 40 | ||
П7 | | | 11 | 33 | | 40 | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта Б в пункт Д. В ответе запишите целое число.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в три раза. Например, пусть в одной куче 7 камней, а в другой — 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (7, 9). За один ход из позиции (7, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (8, 9), (21, 9), (7, 10), (7, 27). Чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней.
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 49. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 49 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 5 камней, во второй куче — S камней; 1 ≤ S ≤ 43.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по этой стратегии игрока, не являющиеся для него безусловно выигрышными, то есть не являющиеся выигрышными независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна
5. Соты имеют форму квадрата 9×9. Все квадратики, кроме центрального, заполнены мёдом. В центре — дёготь. За один ход разрешено разломить соты вдоль любой вертикальной или горизонтальной линии и съесть ту часть, где нет дёгтя. Проигрывает тот, кому остался только дёготь. Кто выиграет при правильной игре?
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 2.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | 5 | 1 | 3 | |
B | 5 | | | 4 | 1 |
C | 1 | | | | 1 |
D | 3 | 4 | | | 1 |
E | | 1 | 1 | 1 | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и B. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
|
П1 | | 57 | | 20 | | 25 | | ||
П2 | 57 | | 22 | 42 | 8 | | 21 | ||
П3 | | 22 | | | 23 | | 8 | ||
П4 | 20 | 42 | | | | 7 | 33 | ||
П5 | | 8 | 23 | | | | | ||
П6 | 25 | | | 7 | | | 9 | ||
П7 | | 21 | 8 | 33 | | 9 | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта А в пункт Г. В ответе запишите целое число.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в четыре раза. Например, пусть в одной куче 7 камней, а в другой — 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (7, 9). За один ход из позиции (7, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (8, 9), (28, 9), (7, 10), (7, 36). Чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней.
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 91. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 91 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 5 камней, во второй куче — S камней; 1 ≤ S ≤ 85.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по этой стратегии игрока, не являющиеся для него безусловно выигрышными, то есть не являющиеся выигрышными независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна
5. На столе лежат 15 карандашей. Двое берут по очереди один, два или три карандаша. Проигрывает тот, кому достанется взять последний карандаш. Как должен играть начинающий, чтобы заставить своего противника взять последний карандаш?
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 3.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | | 8 | 10 | |
B | | | | 4 | 1 |
C | 8 | | | 1 | 3 |
D | 10 | 4 | 1 | | |
E | | 1 | 3 | | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и B. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 |
|
П1 | | 59 | | 22 | | 27 | | |
П2 | 59 | | 24 | 44 | 10 | | 21 | |
П3 | | 24 | | | 25 | | 9 | |
П4 | 22 | 44 | | | | 8 | 32 | |
П5 | | 10 | 25 | | | | | |
П6 | 27 | | | 8 | | | 11 | |
П7 | | 21 | 9 | 32 | | 11 | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта Г в пункт К. В ответе запишите целое число.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в четыре раза. Например, пусть в одной куче 7 камней, а в другой — 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (7, 9). За один ход из позиции (7, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (8, 9), (28, 9), (7, 10), (7, 36). Чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней.
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 151. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 151 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 9 камней, во второй куче — S камней; 1 ≤ S ≤ 141.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по этой стратегии игрока, не являющиеся для него безусловно выигрышными, то есть не являющиеся выигрышными независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна
5. Имеется три кучки камней: в первой — 10, во второй — 15 и третьей — 20 камней. Двое играют в игру. За ход разрешается разделить любую кучку на две меньшие части. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход. Кто выиграет при правильной игре?
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 4.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | 2 | | 8 | |
B | 2 | | | 4 | 1 |
C | | | | 1 | 3 |
D | 8 | 4 | 1 | | 5 |
E | | 1 | 3 | 5 | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и С. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | П8 |
|
П1 | | 15 | | 20 | | | | 18 | |
П2 | 15 | | 25 | | | | | | |
П3 | | 25 | | | | 24 | | 22 | |
П4 | 20 | | | | | | 12 | | |
П5 | | | | | | 13 | 16 | 17 | |
П6 | | | 24 | | 13 | | | 15 | |
П7 | | | | 12 | 16 | | | | |
П8 | 18 | | 22 | | 17 | 15 | | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта Б в пункт Г. В ответе запишите целое число.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, пусть в одной куче 5 камней, а в другой — 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (5, 9). За один ход из позиции (5, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (6, 9), (10, 9), (5, 10), (5, 18).
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 77. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 77 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 8 камней, во второй куче — S камней; 1 ≤ S ≤ 68.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по этой стратегии игрока, не являющиеся для него безусловно выигрышными, то есть не являющиеся выигрышными независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна
5. На столе лежит 25 спичек. Играющие по очереди могут взять от одной до четырёх спичек. Кто не может сделать ход (спичек не осталось), проигрывает. Другими словами, выигрывает взявший последнюю спичку.
