Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу «Практикум по биологии»
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования среднее общее образование, 10-11 классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов всего 68 часов (10 класс – 34 часа, 11 класс - 34 часа)
Учитель Воеводская Вера Геннадьевна
(Ф.И.О. учителя, составившего программу)
Пояснительная записка
Элективный курс включает 9 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации. Семь блоков курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. В экзаменационную работу, выполняемую выпускниками средней школы, входят задания по курсу основной школы.
Изученные в 6—7 классах темы понятия не всегда повторяются в старших классах, на это зачастую нет времени на уроках. По этой причине необходимо дополнительное время на их повторение и понимание с учетом знаний по общей биологии. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека, и его повторение и осмысление с позиций выпускника средней школы имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из смежных предметов — химии, физики. Повторение этих знаний в 11 классе делает их более прочными и обоснованными. Это касается также решения познавательных задач по молекулярной биологии, генетике и экологии.
Элективный курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У обучающегося будут сформированы:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления. Учащийся получит возможность научиться:
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД Учащийся научится:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
Выпускник научится:
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.
Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов. Выпускник получит возможность научится:
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
Сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
Применять биологические знания в практических ситуациях (практико- ориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации
Содержание курса
10 класс
1. ВВЕДЕНИЕ – 3 часа.
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков ЕГЭ и выполнению заданий ЕГЭ. (1 час)
Вводное тестирование.
Выполнение одной из демоверсий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
3. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ – 8 часов.
Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.
Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, вставить в текст правильные ответы из предложенных, подчеркнуть в тексте ошибки и дать правильные ответы.
Практикум «Нахождение соответствия при повторении темы «Уровни организации живой материи». Уровни организации материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционновидовой, экосистемный, биосферный. Признаки уровней: системность, саморегуляция и др.
Практическое занятие «Основные свойства живого». Рост, развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определенный химический состав. Характеристика свойств живого.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, найти соответствие. Анализ результатов.
4. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 11 часов.
Обзорная лекция «Химический состав клетки». Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты». Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность.
Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и функциями органических веществ в клетке». Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная, сигнальная и др.
Структурно-функциональная организация эукариотических клеток». Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции на конкретных примерах.
Практическое занятие «Клетки прокариот». Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой. Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Лекция «Метаболизм в клетке». Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки.Строение митохондрий. АТФ и ее роль в клетке. Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии.
Промежуточное тестирование по теме. Выполнение заданий на виды деятельности: давать характеристику, определение, сравнивать, объяснять, определять логическую последовательность, выявлять причинно-следственные связи, решать задачи.
Практикум «Методы изучения клетки». Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение, описание, моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии. Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме.
Собеседование «Неклеточные формы жизни». Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выберите правильные ответы (один из трех, три из шести), установите последовательность, определите по рисунку, решите задачу. Анализ результатов.
4. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов.
Размножение организмов. Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое. Способы размножения организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение.
Общие закономерности онтогенеза. Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его значение.
Развитие организмов. Развитие прямое и непрямое (с полным и не
полным превращением). Влияние окружающей среды на развитие организма (зародыша). Рудименты и атавизмы. Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: определите по рисунку, установите последовательность, выберите один правильный ответ из четырех.
Закономерности наследственности и изменчивости. Носители наследственной информации — нуклеиновые кислоты. Строение хромосом, расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение. Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции.
Решение задач по генетике. Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание. Другие виды наследования признаков.
Составление родословной. Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения наследования признаков у человека. Изучение родословной и составление схемы генеалогического древа семьи. Решение задач.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания группы С — решение задач по генетике и на установление причинно-следственных связей. Выбор одного правильного ответа из четырех.
5. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ – 9 часов.
Основные систематические категории. Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия для видов.
Характеристика царства Растения. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.
Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.
Характеристика царства Грибы. Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в жизни человека и в природе. Лишайники.
Использование организмов в биотехнологии. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Направление развития биотехнологии.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, три — из шести, дописать предложения, найти ошибки в предложенном тексте и дать правильные ответы. Включить отдельные тестовые задания из блоков 2—4.
6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ – 8 часов.
