Программа коррекционно-логопедической работы для обучающихся с нарушением письма (2 класс)
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа является авторской, составлена на основе учебно-методических разработок следующих авторов:
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М. 2005
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. 2001
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль. 2006
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. 2008
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1997
При ежегодном обследовании обучающихся начальных классов выявляется группа учащихся с нарушениями письма, обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Большой процент среди таких нарушений занимает нарушение письма на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
У учащихся 2 классов на первый план выдвигаются нарушения чтения и письма, которые являются следствием недоразвития устной речи, т.е. вторичным дефектом. В ходе логопедического обследования установлено, что общая «смазанность», нечёткость произношения наблюдается как у занимавшихся, так и не занимавшихся ранее с логопедом учащихся с недоразвитием речи; фиксируется недоговаривание окончаний, неправомерное редуцирование слогов. Обследование фонематического восприятия обнаруживает, что большинство учащихся испытывают затруднения при выделении заданных звуков, определении их числа и последовательности в слове, а так же при воспроизведении структурно- сложных слов и дифференцировании звуков, отличающимися тонкими акустико-артикуляционными признаками. Неполноценность звуковой стороны речи сочетается с недоразвитием лексико-грамматических средств языка. Имеющийся лексический запас достаточен только для обиходного общения, однако при изменении условий коммуникации (учебная ситуация) выявляется ряд погрешностей в речи, которые не позволяют ученику полноценно усваивать программу общеобразовательной школы.
Итак, учащиеся 2 классов допускают стабильные ошибки в процессе использования словарного запаса, грамматических категорий, синтаксических конструкций. Дети с трудом осваивают новую лексику (особенно слова, обозначающие абстрактные понятия), учебные термины, сложные синтаксические конструкции. Всё это, а так же недостаточная актуализация языковых средств (при определённой их ограниченности) создают трудности на пути к овладению принятой в школе речевой (дидактической) коммуникацией и учебными понятиями.
В процессе обучения у учеников формируют монологическую, контекстную речь. Однако её развитие протекает своеобразно и замедленно на фоне недоразвития внутреннего программирования, синтаксического структурирования связного текста, а так же определённых трудностях адекватного использования лексико-грамматических средств языка.
Таким образом, в ходе логопедических занятий осуществляется восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование коммуникативной и обобщающей функции речи. Однако такого рода общение возможно только при определённой организации процесса обучения. Поэтому, в течение всего периода занятий, коррекционные упражнения нужно предъявлять в форме заданий, выполнение которых требует от детей активной мыслительной деятельности.
Именно в этих условиях происходит развитие регуляторного звена собственной речи ребёнка и его поведения, как общего, так и речевого (произвольность в общении), когнитивных способностей, произвольности в подборе языковых средств и адекватности использования их в процессе учебной работы.
Общая характеристика курса
Цель программы:
Коррекция нарушений устной и письменной речи и формирование речевой и коммуникативной компетенции.
Задачи:
1.Формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
2. Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико- артикуляционным свойствам звуки.
3. Обогащение словарного запаса.
4. Развитие навыков самоконтроля.
5.Использование методов двигательной коррекции.
6. Формирование и развитие связной выразительной речи.
Нарушения письма приводят к стойким трудностям обучения и отрицательно влияют на полноценное развитие личности учащихся младших классов, поэтому необходимо выявлять своевременно нарушения письменной речи, уделять внимание детям, имеющим заключения ОНР и ФФН. В течение дошкольной подготовки, первого класса эти проблемы компенсируются логопедическими занятиями. Однако при увеличении учебной нагрузки и темпе обучения, усложнения содержания, введении новых видов письменной и устной деятельности проблемы, возникшие ранее в дошкольном возрасте, проявляются в новом качестве - в виде нарушения письма и чтения.
Для детей этой группы характерны следующие специфические ошибки: пропуск букв и слогов, добавление букв и слогов, перестановки букв, нарушение в обозначении границ предложений, слитное и раздельное написание слов. Учащиеся не могут правильно определить количество и последовательность звуков, слогов в словах, слов в предложениях; выделить законченные в смысловом отношении единицы речи и др. В основе данных ошибок, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова — на слоги, слоги — на фонемы.
Работа ведётся по этапам:
Диагностический – классификация ошибок в письме, проводить сопоставление нарушений письма с временными трудностями на начальных этапах обучения.
Определение основных направлений, содержания, методов и приёмов коррекционно- логопедической работы по преодолению недостатков письма с учётом механизма нарушений.
