Контрольная работа по литературе за год для 11 класса
Часть 1 (тестовая)
Выберите один вариант ответа
1. Человеческий порок, который назван в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова самым тяжким
А) скупость;
Б) трусость;
В) жестокость.
2.Поэма «Двенадцать» начинается строчками «Чёрный вечер/Белый снег». Какой приём использует автор?
А) параллелизм;
Б) сравнение;
В) антитеза;
Г) гипербола.
3. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.Есенина «Анна Снегина»?
А) тема революции;
Б) тема юношеской любви;
В) тема преобразований в деревне;
Г) тема крестьянского быта в послереволюционное время.
4. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?
А) письмо к возлюбленному;
Б) букет полевых цветов;
В) косынка Олеси;
Г) нитка красных бус.
5. Кому из героев А.Куприна принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?
А) князь Шеин;
Б) чиновник Желтков;
В) генерал Аносов;
Г) княгиня Шеина.
6. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?
А) Сатину;
Б) Луке;
В) Актёру;
Г) Клещу.
Часть 2
Ответом к заданиям 1—13 является слово или словосочетание
1. Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображаемому (например, семечки, которые грызет Наташа, слушая Настину историю (пьеса «На дне» М. Горького))?
3. Развитие действия в пьесе «На дне» сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют для обозначения авторских комментариев в драматическом произведении.
Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где?
4. Герои пьесы «На дне» пребывают в состоянии вражды с миром и нередко друг с другом. Как называется резкое столкновение героев, обстоятельств в художественном произведении?
5. Глава, из которой взят фрагмент, называется «Явление героя». Какое прозвище носил этот герой?
«…С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату».
6. Как называется намеренное нарушение привычного порядка слов в предложениях («Тихо льётся с кленов листьев медь...», «Со снопом волос твоих овсяных / Отоснилась ты мне навсегда…»)?
7. Слова Воланда «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут!» стали крылатыми. Как называется оригинальная авторская мысль, облеченная в краткую, запоминающуюся форму, ставшая крылатой?
8. Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
9. Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», лирический герой С. Есенина стихотворения «очеловечивает» его. Как называется этот приём в литературе?
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой
10. Как называется средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов или явлений на другие («Покатились глаза собачьи / Золотыми звездами в снег»)?
11. Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы — Дамы; обряд — лампад и т. п.)?
12. Каким термином обозначается одинаковое начало смежных строк в лирическом произведении («Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда»)?
13. Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность («веселая пена», «высокая пена», «бренная пена»; «их памяти святой»; «на земле угрюмой»)?
14. Философское стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением («Жизнь прожить – не поле перейти»). Как называют такое изречение?
15. Как называется поэтический приём сопоставления двух предметов или явлений с целью более яркого, образного раскрытия свойств одного из них («словно девушка, вспыхнув, орешина засияла», «золотой, как огонь»)?
16. Установите соответствие между персонажами романа М.А.Булгакова и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в следующем виде: А-…, Б-…, В-…
ПЕРСОНАЖИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
А) Бегемот Б) Гелла В) Азазелло | 1) Вампир, служанка 2) Чёрт и рыцарь 3) Падший ангел, научивший людей изготовлять оружие и украшения 4) Оборотень, любимый шут сатаны |
Ключ
ЧАСТЬ 1
Б
В
Б
Г
В
А
ЧАСТЬ 2
роман
художественная деталь
ремарка
конфликт
Мастер
инверсия
афоризм
диалог
олицетворение
метафора
рифма
анафора
эпитет
пословица
сравнение
А – 4
Б – 1
В – 3
Правильные ответы оцениваются следующим образом:
Часть 1
За каждый правильный ответ – 1 б. (max.- 6 б.)
Часть 2
Задания № 1 – 16 – за каждый правильный ответ – 1 б. (max.- 16 б.)
Максимальное количество баллов: 22 б.
Шкала оценивания
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Уровень | базовый | повышенный | высокий | |
Процент выполнения работы (%) | 0- 39 | 40-69 | 70-89 | 90-100 |
Баллы (диапазон набираемых учащимся баллов в рамках конкретной работы) | 0 - 8 | 9 - 15 | 16 - 19 | 20 - 22 |
Использованные источники:
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Кирилл Александрович Ш.
Юлия Васильевна Воробьева
Селиванова Галина Геннадьевна
Юлия Васильевна Воробьева