Контрольная работа по правоведению «Признаки государства»
Контрольная работа
Вариант I
По дисциплине: правоведение
Оглавление
1. Понятие и признаки государства……………………………………………….......3
2. Задача……………………………………………………………………………..…10
3. Используемая литература……………………………………………………….....12
1. Понятие и признаки государства
Вопрос о том, что есть государство, был актуален на протяжении всей истории развития человеческой мысли. Чем более развито человеческое общество, тем актуальнее он становится. В античные времена понятие «государство» было нераздельно связано с понятием «справедливость», ибо право, которое служит критерием справедливости, выступает как регулирующая норма политического общения.
Одним из первых термин государство ввел в науку Макиавелли, относившийся к числу тех мыслителей, которые обосновывали самостоятельный характер политики, отделяя ее от религии и морали.
Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и сейчас существуют общества, которые не создали для упорядочения своей жизни специальных институтов. На ранних стадиях развития, жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в общественной жизни.
Государство – это одно из объективно необходимых важнейших организационных форм существования и воспроизводства человечества, органически возникшая в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющей столь значительную политическую роль и имеющую большую социальную ценность.
Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, которые проводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.
Государство явилось естественным плодом долгого исторического развития. Было время, когда государства не существовали и люди жили родами, ордами, племенами. Возможно, что когда-нибудь придет время, и государство современного типа перестанет существовать, уступая место иной, некоторые думают, более совершенной форме человеческого общения. Можно ли будет сохранить за ней название государства? Мнения расходятся. Но как бы, то, ни было, современное человечество живет в государствах, и необходимо дать себе ясный отчет в сущности этого вида человеческого общения.
Многообразные основания – экономические, политические, психологические, – влекли за собою усложнение форм совместной жизни людей. Первобытный социальный союз, – орда, – был простым человеческим стадом, и, понятно, что ни материальные потребности людей, ни их личная безопасность, ни их растущие духовные запросы не могли, при такой примитивной организации общества, быть сколько-нибудь сносно обеспеченными. Стремление полнее и лучше удовлетворить потребности служило причиной усложнения и усовершенствования форм взаимного общения.
Государство есть, прежде всего, союз власти и подчинения. Только тогда в обществе мыслим порядок, когда в нем установлена власть, способная приказывать и принуждать. Где нет власти, воцаряется беспорядок, дисгармония, хаос. Начала господства и подчинения заложены в таинственной глубине человеческой природы, человеческой психики. Пока эта природа не переродится до основания, власть будет неизбежным элементом общества.
В отличие от более ранних видов общежития, государство есть единый, властвующий, принудительный союз, явившийся результатом усложнения общественных потребностей, широкого объединения людей и осознанной необходимости твердой охраны порядка в обществе. Охраняя порядок, государство тем самым способствует развитию материальных возможностей и духовных способностей человека. Оно стремится осуществить общий интерес входящих в него людей. Чем крепче у последних сознание общности этого интереса, тем сильнее, крепче, жизнеспособнее государство, исторический союз единства и порядка.
Установление твердой политической власти, определенной в своей организации, стало возможным лишь тогда, когда кочевые племена превращались в оседлые народы. Экономической предпосылкой государства являлся, таким образом, переход к земледелию, связанный с оседанием людей на известной, ограниченной части земной поверхности, или территории. Власть современного государства действует на строго определенном пространстве, распространяясь лишь на людей, живущих в пределах этого пространства.
Государство как сложное и многомерное явление может быть рассмотрено с разных сторон. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.
Государство – объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле – это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:
– теологический (широко используемый в мусульманских учениях);
– классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);
– юридический (государство – юридическая персонификация нации);
– социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);
– кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).
Современное государство цивилизованного человечества может быть названо правовым государством в условном, техническом смысле термина. Анализируя его облик, можно выделить следующие четыре основные задачи правового властвования:
1) обезличить властвование, превратив его из состояния неопределенной личной зависимости в некоторый общий шаблон отношений, в господстве формальной законности;
2) связать властвующих правовыми обязанностями и тем самым поднять властвование на степень социального служения;
3) объект властвования поднять с уровня простой материи на степень субъекта права;
4) точно определить содержание властных отношений, компетенцию властвующих и права подвластных».
