Контрольная работа (тестирование) за второе полугодие 10 класса по элективному курсу «Практикум по биологии»
Контрольное тестирование
по предмету «Практикум по биологии» для
ликвидации задолженности за 10 класс
«21» октября 2022 года Ф.И. Горюнова Анна
1. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА КРИТЕРИИ ВИДА
А) населяет пресные водоемы
Б) раковина спирально закрученная 1) морфологический
В) коричневый цвет раковины 2) экологический
Г) органы чувств - одна пара щупалец
Д) питается мягкими тканями растений
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания основных идей Ч. Дарвина, касающихся эволюционных механизмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Численность каждой популяции может увеличиваться неограниченно в условиях избытка ресурсов. (2)Однако в реальности численность каждой популяции, как правило, относительно постоянна. (3)Таким образом, внутри популяции существует борьба за существование. (4)Поскольку при этом существует наследственная изменчивость, которая создает разнообразие генотипов и фенотипов, некоторые особи более приспособлены к условиям окружающей среды. (5)В результате естественного отбора выживают более приспособленные особи. (6)В качестве примера можно привести одновременное существование на Галапагосских островах разных видов вьюрков.
Ответ ___________________
3. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции:
ОРГАНИЗМ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) гаттерия 1) биологический прогресс
Б) снежный барс 2) биологический регресс
В) секвойя
Г) полевая мышь
Д) пастушья сумка
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
4. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции:
ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ
А) появление теплокровности у птиц 1) ароморфоз
Б) редукция хорды у асцидий 2) идиоадаптация
В) обтекаемая форма тела у китов 3) общая дегенерация
Г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
Д) появление плотной оболочки яйца у рептилий
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
5. Расположи в правильной последовательности этапы возникновения жизни на Земле согласно теории биохимической эволюции. (Запиши в ответе последовательность букв. Например: ВАГДБ)
А. Соединение молекул аминокислот в полипептиды, а нуклеотидов — в полинуклеотиды.
Б. Синтез в первичном океане простых органических веществ из неорганических.
В. Образование мембран из липидных плёнок.
Г. Накопление в первичном бульоне белков и формирование коацерватов.
Д. Возникновение самовоспроизводящихся пробионтов.
Ответ: ____________________________
6. Установите соответствие между типом экосистемы и ее характерными свойствами.
СВОЙСТВО ТИП ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
А) значительное разнообразие видов 1) агроэкосистема
Б) единственный источник энергии – Солнце 2) природная экосистема
В) дополнительные источники энергии,
привносимые человеком
Г) ведущая роль естественного отбора
Д) ведущая роль искусственного отбора
Е) значительная часть веществ изымается человеком
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
7. Установите соответствие между факторами среды и их признаками.
ПРИЗНАК ВИД ФАКТОРА
А) морские течения 1) абиотические
Б) хищничество 2) биотические
В) паразитизм
Г) осадки
Д) конкуренция
Е) температура воздуха
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
8. Установите соответствие между живыми организмами и трофическими уровнями, к которым они относятся.
ОРГАНИЗМЫ ТРОФИЧЕКИЙ УРОВЕНЬ
А) злаки 1) продуценты
Б) клевер 2) консументы
В) плесневый гриб 3) редуценты
Г) мышь полевка
Д) бактерии
Е) ястреб
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
9. Установите соответствие между примерами и факторами среды:
ПРИМЕР ФАКТОР
А) толщина ледового покрова на озере 1) биотический
Б) скученность населения популяции 2) абиотический
В) наличие конкурентов
Г) солевой состав воды
Д) влажность почвы
Е) обилие хищников
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
10. Установите соответствие между примерами и типами сукцессий, которые этими примерами иллюстрируются:
ПРИМЕР
А) изменение биоценоза после осушения болота
Б) формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
В) восстановление биоценоза после пожара
Г) формирование биоценоза на склоне после оползня
Д) появление озера в результате падения метеорита
Е) эвтрофикация (зарастание) водоёма
ТИП СУКЦЕССИЙ
1) первичные
2) вторичные
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
11. Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДА
А) Речной рак 1) дно моря
Б) Камчатский краб 2) придонная часть пресных водоемов
В) Дафния 3) придонная часть и толща морской воды
Г) Мокрица 4) влажная почва городов, лесная подстилка
Д) Циклоп 5) толща воды пресных водоемов
Е) Креветки
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
12. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
A) морская соль 1) биокосное
Б) морской ил 2) косное
B) глина 3) жиое
Г) почва
Д) гранит
Е) двусторчатые моллюски
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
13. Какие последствия может иметь глобальное потепление?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?
Ответ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация теста по элективному курсу «Практикум по биологии» для 10 класса.
1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым во втором полугодии 10 класса. Данная контрольная работа охватывает основные содержательные линии элективного курса «Практикум по биологии» за второе полугодие 10 класса. Задания контрольной работы различаются по форме и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, сравнение, объяснение, аргументация и др.