Коррекция звукопроизношений и фонематического восприятия. Упрочнение звуко- буквенных связей.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Формирование лексико- грамматического строя речи.
Мониторинг успешности прохождения курса коррекции.
Параллельно ведётся работа по формированию понимания текста, коррекции нарушений зрительного восприятия, нормализации функционирования подкорковых структур, улучшения мозгового кровообращения, снятие тонических нарушений, повышения работоспособности, кроме того формируются навыки произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений.
Место коррекционно-логопедической работы
в образовательном процессе.
Программа рассчитана на 58 часов из расчёта 2 часа в неделю. Предполагается начать с 15 сентября и закончить 15 мая (29 учебных недель)
Контроль осуществляется в форме выполнения работ с деформированным текстом, слуховых, графических диктантов.
Формы организации учебной деятельности - фронтальная.
Описание ценностных ориентиров
содержания коррекционно-логопедической работы.
Содержание программы направлено на формирование положительного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека.
Определённая организация процесса коррекции создаёт условия развития регуляторного звена собственной речи ребёнка и его поведения, как общего, так и речевого (произвольность в общении), когнитивных способностей, произвольности в подборе языковых средств и адекватности использования их в процессе учебной работы.
Включение в программу методов двигательной коррекции позволяет: развить навыки произвольности, повышения уровня психической активности и работоспособности школьников. Упражнения разработаны на каждый день, поэтому учитель- логопед работает в команде с учителем начальных классов, чьи дети проходят курс коррекции. Упражнения проходят в рамках урока- занятия. Кроме того они формируют навыки самоконтроля, саморегуляции, внимание, память, пространственные представления. Комплекс разработан на основе принципа непрерывности (главное условие), от простого к сложному. Важно, чтобы движения и приёмы точно выполняли и педагоги и учащиеся.
Логопедические занятия являются средством развития высших психических функций, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся. Успехи в обучении способствуют социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
овладение навыками внимательного и уважительного отношения к мнению сверстников;
адекватное понимание причины успеха/неуспеха в работе;
знание основных правил поведения на уроке;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью;
понимание того, что письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
Метапредметные результаты:
умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации произведений (деление текста на части, составление плана и др.);
использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
умение составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов.
Предметные результаты:
умение находить, сравнивать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, член предложения, простое предложение;
умение контролировать свои действия, проверять написанное;
определять в словах место и последовательность звуков: гласных и согласных;
определять количество звуков в словах, слогов в словах;
определять ударные и безударные гласные, слоги;
графически обозначать звуки, слоги и слова;
производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;
определять количество, последовательность и место слов в предложении, предложений в тексте;
строить связное высказывание; точно и четко формулировать мысли; отбирать языковые средства, для построения высказывания (передача содержания текста, сюжетной картины).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса.
Обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
признаки гласных и согласных звуков;
Обучающиеся должны уметь:
дифференцировать звуки по способу образования;
производить простые и сложные формы звукового анализа;
устанавливать связь между звуковой формой слова и его лексическим значением;
составлять предложения;
задавать вопросы по содержанию предложения, текста;
выделять изученные орфограммы;
пересказывать прочитанный, воспринятый на слух текст;
ориентироваться в учебной ситуации;
полноценно участвовать во фронтальной работе и в паре;
ответственно относится к результатам своей коррекционной работы;
осознавать сильные и слабые стороны, освоить «технологию успеха и достижений».
Содержание курса
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза
Звуки и буквы. Строение и функции речевого аппарата. Звук. Гласные и согласные звуки. Дифференциация по способу образования. Дифференциация понятий звук и буква. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Вычленение 1го и последнего звука из слова: а) вычленение 1го ударного гласного из слова; б) вычленение 1го согласного из слова; в) определение конечного согласного в слове; г) определение места звука в слове. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове).
Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных. Согласные только твердые. Согласные только мягкие.
Обозначение мягкости с помощью «Ь» знака. «Ь» знак на конце слов. «Ь» знак в середине слова. Работа с деформированными словами с пропущенной буквой.
Обозначение мягкости с помощью гласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда (А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е). Закрепить навык употребления гласных букв после твердых и мягких согласных. Анализ слов паронимов (ЛУК – ЛЮК). Связь между звуковой формой слова и лексическим значением. Работа с деформированным текстом (пропущенная буква, слог, слово).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза
Слог и слово. Звук. Гласные и согласные звуки. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов. Типы слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных). Составление графических схем слов. Подбор слов к соответствующим схемам. Перенос слов. Анализ слов различной слоговой структуры.
