Контрольная работа по истории по теме «Рождение Российской империи» (8 класс)
Контрольная работа по истории по теме «Рождение Российской империи»
Вариант 1
1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События | Участники |
А. Стрелецкий бунт | 1. Карл XII |
Б. Первый генерал-прокурор | 2. Б.П.Шереметев |
В. Полтавская битва | 3. П.И.Ягужинский |
4. Г.И.Головкин | |
5. царевна Софья |
2. Запишите термин, о котором идёт речь
«Способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года»
3. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание
Из сочинения историка
«Реформы этого монарха можно разделить на два периода. Неудачно начатая война со шведами стала подлинным «двигателем» преобразований. Поначалу царь во многом шёл по наитию, подчинялся требованиям момента. Нужда в деньгах, припасах, кораблях, оружии, обученных людях требовала изменений не только армии, но всей системы управления, финансов, промышленности. Главным было — победить в войне во что бы то ни стало. Поэтому первые преобразования оказались поспешными, непродуманными. Денег и людей при этом, естественно, не жалели.
К концу войны начался второй этап реформ. Они приобрели более системный характер, стали осмысленными.
За годы реформ фактически был создан новый государственный аппарат. Во главе его стоял Правительствующий Сенат, которому подчинялись вновь образованные центральные правительственные органы — коллегии. Кроме уездов появились также губернии и провинции. Штат чиновников увеличился вдвое, бюрократическое начало стало преобладающим в системе управления. Соблюдение законности обеспечивали прокуратура, суды, тайные агенты — фискалы. Особую роль в истории государства сыграла Табель о рангах, установившая деление всех служащих на 14 рангов по трём чиновным категориям: военные, гражданские и придворные чины. Отныне движение по карьерной лестнице определялось не происхождением чиновника или военного, а его усердием и добросовестной службой в каждом чине».
Назовите российского монарха, о котором идёт речь в отрывке. Укажите годы его правления.
4. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.
Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».
5. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. | 2.
|
3. «Арифметика» | 4. Домострой |
6. Создателем, какого из приведённых памятников культуры был Магницкий Л.Ф.? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
7. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России были Азовские походы.
Время с точностью до десятилетия:
8. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Предпосылки первых реформ Петра I сформировались в предшествующий период и были связаны с политической борьбой конца 17 века»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1. реформа отца и брата Петра I
2. активная внешняя политика молодого царя и желание сторонников царевны Софьи вернуть всю полноту власти
3. активная внешняя политика и необходимость переустройства жизни страны на европейский лад
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 9, 10, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 9, 10 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 9,10 буквы должны быть одинаковыми. |
Перечень событий (процессов)
А) Полтавская битва Б) Учреждение Академии наук
В) Введение Табели о рангах Г) Восстание К.Булавина
9. Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
Год (годы):
Факты:
10. Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
11. Напишите небольшой рассказ на тему «Мои земляки в истории нашей страны».
В рассказе необходимо указать не менее двух исторических деятелей, жизнь которых связана с вашим регионом, и охарактеризовать участие этих исторических деятелей в событиях и процессах истории нашей страны.