Биосоциальная природа человека. Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов и систем органов человека. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы оказания первой помощи. Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки. Доврачебная помощь.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на разные виды деятельности
учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности.
7. Надорганизменные системы – 8 часов.
Эволюция органического мира. Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты, кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы.
Предварительное тестирование по теме. Тестирование с использованием заданий, демоверсий предыдущих лет. Анализ результатов. Рефлексия.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Создатели СТЭ. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Вид, его критерии. Популяция. Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид — единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Гипотезы возникновения жизни. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестирование по теме. Тестовые задания на разные виды деятельности: называть, объяснять, описывать, давать характеристику, систематизировать, моделировать, определять логическую последовательность.
8. Экосистемы и присущие им закономерности – 9 часов.
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты – 1 час. Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Решение познавательных задач. Работа с терминами по теме.
Экологические факторы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Промежуточное тестирование по теме. Тестовые задания.
Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ.
Биосфера – живая оболочка планеты. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера.
Круговорот веществ в природе. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на моделирование процессов, установление причинно-следственных связей и логической последовательности, интеграцию знаний, интерпретацию событий, прогнозирование, оценивание, практическое применение знаний.
9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тестирование по вариантам ЕГЭ. Задания части 1 и части 2.
Обсуждение выполненной работы. Анализ типичных ошибок. Рефлексия.
1. Биология. Готовимся к единому государственному экзамену / В. Б. Захаров, А. Ю. Цибулевский, Н. И. Сонин, Я. В. Скворцова. — М.: Дрофа, 2006.
2. Мамонтов С. Г. Биология. — М.: Дрофа, 2008. (Выпускной/вступительный экзамен).
3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение, 1994.
4. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1993.
5. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская линия В. В. Пасечника). — М.: Дрофа, 2008.
6. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская линия Н. И. Сонина). — М.: Дрофа, 2008.
7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004.
8. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005.
9. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2005.
10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел (тема) |
Количество часов |
Примечание |
|
10 класс |
||||
1. Многообразие организмов. 9 часов. |
||||
|
Основные систематические категории. |
1 |
Характеризовать задачи науки систематики. Определять понятия «таксон», «естественная система живых организмов». Объяснять роль вида в классификации организмов. |
|
|
Характеристика царства Растений. |
1 |
называть основные свойства представителей царства Растений. Характеризовать их свойства и процессы жизнедеятельности. |
|
|
Эволюция растений. |
1 |
понимать процессы эволюции растений и их последовательность |
|
|
Характеристика царства Животных. Беспозвоночные. |
1 |
называть основные признаки, свойства и процессы жизнедеятельности Беспозвоночных животных |
|
|
Характеристика царства Животных. Позвоночные. |
1 |
называть основные признаки, свойства и процессы жизнедеятельности Позвоночных животных |
|
|
Характеристика царства Грибов. |
1 |
называть основные свойства и признаки представителей царства Грибов, их свойства и процессы жизнедеятельности |
|
|
Лишайники. |
1 |
объяснять выделение лишайников в отдельную группу симбиотических орагнизмов, знать их строение и виды |
|
|
Использование организмов в биотехнологии. |
1 |
Характеризовать особенности биотехнологии как науки и практической деятельности. Раскрывать значение биотехнологии для защиты окружающей среды. |
|
|
Решение тренировочных заданий по теме «Многообразие организмов». |