Ударение. Ударные и безударные гласные. Словарные слова. Ударение в словах с различным количеством слогов. Схемы слого-ритмической структуры слова. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. Подбор слов по заданной схеме. Правописание безударных гласных. Способы проверки безударных гласных. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Работа со словарными словами. Дифференциация словарных слов и слов, проверяемых ударением.
Работа по развитию языкового анализа и синтеза
Предлоги. Уточнение пространственных представлений. Ознакомление с условным обозначением предлогов (схемы). Работа с предлогами С, ИЗ, В, НА, и др. Графическое изображение предлогов. Формирование навыка раздельного написания предлогов со словами.
Словосочетание. Уточнение понятия: словосочетание, главное и зависимое слово. Подбор словосочетания по данной схеме. Дифференциация словосочетания и предложения на слух и при самостоятельном чтении.
Предложение. Уточнение понятия: предложение. Границы предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонационная законченность предложения. Виды предложений по интонации (вопросительное, повествовательное, невосклицательное). Определение количества слов в предложении. Составление предложения из набора слов. Самостоятельное придумывание предложения по картинке или заданной теме. Составление предложения по опорным схемам. Составление графических схем предложения. Согласование слов в предложении. Работа с деформированным предложением (деление предложения на отдельные слова).
Текст. Уточнение понятия: текст. Работа с текстом. Работа с деформированным текстом. Деление текста на предложения.
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза
Звуки и буквы. Строение и функции речевого аппарата. Звук. Гласные и согласные звуки. Дифференциация по способу образования. Дифференциация понятий звук и буква. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Вычленение 1го и последнего звука из слова: а) вычленение 1го ударного гласного из слова; б) вычленение 1го согласного из слова; в) определение конечного согласного в слове; г) определение места звука в слове. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове).
Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных. Согласные только твердые. Согласные только мягкие.
Обозначение мягкости с помощью «Ь» знака. «Ь» знак на конце слов. «Ь» знак в середине слова. Работа с деформированными словами с пропущенной буквой.
Обозначение мягкости с помощью гласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда (А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е). Закрепить навык употребления гласных букв после твердых и мягких согласных. Анализ слов паронимов (ЛУК – ЛЮК). Связь между звуковой формой слова и лексическим значением. Работа с деформированным текстом (пропущенная буква, слог, слово).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза
Слог и слово. Звук. Гласные и согласные звуки. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов. Типы слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных). Составление графических схем слов. Подбор слов к соответствующим схемам. Перенос слов. Анализ слов различной слоговой структуры.
Ударение. Ударные и безударные гласные. Словарные слова. Ударение в словах с различным количеством слогов. Схемы слого-ритмической структуры слова. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. Подбор слов по заданной схеме. Правописание безударных гласных. Способы проверки безударных гласных. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Работа со словарными словами. Дифференциация словарных слов и слов, проверяемых ударением.
Работа по развитию языкового анализа и синтеза
Предлоги. Уточнение пространственных представлений. Ознакомление с условным обозначением предлогов (схемы). Работа с предлогами С, ИЗ, В, НА, и др. Графическое изображение предлогов. Формирование навыка раздельного написания предлогов со словами.
Словосочетание. Уточнение понятия: словосочетание, главное и зависимое слово. Подбор словосочетания по данной схеме. Дифференциация словосочетания и предложения на слух и при самостоятельном чтении.
Предложение. Уточнение понятия: предложение. Границы предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонационная законченность предложения. Виды предложений по интонации (вопросительное, повествовательное, невосклицательное). Определение количества слов в предложении. Составление предложения из набора слов. Самостоятельное придумывание предложения по картинке или заданной теме. Составление предложения по опорным схемам. Составление графических схем предложения. Согласование слов в предложении. Работа с деформированным предложением (деление предложения на отдельные слова).
Текст. Уточнение понятия: текст. Работа с текстом. Работа с деформированным текстом. Деление текста на предложения.
Работа по развитию связной речи
Связная речь. Выяснение и пополнение объёма словарного запаса (слова-«приятели», слова-«неприятели»). Многозначные слова. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа из деформированных предложений. Составление рассказа по плану. Составление рассказа по началу и концу. Рассказы по опорным словам, картинкам, по сюжетной картине (сущ., глаголы). Рассказы-описания по схемам.
.
