12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ларионова Юлия Александровна304 Образование:
1990-1995 г. Омский государственный педагогический университет, учитель географии, методист по воспитательной работе; доп. специализация учитель биологии с углубленным изучением предмета
Квалификационная категория: высшая -27.06.2017 Россия, Омская обл., Омск |
Контрольная работа по биологии за курс 10 класса по теме «Организм»
Контрольная работа по биологии – 10 класс (2 полугодие)
по теме «Организм»
Назначение контрольной работы
Контрольная работа предназначена для оценки учебной подготовки обучающихся за курс 2 полугодия 10 класса, изучавших предмет биологии на базовом уровне по программе среднего (полного) общего образования.
Подходы к отбору содержания и разработке структуры годовой контрольной работы.
Контрольная работа по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи, исторически сложившуюся структуру базового биологического образования.
Контрольная работа сконструирована, исходя из необходимости оценки уровня овладения обучающимися всех основных групп планируемых результатов по биологии за курс 2 полугодия 10 класса на базовом уровне по теме «Организм». Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии и проверяют сформированность у школьников практикоориентированной биологической компетентности.
Объектами контроля служат знания и умения обучающихся, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии среднего общего образования: «Организм».
В контрольной работе преобладают задания, направленные на проверку у обучающихся сформированности способов деятельности: усвоение понятийного аппарата за курс биологии 10 класса по теме «Организм»; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении элементарных биологических задач.
Структура КИМ
Каждый вариант годовой контрольной работы включает 13 заданий и состоит из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 11 заданий: 8 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 3 задания с кратким ответом в виде последовательности цифр, из них 1 – с множественным выбором, 1 – на установление соответствия и 1 – на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 включает 2 задания с развернутым ответом.
Распределение заданий по основным содержательным элементам темы
№
| Содержательные блоки | Количество заданий в варианте |
1 | Организм | 13 |
ИТОГО | 13 |
Распределение заданий по видам умений и способам действий
№ | Основные умения и способы действий | Количество заданий |
1 | Знать и понимать: основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, гипотез; строение и признаки биологических объектов; сущность биологических процессов и явлений; современную биологическую терминологию и символику; особенности организма человека. | 6-7 |
2 | 2. Уметь объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи, решать биологические задачи, составлять схемы; распознавать, определять и описывать биологические объекты, выявлять их особенности, сравнивать и делать выводы на основе сравнения | 5-7 |
3 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи. | 1-2 |
| ИТОГО | 13 |
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 20 |
Базовый | 8 | 8 | 44 |
Повышенный | 3 | 6 | 30 |
Высокий | 2 | 6 | 30 |
ИТОГО | 13 | 20 | 100 |
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается максимально в 20 баллов. Правильные ответ за 1-8 задание -1 баллом; 8 -11 задание оценивается 2 баллами; 12-13 задание – 3 баллами.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
Перевод баллов в оценку: 17-20 баллов –оценка «5», 13-16 баллов – оценка «4», 8- 12 баллов – оценка «3», менее 8 баллов – оценка «2»
Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
1) для каждого задания части 1 – 1–5 минут;
2) для каждого задания части 2 – 10–20 минут.
Условия выполнения работы
Ответы на задания контрольной работы записываются на отдельных листах с угловой печатью школы (с указанием даты выполнения работы).
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используется.
План варианта контрольной работы по биологии
КЭС (коды элементов содержания) представлен в соответствии с разделом 1, а коды требований – в соответствии с разделом 2 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения годовой контрольной работы по биологии (см. далее).
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В –высокий.
