Контрольные работы по русскому языку для обучающихся с нарушением интеллекта 2 класс
Контрольные работы
по русскому языку
для обучающихся с нарушением интеллекта 2 класс
Составила: Жукова Наталья Павловна
Учитель высшей квалификационной категории
2025 г.
Пояснительная записка
Предлагаемый вашему вниманию контрольно-диагностический инструментарий целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы детьми с нарушением интеллекта. Контрольные работы составлены в соответствии с требованиями специальных программ.
Представленные в пособии контрольно-диагностические материалы могут быть полезны учителям начальных классов, учителям дефектологам, учителям–логопедам, педагогам-психологам, работающим как в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, так и в общеобразовательных учреждениях в специальных классах, классах инклюзивного образования.
Результаты анализа контрольных работ, выполненных учащимися 1х классов, помогут учителю своевременно принять меры для устранения наметившихся пробелов в знаниях и умениях детей, спланировать адекватную коррекционную и развивающую работу. Учитель-дефектолог, анализируя работы учащихся, имеет возможность выявить сбои в формирующихся умственных действиях и операциях и сможет построить мотивированный «обходной путь» для коррекции имеющихся нарушений в познавательной сфере ребенка. Педагог- психолог будет иметь возможность предложить конкретному ребенку индивидуальную программу личностного развития и эмоциональной поддержки ребенка и членов его семьи. Специалисты, входящие в состав школьного консилиума, смогут произвести корректировку индивидуального образовательного маршрута для ребенка.
Продолжительность выполнения контрольных заданий на уроке составляет 20–25 минут. Материал каждой части сборника четко структурирован и содержит требования образовательных программ к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по годам обучения, тексты контрольных работ, распределённые по учебным четвертям и список использованной литературы. Контрольные работы для обучающихся с нарушением интеллекта представлены в трёх вариантах. Первый вариант ориентирован на учеников, усваивающих в полном объёме образовательную программу; второй вариант контрольных заданий составлен для учеников, испытывающих трудности при овладении знаниями, умениями и навыками по учебным предметам; третий вариант заданий предложен для учащихся, не способных усвоить образовательную программу в полном объёме. Для обучающихся с умеренным нарушением интеллекта контрольные работы представлены в двух вариантах. Такая дифференцировка учебного материала отвечает современным требованиям коррекционного образования и позволит педагогам грамотно реализовать дифференцированный подход в обучении.
Программные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Контрольная работа по русскому языку. Входной срез
Цель работы: проверить умения:
различать звуки на слух и обозначать их буквами;
анализировать слова по звуковому и буквенному составу,
классифицировать их;
списывать строчные и прописные буквы;
составлять предложение с опорным словом и схему предложения.
Напиши буквы под диктовку: А Т У Д В О Ж Л М З
Спиши:
В саду растут вишни и малина. Дети собирают плоды( 9слов)
Составь схему первого предложения.
Сделай звуковой анализ слова малина.
4. Спиши слова и вставь пропущенные буквы: К…рица, бел…а, вол…
Какое слово лишнее? Подчеркни.
Напиши буквы под диктовку:
А Т У Д В О Ж Л М З
Спиши слова:
Сахар, хлеб, тарелка, слива.В слове сахар поставь ударение, раздели его на слоги.
Составь предложение со словом хлеб. Запиши его графически.
Напиши буквы под диктовку: А Т У О Л М З
Спиши слова:
КОШКА, ЛИСА, КОРОВА.
Подчеркни лишнее слово, определи в нём количество букв.
Составь графическую схему предложения: Наступила золотая осень.
2 класс.Контрольная работа по русскому языку за I четверть
Цель работы: проверить умения:
записывать слова по слуху;
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по слоговому составу;
писать строчные и прописные буквы;
составлять схему предложения;
различать твёрдые и мягкие согласные;
правильно оформлять предложение (большая буква, точка).
Запиши под диктовку предложения:
Утром в городе началась гроза. У Шурика болит голова. В нашем лесу живут волки.
(14 слов)
Подчеркни в словах мягкие согласные.
Составь схему третьего предложения.
Раздели слова на слоги во втором предложении, поставь ударение.