7.Тематическое планирование с основными видами деятельности и планируемыми результатами
Тема |
Количество часов |
Виды деятельности, контроль |
Требования к результатам |
Вводное занятие. |
1 |
Слушают учителя. Строят понятные для ученика высказывания. Работают, используя раздаточный материал. Знакомятся с артикуляционным аппаратом с опорой на зеркала и схему. Упражнения первого блока комплекса двигательной коррекции. Дыхательные: упр. «вдох- выдох». Растяжка: упр. «Тянемся к солнышку». Равновесие- «Равновесие». Межполушарное взаимодействие- « Рисование двумя руками». Произвольность – «Подвигаем глазами» |
Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. П. построение высказывания в устной речи, умение слушать других учеников. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Слова звучат. Природа звуков. |
1 |
На основе решения проблемной ситуации подходят к теме занятия. На основе исследования природы звуков делают вывод: какие бывают звуки. Упр. «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Тянемся к солнышку», « Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазами». |
Р. Принимать учебную задачу урока, рефлексия способов и условий действий. Использовать речь для регуляции своего действия. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л.Самооценка на основе успешной деятельности |
Звучащее слово- следование одних звуков за другими. |
2 |
На основе упражнения «Говорящий клювик» и демонстрации звуковой линейки учащиеся подходят к теме занятия. Воспринимают звуки по длительности звучания. Работают с отгадками, звуковыми часами. На основе наблюдений делают вывод: звуки в слове можно выделить. Выполняют графический диктант. Упр. «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрёстное марширование», «Подвигаем глазами и подышим». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Звуковой анализ слова |
1 |
Участвуют в звуковой разминке. Предлагают работу над звуком, выбирают игру «Клавиатура», делают вывод- слово можно разбить на звуки (выбираются слова, где произношение не разнится с написанием), каждый звук занимает своё место. Вспоминают – обозначение звуков фишками. Выполняют тренировочные упражнения. Упражнения двигательной коррекции «Свеча», «Потягивание», «Ласточка», «Перекрёстное марширование», «Подвигаем глазами» |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось |
Гласные звуки и буквы пройденные в классе. |
2 |
На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Опираясь на имеющийся опыт, дают характеристику группе звуков. Выделяют гласные из потока других звуков. Работают с картой «Буквограда», выполняют упр. с мячом. Работают с деформированным текстом. Упр. «Китайский болванчик», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрёстное марширование», «Подвигаем глазами». 2 урок «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим» |
Р. Постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено. Сопоставление способа действия и его результата. П. Анализ и синтез- выбор критериев для сравнения. Построение доказательства. Учебное сотрудничество с учителем. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Деление слов на слоги |
2 |
Учитель предлагает решить проблемную ситуацию, обыгрывает её. Дети делают вывод и определяют тему занятия. Знакомятся со страной Златоустией, принцем Ударением, помощником Скачущим карандашиком. Составляют слова из слогов, выполняют упражнения. Знакомятся с открытыми и закрытыми слогами. Придумывают слова с парными гласными. Выполняют контрольные задания по инструкции. Упражнения двигательной коррекции. «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «подвигаем глазами и подышим» 2урок. «Перекат», «Упрямая шея», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». |
Р. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя – логопеда. - Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). - В сотрудничестве с учителем – логопедом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. - Обозначать условным знаком открытый и закрытый слог. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Согласные звуки, пройденные в классе, буквы их обозначающие. |
1 |
На основе предлагаемого учителем- логопедом задания определяют тему занятия. Предлагают алгоритм действий с согласными звуками, игры, опираясь на имеющийся опыт. Работают по словарю, определяют лексическое значение слов. Производят звуковые схемы, опираясь на карту «Буквограда» Работают с деформированным текстом. Упражнения двигательной коррекции. «Перекат», «Упрямые ручки», «Памятник», Перекрёстное марширование», «Подвигаем глазами». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Твёрдые и мягкие согласные |
2- 5 в зависимости от степени коррекции |
На основе исследования, предложенного учителем, определяют, с какими звуками предстоит работа. Отработка твёрдости- мягкости в слогах. Диктант слогов. Работа со словами типа мал- мял, уточнение лексического значения, составление предложений. Работа с деформированным текстом. Упражнения двигательной коррекции. «Перекат», «Упрямые шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки». Закончили первый блок упражнений. 2 урок. «Счёт на выдохе», «Тянемся к солнышку», « Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазами» |