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Код КЭС | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы. | 1.1 | Б | 1 |
2 | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. | 1.1 | Б | 1 |
3 | Деление клетки. Воспроизведение организмов. Бесполое и половое размножение. | 1.2 | Б | 1 |
4 | Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | 1.3 | Б | 1 |
5 | Основные генетические понятия. Закономерности наследственности. Генетика человека | 1.4, 1.7 | Б | 1 |
6 | Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. | 1.6, 1.7 | Б | 1 |
7 | Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1.5, 1.7 | Б | 1 |
8 | Селекция. Биотехнология | 1.8, 1.9 | Б | |
9 | Биологические закономерности. Установление последовательности. | 1.1-1.9 | П | 2 |
10 | Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке. Задания с множественным выбором ответов | 1.1-1.9 | П | 2 |
11 | Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни. Задания на соответствия. | 1.1-1.9 | П | 2 |
12 | Задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.) | 1.2-1.3 | В | 3 |
13 | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации | 1.4-1.9 | В | 3 |
| ИТОГО | Б-8 П-3 В-2 | 20 |
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по биологии за курс
10 класса по теме «Организм»
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для годовой контрольной работы по биологии составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданиями контрольной работы
В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приведен код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код элемента | Элементы содержания, проверяемые контрольной работой | |
1 |
| ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
| 1.1 | Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. |
1.2 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. | |
1.3 | Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов. | |
1.4 | Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. | |
1.5 | Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. | |
1.6 | Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. | |
1.7 | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. | |
1.8 | Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. | |
1.9 | Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома). |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по биологии за курс 10 класса по теме «Организм», достижение которых проверяется контрольной работой по биологии
Код требования | Основные умения и способы действий | |
1 |
| ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: |
| 1.1 | основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; |
| 1.2 | строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом |
1.3 | сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере | |
| 1.4 | вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки |
| 1.5 | биологическую терминологию и символику |
2 |
| УМЕТЬ: |
| 2.1 | объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; |
2.2 | сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), биологические процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения | |
2.3 | выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно) | |
| 2.4 | решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания |
| 2.5 | находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать |
3 |
| ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ: |
| 3.1 | для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также правил поведения в природной среде |
3.2 | для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) | |
3.3 | для оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами |
Контрольная работа по биологии за курс 10 класса
Инструкция по выполнению годовой контрольной работы
Годовой контрольной работа состоит из двух частей и включает 13 заданий
Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом. Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 включает 2 задания с развернутым ответом.
Баллы, полученные вами за выполнение задание, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно большее количество заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть 1
1 | Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться, относятся к царству растений 2) животных 3) грибов 4) бактерий | ||||||||||||||||
2. | Какие организмы преобразуют энергию окисления неорганических веществ в макроэргические связи АТФ? гетеротрофы фототрофы сапротрофы хемотрофы | ||||||||||||||||
3. | Дочерний организм в большей степени отличается от родительских организмов при размножении вегетативном при помощи спор половом почкованием | ||||||||||||||||
4. | Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца личинка, взрослая особь, куколка куколка, личинка, взрослая особь личинка, куколка, взрослая особь куколка, взрослая особь, личинка | ||||||||||||||||
5. | У морских свинок черная шерсть доминирует над белой, а длинная – над короткой. Определите генотип дигетерозиготной особи. 1) AABb 2) AaBB 3) Aabb 4) AaBb | ||||||||||||||||
6. | Мутационная изменчивость обусловлена 1) рекомбинацией генов в гомологичных хромосомах 2) изменением последовательности нуклеотидов в ДНК 3) изменением признака в пределах нормы реакции 4) образованием гибридного потомства | ||||||||||||||||
7. | Совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом — это генотип 2) геном 3)генофонд 4) фенотип | ||||||||||||||||
8. | Результатом клонирования становится организм, имеющий: 1) новый генотип 2) новый фенотип 3) исходный генотип 4) новый генотип и фенотип | ||||||||||||||||
9. | Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза. 1) расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости 2) конъюгация, кроссинговер 3) расхождение сестринских хроматид 4) образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами 5) расхождение гомологичных хромосом
| ||||||||||||||||
10. | Выберите три верных ответа из шести. К эмбриогенезу человека относятся процессы: 1) Оплодотворения 2) Гаструляции 3) Дробления 4) Метаморфоза 5) Дифференциации тканей 6) Рождения
| ||||||||||||||||
11. | Соотнесите особенности спермато- и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.
| ||||||||||||||||
12. | Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него? | ||||||||||||||||
13. | Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении. |
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Ответы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ответы | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 21534 | 235 | 121121 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
12.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Элементы ответа: 1) средний зародышевый листок – мезодерма; 2) формируются ткани: соединительная, мышечная; 3) формируются системы органов: опорно-двигательная, кровеносная, выделительная, половая | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
13.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1) Доминантная окраска кроликов темная, шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков). 2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb; генотипы потомства первого поколения: AаBb. 3) Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл |
|