1 |
формирование умений выполнять задания в формате ЕГЭ |
|
2. Человек и его здоровье. 8 часов. |
||||
|
Биосоциальная природа человека. |
1 |
Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека |
|
|
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов и систем органов человека. Опорно-двигательная система. |
1 |
Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений и животных |
|
|
Внутренняя среда организма человека. |
1 |
Знать признаки биологических объектов, сущность биологи-ческих процессов. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями. |
|
|
Обмен веществ и превращения энергии. |
1 |
Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии. |
|
|
Нервная и гуморальная регуляции деятельности человека. |
1 |
Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Уметь характеризовать его механизмы. |
|
|
Высшая нервная деятельность. |
1 |
Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. |
|
|
Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы оказания первой помощи. |
1 |
Повторить вопросы гигиены, правила первой помощи человеку в различных ситуациях. |
|
|
Тренировочные задания ЕГЭ по теме «Человек и его здоровье». |
1 |
формирование умений выполнять задания по типу ЕГЭ |
|
3. Надорганизменные системы. 8 часов. |
||||
|
Эволюция органического мира. |
1 |
Объяснять понятие «эволюция». Описывать вклад различных учёных в идею развития живого мира. Раскрывать основные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка, Ч,Дарвина |
|
|
Решение тренировочных заданий по теме «Эволюция органического мира». |
1 |
формирование умений решать задания по типу ЕГЭ |
|
|
Синтетическая теория эволюции (СТЭ). |
1 |
Формировать представление о синтетической теории эволюции. Оценивать вклад российских и иностранных учёных в развитие СТЭ. |
|
|
Результаты и направления СТЭ. |
1 |
Определять понятия «биологический прогресс, регресс». Характеризовать и оценивать значимость биологического прогресса для эволюции. Определять понятия «ароморфоз», «идиоадаптация» «общая дегенерация. |
|
|
Вид, его критерии. Популяция. |
1 |
Определять понятие «вид». Характеризовать критерии вида, свойства вида как биосистемы. Определять понятие «популяция». Характеризовать популяцию как биосистему. Называть особенности группового способа жизни особей в популяции. |
|
|
Гипотезы возникновения жизни на Земле. |
1 |
Знать ранние гипотезы происхождения жизни. Уметь анализировать и оценивать их. Объяснять вклад ученых в формирования представлений о происхождении жизни на Земле. |
|
|
Биологическая эволюция, её начальные этапы. |
1 |
Называть и характеризовать основные эволюционные преобразования организмов на разных этапах развития жизни на Земле. |
|
|
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы». |
1 |
формирование умений выполнять задания в формате ЕГЭ |
|
4. Экосистемы и присущие им закономерности. 9 часов. |
||||
|
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. |
1 |
Характеризовать особенности биогеоценотического уровня организации жизни, сравнивать их с особенностями биосферного уровня. |
|
|
Решение заданий по экологии. Работа с терминами. |
1 |
формирование умений выполнять задания части 1 и части 2 в формате ЕГЭ |
|
|
Экологические факторы среды. |
1 |
знать и уметь приводить примеры экологических факторов среды, их влияние на биоценоз |
|
|
Биотические факторы среды. |
1 |
Характеризовать разные типы межвидовых отношений в биогеоценозах. |
|
|
Решение заданий по типу ЕГЭ на экологические факторы. |
1 |
формирование умений выполнять задания части 1 и части 2 в формате ЕГЭ |
|
|
Смена биоценозов. |
1 |
Сравнивать понятия «смена биогеоценозов» и «сукцессия». Различать и характеризовать первичные и вторичные сукцессии. |
|
|
Биосфера – живая оболочка планеты. |
1 |
Характеризовать свойства и функции живого вещества биосферы на конкретных примерах. |
|
|
Круговорот веществ в природе. |
1 |
Объяснять понятия «круговорот веществ», «поток энергии». Выявлять и объяснять роль организмов в биологическом круговороте веществ и потоке энергии. |
|
|
Тренировочное тестирование в формате ЕГЭ. |
1 |
формирование умений решать задания в формате ЕГЭ |
|
№ п/п |
Раздел (тема) |
Количество часов |
Примечание |
|
11 класс |
||||
1. Введение. 3 часа. |
||||
1 |
Виды заданий ЕГЭ. Инструктаж по заполнению бланков. |
1 |
инструктаж |
|
2 |
Выполнение демоверсии ЕГЭ. |
1 |
стартовое тестирование |
|
3 |
Анализ выполненной работы демоверсии ЕГЭ. |
1 |