Р. Постановка учебной задачи на основании того, что уже известно. Составление плана и последовательности действий. П. Использование общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. Использовать речь для регуляции своего действия. Л. Адекватная мотивация. |
Звонкие и глухие согласные |
1 |
На основе решения проблемной ситуации определяют с какой группой звуков нужно построить работу. Предлагают алгоритм действий, под руководством учителя. Работают с картинным материалом, анализируют, делая выводы. Работают с деформированным текстом. Пишут под диктовку. Упражнения двигательной коррекции. «Счёт на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка- лошадка- свеча», «Подвигаем глазами» |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[п]-[п`] |
1 |
На основе анализа первых звуков отгадок, подходят к теме занятия. Дают характеристику звукам. Работают с картинным материалом: определяют место звука в слове, делают выбор звуковой схемы, оговаривают условия выбора. Участвуют в игре: «Пальчики в гостях у букв». Дают звуковую характеристику слову, работают с чистоговоркой, графическая запись предложений. Упражнения двигательной коррекции. «Счёт на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка- лошадка- свеча», «Подвигаем глазами» |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось |
[б]-[б`] |
1 |
На основе упражнения «Доскажи словечко» подходят к теме занятия. Дают характеристику звукам. Работают с картинным материалом: определяют место звука в слове, делают выбор звуковой схемы, оговаривают условия выбора. Участвуют в игре: «Пальчики в гостях у букв». Работают со словарём. Работают по инструкции, основанной на звуковом анализе слова. Составляют предложения, записывают с орфографическим проговариванием. Упражнения двигательной коррекции. «Счёт на выдохе», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка- лошадка- свеча», «Подвигаем глазами» |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось |
Дифференциация[п]-[б] |
1 |
На основе работы с картинками, анализа первых звуков в названиях изображений определяют тему. Дают сравнительную характеристику по артикуляции. Конструируют буквы из элементов. Работают по инструкции со слоговыми таблицами, цифровым рядом. Пишут графический диктант, работают с деформированным текстом. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка- лошадка- свеча», «Подвигаем глазами» |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[т]-[т`] |
1 |
На основе фонетической зарядки подходят к теме занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звукам. По инструкции работают со слоговыми таблицами. Участвуют в игре «Из Слогандии в Словандию», делают звуковой анализ, выполняют схему фишками, простукивают ритмический рисунок слова. Работают с пословицами. Участвуют в игре «Волшебники». Выполняют графический диктант. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Сорви яблоко», «Равновесие 1», «Графический диктант-2», «Вращение-1» |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. |
[д]-[д`] |
1 |
На основе работы с картинным материалом определяют тему занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звукам. По инструкции работают со слоговыми таблицами. Определение твёрдости- мягкости в коллективной работе и «про себя», учатся самоконтролю. Дают ответы на вопросы графической записью. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка- лошадка- свеча», «Подвигаем глазами» |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Умение вступать в диалог. |
Дифференциация[т]-[д] |
2 |
На основе анализа названий предложенных картинок составляют слово- анализируют, определяют место звуков в слове и подходят к теме занятия. Дают сравнительную характеристику с опорой на схему. Работают со словами паронимами. Проводят слуховой диктант. Участвуют в игре «Поймай мяч». Пишут под диктовку. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Сорви яблоко», «Равновесие 1», «Графический диктант-2», «Вращение-1» 2 урок. «Скороговорка на выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Конфетка- лошадка- свеча», «Подвигаем глазами» |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[к]-[к’] |
1 |
На основе фонетической зарядки подходят к теме занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звукам. По инструкции работают со слоговыми таблицами. Участвуют в игре «Логический поезд», «Волшебники», «Живые звуки» (работа с прямыми и обратными слогами). Изложение текста по вопросам. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Сорви яблоко», «Равновесие 1», «Графический диктант-2», «Вращение-1» |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Умение объяснять свой выбор. |
[г]-[г’] |
1 |
Готовимся к уроку в последовательности заданном картинками на слайде. Упражнения «Светофор». На основе фонетической зарядки подходят к теме занятия. Предлагают алгоритм деятельности. Работа над текстом по инструкции. Игра «Из Слогандии в Словандию». Письмо с предварительным проговариванием. Работа с перфокартами. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Раскрашивание», «Подвигаем глазами» |
Р. Создавать алгоритм деятельности. Рефлексия способов и условий действий. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. Формулировать собственное мнение. Л. Уважительное отношение к другому мнению. |