Правовое государство, – есть государство, которое в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву, иными словами, государство, члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права: являются не только подданными, но и гражданами.
Государство есть территориально ограниченное, организованное единство, объединение оседлых людей в определенной общественной сфере. Оно конкретно, оно представляет собою определенную целостность жизненных отношений, социальных связей. Государство есть общество или союз людей, живущих на определенной территории и объединенных подчинением единой господствующей власти. Таково наиболее распространенное формальное определение.
Любое государство характеризуется рядом признаков, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества. Исходными чертами государства является то, что оно есть:
а) явление общественное;
б) явление политическое;
в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
1. Территория. Есть принадлежащая данному обществу определенная часть земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства.
2. Население. Определяет состав и принадлежность людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его приобретения, утраты и т.д. Именно через гражданство, через «население», происходит объединение людей в рамках общества, и они выступают в качестве целостного организма общества. Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл. Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе.
3. Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу. В условиях демократии, публичная власть отделена от гражданского общества, другой определяющей сферы общественной жизни, охватывающей товарно-рыночную экономику, хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Эта форма власти должна обеспечить гражданскому обществу условия для существования и развития, при этом, не допуская ограничений и вмешательства государства в частноправовые, гражданские отношения, не предусмотренных законом.
4. Система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
5. Отличительной чертой государства является суверенитет, главный объективный политико-правовой признак функционирования государства на собственной территории и за ее пределами. Суверенитет государства – свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношении к другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Независимость и верховенство выражается в прерогативе законодательствования, администрирования, поддержания общественного порядка, правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:
– государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
– государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
– только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
– только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;
– у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).
Государство обладает высшей властью (верховенством) в пределах собственных границ, ибо само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Верховенство государственной власти означает:
– ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;
– монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
– осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой правоприменительной и правоохранительной);
– прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.
2. Задача
Депутат Государственной Думы РФ, управляя личным автомобилем, совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погиб человек. Сотрудником Госавтоинспекции автомобиль, управляемый депутатом, был остановлен. Как оказалось, водитель автомобиля находился в состоянии алкогольного опьянения. Нарушитель предъявил сотруднику Госавтоинспекции водительское удостоверение и удостоверение депутата Государственной Думы. Как может быть решен вопрос о юридической ответственности депутата и в каком порядке?
Для начала нужно точно установить, что нарушитель находился в состоянии алкогольного опьянения на момент совершения ДТП. Для этого сотрудник Госавтоинспекции должен отправить депутата на специальную экспертизу. В случае отказа от медицинской экспертизы данные о том, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения подтверждаются результатами проведенной на месте происшествия экспресс-экспертизы и показаниями свидетелей, полученными в ходе расследования. В случае подтверждения алкогольного опьянения, водитель может быть отстранен от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Согласно ст. 27.12 КоАП при отстранении от управления транспортным средством составляется протокол об отстранении от управления транспортным средством, при направлении на медицинское освидетельствование на состоянии опьянения – протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копии вручаются лицу, в отношении которого оформлены протоколы. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения и отказался от прохождения медицинского освидетельствования, транспортное средство подлежит задержанию. О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о задержании транспортного средства. Копия вручается водителю, в отношении которого применена данная мера. Задержание транспортного средства, помещение его на специально охраняемую стоянку и хранение осуществляются в соответствии с Правилами задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 №759.
Следственными органами Следственного комитета РФ должно быть возбуждено уголовное дело в отношении депутата Государственной Думы РФ, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, повлёкшее по неосторожности смерть человека». Депутат должен быть задержан в порядке ст. 91 УПК РФ и следствием будет подготовлено ходатайство об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу.
Любой человек, садящийся за руль автомобиля, несет ответственность за жизнь и здоровье окружающих. Депутатский мандат налагает особые обязательства. ДТП, в котором, по предварительным данным виновным оказался депутат РФ – пример грубого нарушения российского законодательства и норм поведения народного избранника. Независимо от хода следствия, я считаю, что депутат должен сложить с себя полномочия депутата РФ.
Используемая литература
1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права. Учебник. – 2004. – 410 с.
2. Общая теория права. Учебник / Под ред. Лазарева В. В., – М – 2001. – 520 с.