II вариант
Запиши под диктовку предложения:
У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта ива наша. (11 слов)
Задания:Подчеркни в словах твёрдые согласные.
Составь схему третьего предложения.
Раздели слова на слоги во втором предложении
Запиши под диктовку предложения:
Папа купил детям игрушки. Миша и Ната рады (8 слов)
Задания:Подчеркни в словах гласные.
Составь схему первого предложения.
Поставь ударение во втором предложении.
Контрольная работа по русскому языку за II четверть
Цель работы: проверить знания:
правил написании букв е, ю, я, ё; проверить умения:
писать под диктовку слова с буквами е, ё, ю, я;
составлять схему предложения;
делить слова на слоги;
ставить в словах ударение;
правильно оформлять предложение (большая буква, точка).
Диктант
Юля и Зоя гуляли на поляне. Они рвали землянику. Ягоды были спелые и вкусные.
Слова для справок: земляника.
Задания:Подчеркни слова, в которых есть буквы ю, я, е, ё.
Раздели на слоги слова во втором предложении. Поставь ударение.
Составь схему третьего предложения.
II вариантДиктант Мы ехали на поезде. Заяц ел капусту.
Подчеркни в словах буквы е, я.
(14 слов)
(7 слов)
Раздели на слоги слова заяц, капуста, ехали, поезд. Поставь в словах ударение.
Диктант У Юли юла. У Лёни зелёная ёлка.
Подчеркни красным карандашом буквы в словах ё, ю, я, е.
Раздели на слоги слова Юля, ёлка. Поставь в словах ударение.
Контрольная работа по русскому языку за III четверть
(7 слов)
Цель работы: проверить знания:
– правописания большой буквы в именах людей и кличках животных; проверить умения:
писать под диктовку слова;
правильно оформлять предложение (большая буква, точка);
писать под диктовку словарные слова и списывать слова с печатного образца, вставляя пропущенные буквы;
определять слова, обозначающие действия и предметы;
составлять схемы предложений.
Диктант
Петя и Миша плавают по реке на лодке. Они поют песни, ловят рыбу. На берегу ждёт пёс Шарик.
Слова для справок: ждёт.
Задания:Подчеркни слова, обозначающие действия.
Составь схему третьего предложения.
Диктант
Оля ставит на стол посуду. Кот Пушок сидит у стола.
Подчеркни слова, обозначающие действия.
Запиши под диктовку словарные слова корова, молоко, ворона.
Диктант
Во дворе ребята. Они сажают кусты и цветы.
Подчеркни слова, обозначающие предметы.
(18 слов)
(10 слов)
(8 слов)
Спиши словарные слова (печатный образец), вставляя пропущенные буквы
К…РОВА, М…Л…КО, В…Р…НА.
Контрольная работа по русскому языку за год
Цель работы: проверить умения:
писать слова по слуху;
правильно оформлять предложение (большая буква, точка);
анализировать слова по звуковому составу;
делить слова на слоги и ставить ударение;
выделять предлоги в предложении.
I вариант Диктант Новый друг
Зайка брёл уныло по лесу. Под кустом жила улитка. Она позвала зайчишку в гости. Она угостила его вкусными листочками. Зайка был рад.
(24 слова)
Слова для справок: угостила.
Задания:Подчеркни предлоги во всех предложениях.
Выполни звуковой анализ слова улитка.
Слова в третьем предложении раздели на слоги, поставь ударение в каждом слове.
Диктант
Дядя Петя купил мне удочку. Мы идём рыбачить на речку. Рядом бежит собака Жулька. Все ждут хорошего улова.
(18 слов)
Слова для справок: бежит, хорошего, Жулька.
Задания:Определи количество слогов, букв и звуков в слове Петя.
В первом предложении подчеркни гласные буквы в словах. Поставь ударение.
Во втором предложении подчеркни предлог.
чай.
III вариантДиктант
Родители пришли с работы. Мама купила вкусный торт. Все будут пить
(12 слов)
Задания:Определи количество слогов и букв в слове чай.
В первом предложении подчеркни гласные буквы в словах. Поставь ударение.