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 5.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | 4 | | 8 | 3 |
B | 4 | | 1 | | |
C | | 1 | | 2 | |
D | 8 | | 2 | | 3 |
E | 3 | | | 3 | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | П8 |
|
П1 | | 15 | | 20 | | | | 18 | |
П2 | 15 | | 25 | | | | | | |
П3 | | 25 | | | | 24 | | 22 | |
П4 | 20 | | | | | | 12 | | |
П5 | | | | | | 13 | 16 | 17 | |
П6 | | | 24 | | 13 | | | 15 | |
П7 | | | | 12 | 16 | | | | |
П8 | 18 | | 22 | | 17 | 15 | | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта Г в пункт Е. В ответе запишите целое число.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в три раза. Например, пусть в одной куче 5 камней, а в другой — 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (5, 9). За один ход из позиции (5, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (6, 9), (15, 9), (5, 10), (5, 27).
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 79. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 79 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 6 камней, во второй куче — S камней; 1 ≤ S ≤ 72.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по этой стратегии игрока, не являющиеся для него безусловно выигрышными, то есть не являющиеся выигрышными независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна
5. Соты имеют форму квадрата 9×9. Все квадратики, кроме центрального, заполнены мёдом. В центре — дёготь. За один ход разрешено разломить соты вдоль любой вертикальной или горизонтальной линии и съесть ту часть, где нет дёгтя. Проигрывает тот, кому остался только дёготь. Кто выиграет при правильной игре?
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 6.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | 2 | | 6 | |
B | 2 | | 2 | 8 | |
C | | 2 | | | 2 |
D | 6 | 8 | | | 2 |
E | | | 2 | 2 | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа; в таблице слева содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | | | | | | | | |
|
П1 | | 10 | | | 8 | 5 | | | | | | | | | |
П2 | 10 | | | 20 | 12 | | | | | | | | | | |
П3 | | | | 4 | | | | | | | | | | | |
П4 | | 20 | 4 | | 15 | | | | | | | | | | |
П5 | 8 | 12 | | 15 | | 7 | | | | | | | | | |
П6 | 5 | | | | 7 | | | | | | | | | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова длина дороги из пункта Б в пункт В. В ответе запишите целое число — так, как оно указано в таблице.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч (по своему выбору) один камень или увеличить количество камней в куче в три раза. Например, пусть в одной куче 5 камней, а в другой — 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (5, 9). За один ход из позиции (5, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (6, 9), (15, 9), (5, 10), (5, 27).
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 88. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 88 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 6 камней, во второй куче — S камней; 1 ≤ S ≤ 71.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по этой стратегии игрока, не являющиеся для него безусловно выигрышными, то есть не являющиеся выигрышными независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна.
5. На столе лежат 15 карандашей. Двое берут по очереди один, два или три карандаша. Проигрывает тот, кому достанется взять последний карандаш. Как должен играть начинающий, чтобы заставить своего противника взять последний карандаш?
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 7.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | 2 | 8 | 3 | |
B | 2 | | 7 | | |
C | 8 | 7 | | 9 | 1 |
D | 3 | | 9 | | 1 |
E | | | 1 | 1 | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа; в таблице слева содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
|
П1 | | 20 | | 15 | 10 | 8 | 9 | | |
П2 | 20 | | | 11 | | 25 | | | |
П3 | | | | | 5 | | | | |
П4 | 15 | 11 | | | | | | | |
П5 | 10 | | 5 | | | 7 | 6 | | |
П6 | 8 | 25 | | | 7 | | | | |
П7 | 9 | | | | 6 | | | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта Д в пункт Е. В ответе запишите целое число — так, как оно указано в таблице.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч один камень или увеличить количество камней в куче в четыре раза. Например, пусть в одной куче 6 камней, а в другой — 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (6, 9). За один ход из позиции (6, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (7, 9), (24, 9), (6, 10), (6, 36). Чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней.
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 61. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 61 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 3 камня, во второй куче — S камней, 1 ≤ S ≤ 57.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по ней игрока, которые не являются для него безусловно выигрышными, то есть не гарантируют выигрыш независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна.
5. Имеется три кучки камней: в первой — 10, во второй — 15 и третьей — 20 камней. Двое играют в игру. За ход разрешается разделить любую кучку на две меньшие части. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход. Кто выиграет при правильной игре?
Контрольная работа «Информационное моделирование»
информатика, 11 класс
Вариант 8.
1. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E |
A | | 3 | 9 | 5 | |
B | 3 | | 6 | | |
C | 9 | 6 | | 3 | 1 |
D | 5 | | 3 | | 1 |
E | | | 1 | 1 | |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
2. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
3. На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длине этих дорог в километрах.
| П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
|
П1 | | 10 | | | | | 12 | | |
П2 | 10 | | | | | | 8 | | |
П3 | | | | | 11 | 15 | | | |
П4 | | | | | | 5 | | | |
П5 | | | 11 | | | 13 | 6 | | |
П6 | | | 15 | 5 | 13 | | | | |
П7 | 12 | 8 | | | 6 | | | |
Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта Б в пункт Е. В ответе запишите целое число.