2. Структура работы.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (45минут). Работа состоит из 9 заданий, которые разделены на две части.
Часть работы | Тип заданий | Количество заданий |
Часть 1 | Задания с кратким выбором ответа | 7 |
Часть 2 | Задания с развёрнутым ответом | 2 |
Часть 1 состоит из 7 заданий. В заданиях 1 – 7 (множественный выбор или на соответствие).
Часть 2 состоит из 2 заданий:
4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология» представлено в таблице
Содержательные разделы | Число заданий | |
часть 1 | часть 2 | |
Эволюция органического мира. | 3 – №2, 3, 4 | |
Вид, его критерии, популяция. | 1 – №1 | |
Гипотезы возникновения жизни на земле. | 1 – №5 | |
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. | 3 – №6, 8 | 1 – №14 |
Экологические факторы среды. | 3 – № 7, 9, 11 | |
Смена биоценозов. | 1 – № 10 | 1 – №15 |
Биосфера – живая оболочка планеты. | 1 – № 12 | |
Круговорот веществ в природе. | | 1 – №13 |
Итого | 12 | 3 |
Всего | 15 |
5. Система оценивания.
Максимальное кол-во баллов за одно задание | Максимальное количество баллов | |||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 1 | Часть 2 | Вся работа |
2 | 3 | 24 | 9 | 33 |
Баллы по заданиям:
Номер задания | Количество баллов |
Задание 1 | 2 |
Задание 2. | 2 |
Задание 3. | 2 |
Задание 4. | 2 |
Задание 5. | 2 |
Задание 6. | 2 |
Задание 7. | 2 |
Задание 8. | 2 |
Задание 9. | 2 |
Задание 10. | 2 |
Задание 11. | 2 |
Задание 12. | 2 |
Задание 13. | 3 |
Задание 14. | 3 |
Задание 15. | 3 |
Критерии оценки:
Задание 1-12 части 1 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным полностью верно, если ученик выбрал (отметил) номера правильного ответа. Задания считаются невыполненными в следующих случаях: указаны номера неправильных ответов или номер ответа не указан; Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Правильно выполненное задание Части 2 оценивается в 3 балла (3 балла – нет ошибок; 2 балла – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок).
Критерии оценки
«2» | «3» | «4» | «5» |
0 - 14 | 15 -21 | 22-29 | 30-33 |
5. Апробация работы: задания взяты из разных источников. (Интернет ресурсы, сборники заданий по биологии 10 класс; задания для подготовки к ЕГЭ).
Кодификатор элементов содержания работы
для проведения контрольной работы по БИОЛОГИИ
10 класс (второе полугодие)
Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы.
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.
| Номер вопроса в тесте | Код контроли- руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы |
1. Надорганизменные системы. | |||
| 1 | 1.1 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. |
| 1.2 | Этапы развития жизни на Земле. | |
| 2 | 1.4 | Идеи развития органического мира в биологии. Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. |
| А9 | 1.5 | Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. |
| А3 | 1.6 | Основные направления и основные закономерности эволюции. |
| А5, А6, В16 | 1.7 | Эволюционное происхождение и основные этапы эволюции человека. |
2. Экосистемы и присущие им закономерности. | |||
| А11 | 2.1 | Условия жизни на Земле. Экологические факторы. |
| А10 | 2.2 | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Биотические связи в природе. Взаимодействие разных видов в природе: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. |
| В17, В18, В19 | 2.3 | Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Роль производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистемах, в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем. |
| А12, В20 | 2.4 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение Н.И.Вернадского о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. |
ОТВЕТЫ
Задания | Ответ | Баллы |
ЧАСТЬ 1 | ||
1 | 21112 | 2 |
2 | 345 | 2 |
3 | 22211 | 2 |
4 | 13231 | 2 |
5 | БАГВД | 2 |
6 | 221211 | 2 |
7 | 122121 | 2 |
8 | 113232 | 2 |
9 | 211221 | 2 |
10 | 212112 | 2 |
11 | 215453 | 2 |
12 | 212123 | 2 |
ЧАСТЬ 2
13. Ответ:
1) Подъем уровня мирового океана вследствие таяния льдов.
2) Непредсказуемость погодных явлений, изменения климата.
3) Затопление побережий, больших территорий, заселенных людьми.
14. Ответ:
1) Повышенное содержание вредных веществ в атмосфере и почве,
2) сильная запыленность, ухудшающая фотосинтез;
3) нарушение воздухообмена и водообмена при строительстве дорог и прокладывании асфальта и вытаптывания;
4) засоленность почвы;
5) механические повреждения деревьев;
6) отсутствие в почве нужного количества питательных веществ из-за нарушения круговорота веществ (опавшая листва не гниет, а собирается и выносится).
15. Ответ:
1) В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).
2) Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).
3) Непродолжительные сроки существования.