разбор и анализ тестовых заданий |
|
2. Биология – наука о живой природе. 8 часов. |
||||
4 |
Общебиологические закономерности. |
1 |
Определение основополагающих понятий: научное мировоззрение, научная картина мира, естественно-научная картина мира, учёный, биология. |
|
5 |
Роль биологии в формировании научных представлений о мире. |
1 |
раскрывать роль науки в формировании современной научной картины мира, практического значения биологических знаний и профессий, связанных с биологией. |
|
6 |
Ученые, внесшие вклад в развитие знаний о живой природе. |
1 |
актуализировать знания о развитии биологии. |
|
7 |
Промежуточное тестирование. |
1 |
проверка знаний учащихся |
|
8 |
Уровни организации живой материи. |
1 |
Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. |
|
1 |
Основные свойства живого. |
1 |
Знать свойства живого. Уметь выделять особенности развития живых организмов. |
|
1 |
Тестовая работа. |
1 |
проверка усвоения тем |
|
|
Анализ тестовой работы. |
1 |
работа над ошибками |
|
3. Клетка как биологическая система. 11 часов. |
||||
1 |
Химический состав клетки. |
1 |
характеризовать особенности неорганических веществ, входящих в состав живого, их критическая оценка и интерпретация. |
|
|
Нуклеиновые кислоты. |
1 |
характеризовать строение и функции нуклеиновых кислот ДНК и РНК. |
|
|
Углеводы, белки, липиды, их функции. |
1 |
характеризовать особенности строения и функции органических веществ клетки |
|
1 |
Решение задач по теме «Химический состав клетки». |
1 |
формирование умений решать тестовые задания в формате ЕГЭ по теме. |
|
1 |
Структурно-функциональная организация клеток прокариот. |
1 |
Характеризовать многообразие клеток в живом мире. Называть основное отличие клетки эукариот от клетки прокариот. |
|
1 |
Структурно-функциональная организация клеток эукариот. |
1 |
Характеризовать многообразие клеток в живом мире. Называть основное отличие клетки эукариот от клетки прокариот. |
|
1 |
Метаболизм в клетке. |
1 |
|
|
1 |
Решение заданий на «фотосинтез» и «энергетический обмен». |
1 |
формирование умений решать тестовые задания в формате ЕГЭ по теме |
|
1 |
Методы изучения клетки. Клеточные технологии. |
1 |
Определение основополагающих понятий: научный метод; методы исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение, моделирование, сравнительно-исторический метод. |
|
2 |
Неклеточные формы жизни. |
1 |
Аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам. Характеризовать отличительные особенности строения и размножения вирусов. |
|
2 |
Тестирование по теме «Клетка как биологическая система». |
1 |
выработка умений выполнять задания в формате ЕГЭ по теме |
|
4. Организм как биологическая система. 12 часов. |
||||
|
Размножение организмов. |
1 |
Характеризовать и приводить конкретные примеры разных форм размножения у растений и животных. |
|
|
Общие закономерности онтогенеза. |
1 |
Определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез». Называть периоды онтогенеза. |
|
|
Развитие организмов. |
1 |
Сравнивать стадии развития организмов с полным и неполным превращением. |
|
|
Закономерности наследственности и изменчивости. |
1 |
Знать и понимать механизмы наследования, называть законы наследственности |
|
|
Строение хромосом. |
1 |
знать особенности строения и выполняемые функции хромосом, укладка ДНК. Развивать абстрактное мышления, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию при выполнении учебного задания |
|
|
Независимое и сцепленное наследование. |
1 |
умение объяснить причины нарушения закономерностей наследования признаков, открытых Г.Менделем, закона сцепленного наследования и хромосомной теории наследственности Т. Моргана. |
|
|
Взаимодействие генов. |
1 |
Анализировать сущность явлений неполного доминирования и кодоминирования, приводить примеры. Объяснять определение групп крови в системе АВ0. |
|
|
Наследственная и ненаследственная изменчивость. |
1 |
формулировать определения понятий «генотипическая изменчивость», «мутационная изменчивость», «мутация», «мутагенные факторы»; «модификации» приводить примеры |
|
|
Решение задач по генетике. |
1 |
умение выполнять задания в формате ЕГЭ |
|
|
Составление родословной. |
1 |
Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ |
|
|
Решение заданий ЕГЭ по теме «Организм как биологическая система». |
1 |
развития навыка выполнения заданий в формате ЕГЭ |
|
|
Тренировочное тестирование в формате ЕГЭ. |
1 |
проверка подготовленности к ЕГЭ по биологии |