ВНИМАНИЕ! Длины отрезков на схеме не отражают длины дорог.
4. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежат две кучи камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в одну из куч один камень, увеличить количество камней в первой куче в два раза или увеличить количество камней во второй куче в три раза. Например, пусть в одной куче 6 камней, а в другой 9 камней; такую позицию мы будем обозначать (6, 9). За один ход из позиции (6, 9) можно получить любую из четырёх позиций: (7, 9), (12, 9), (6, 10), (6, 27). Чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней.
Игра завершается в тот момент, когда суммарное количество камней в кучах становится не менее 69. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший позицию, в которой в кучах будет 69 или больше камней.
В начальный момент в первой куче было 10 камней, во второй куче — S камней, 1 ≤ S ≤ 58.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока — значит, описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. В описание выигрышной стратегии не следует включать ходы играющего по ней игрока, которые не являются для него безусловно выигрышными, то есть не гарантирующие выигрыш независимо от игры противника.
Известно, что Ваня выиграл своим первым ходом после неудачного первого хода Пети. Укажите минимальное значение S, когда такая ситуация возможна.
5. На столе лежит 25 спичек. Играющие по очереди могут взять от одной до четырёх спичек. Кто не может сделать ход (спичек не осталось), проигрывает. Другими словами, выигрывает взявший последнюю спичку.
Ответы:
Контрольная работа
«Информационное моделирование»
класс | 11а | 11б | 11в | 11г | ||||
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 4 | 3 | 12 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 |
2 | 7 | 8 | 10 | 9 | 8 | 10 | 8 | 9 |
3 | 11 | 22 | 59 | 15 | 18 | 8 | 25 | 13 |
4 | 4 | 6 | 7 | 18 | 9 | 10 | 4 | 7 |
5.1. Ответ.Выигрышная стратегия есть у второго игрока.
Решение.Для победы второму игроку достаточно совершать ходы, симметричные ходам соперника относительно центра квадрата.
5.2. Ответ. Выигрышная стратегия есть у первого игрока.
Решение: Остаток от деления числа 15 на 3 + 1 = 4 равен 3. Начинающему надо, добиться того, чтобы последний карандаш взял противник, поэтому первым ходом он должен взять не 3 карандаша (остаток от деления), а 2 (1 карандаш – противнику!) Затем каждым последующим ходом будет дополнять количество карандашей, взятых вторым игроком, до 4. После первого хода 1 -го игрока на столе останется 13 карандашей, после второго хода — 9, после третьего — 5, после четвертого — 1. Следовательно, последний карандаш берет второй игрок.
5.3. В этой задаче не нужно анализировать выигрышные и проигрышные позиции. Можно заметить, что исход игры не зависит от действий игроков. Здесь работает инвариант: за ход число кучек увеличивается на одну. В начале игры 3 кучки, в конце — 45 Значит, будет выполнено 42 хода и не сможет сделать хода первый игрок, т.е. выиграет второй.
5.4. В этой игре второй игрок может гарантировать себе выигрыш. Для этого он должен дополнять ход первого до пяти спичек (если первый взял одну, второй берёт четыре и т. п.). Тогда после хода второго сначала останется 20 спичек, затем 15, затем 10, 5 и, наконец, 0—первый проиграл.
5.5. Ответ.Выигрышная стратегия есть у второго игрока.
Решение.Для победы второму игроку достаточно совершать ходы, симметричные ходам соперника относительно центра квадрата.
5.6. Ответ. Выигрышная стратегия есть у первого игрока.
Решение: Остаток от деления числа 15 на 3 + 1 = 4 равен 3. Начинающему надо, добиться того, чтобы последний карандаш взял противник, поэтому первым ходом он должен взять не 3 карандаша (остаток от деления), а 2 (1 карандаш – противнику!) Затем каждым последующим ходом будет дополнять количество карандашей, взятых вторым игроком, до 4. После первого хода 1 -го игрока на столе останется 13 карандашей, после второго хода — 9, после третьего — 5, после четвертого — 1. Следовательно, последний карандаш берет второй игрок.
5.7. В этой задаче не нужно анализировать выигрышные и проигрышные позиции. Можно заметить, что исход игры не зависит от действий игроков. Здесь работает инвариант: за ход число кучек увеличивается на одну. В начале игры 3 кучки, в конце — 45 Значит, будет выполнено 42 хода и не сможет сделать хода первый игрок, т.е. выиграет второй.
5.8. В этой игре второй игрок может гарантировать себе выигрыш. Для этого он должен дополнять ход первого до пяти спичек (если первый взял одну, второй берёт четыре и т. п.). Тогда после хода второго сначала останется 20 спичек, затем 15, затем 10, 5 и, наконец, 0—первый проиграл.