Дифференциация [к]-[г] |
2 |
Организация рабочего места в последовательности заданном картинками на слайде. На основе отгадок и анализа начала слов определяют тему занятия. Дают характеристику звуков. Предлагают алгоритм работы. Работа с перфокартами, деформированным текстом. Упражнения двигательной коррекции. «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие- 2», «Раскрашивание», «Вращение-1» 2 урок «Скороговорка на выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Раскрашивание», «Подвигаем глазами». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[с]-[с’] |
1 |
Готовимся к уроку в последовательности заданном картинками на слайде. Упражнения «Светофор». На основе фонетической зарядки подходят к теме занятия. Предлагают алгоритм деятельности. Работа над текстом по инструкции. Игра «Из Слогандии в Словандию». Письмо с предварительным проговариванием. Работа с перфокартами. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Раскрашивание», «Подвигаем глазами» |
Р. Создавать алгоритм деятельности. Рефлексия способов и условий действий. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. Формулировать собственное мнение. Л. Уважительное отношение к другому мнению. |
[з]-[з’] |
1 |
На основе работы с картинным материалом определяют тему занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звукам. По инструкции работают со слоговыми таблицами. Определение твёрдости- мягкости в коллективной работе и «про себя», учатся самоконтролю. Дают ответы на вопросы графической записью. Упражнения двигательной коррекции. «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие- 2», «Раскрашивание», «Вращение-1» |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Умение объяснять свой выбор. |
Дифференциация [с]-[з] |
2 |
Разминка Упражнение «Да или нет», «Ритмический диктант» На основе выделения звуков, похожих по артикуляции, из предложенного ряда определяют с какими звуками пойдёт работа. Составляют алгоритм действий под руководством учителя. К звуковым схемам подбирают слова, если трудно с опорой на картинный материал. Игра «Пальчики в гостях у букв». Работа по словообразованию, заучивание скороговорки. Работа с текстом на основе использования сложной инструкции. Развитие самоконтроля - использование карточки- проверялки. 2 занятие по отработке правила- оглушение согласных на конце слова. Контроль- работа с деформированным текстом. Упражнения двигательной коррекции. «Скороговорка на выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Ласточка», «Раскрашивание», «Подвигаем глазами» 2 урок. «Дыхание с добором», «Дерево», «Равновесие- 2», «Раскрашивание», «Вращение-1» |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П. Осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Контрольный диктант |
1 |
Работа по использованию инструкции к тексту. Развитие саморегуляции и самоконтроля. |
Р. Принимать учебную цель и задачу. П.Использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
[ш] |
1 |
На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Предлагают алгоритм действий- коллективно приходят к единому решению- пути по которому пойдёт ход занятия. Игра «Из Слогандии в Словандию». Письмо с предварительным проговариванием. Работа с перфокартами. Упражнения двигательной коррекции. «Счёт на вдохе-- выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Равновесие-1», «Ухо- нос», «Глаз- язык» |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П. Осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[ж] |
1 |
На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Предлагают алгоритм действий- коллективно приходят к единому решению- пути по которому пойдёт ход занятия. Игра «Из Слогандии в Словандию». Письмо с предварительным проговариванием. Работа с перфокартами. Упражнения двигательной коррекции. «Счёт на вдохе-- выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо- нос», «Глаз- язык» |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Дифференциация [ш]-[ж] |
2 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. Игра «Светофор», «Ритмический диктант». На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Предлагают алгоритм действий- коллективно приходят к единому решению- пути по которому пойдёт ход занятия. Игра «Из Слогандии в Словандию». Письмо с предварительным проговариванием. Работа с деформированным текстом. 2 урок. Слуховой диктант. Упражнение на саморегуляцию «Шифровщики- разведчики». Рефлексия «Я так чувствую» Упражнения двигательной коррекции. «Счёт на вдохе-- выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Равновесие-1», «Ухо- нос», «Глаз- язык» 2 урок. «Счёт на вдохе-- выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо- нос», «Глаз- язык» |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Дифференциация [с]-[ш] |
2-3 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. Игра «Светофор», «Заветный мешочек». Выкладывание букв. По предложенной артикуляции определяют с какими звуками будет идти работа. Коллективно определяем алгоритм. Слуховой диктант «Раз- му, два- бе». Упражнение «Логический поезд». Заканчиваем предложение. Вспоминаем сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Зрительный диктант с самопроверкой. Рефлексия «Я так чувствую» Упражнения двигательной коррекции. «Счёт на вдохе-- выдохе-2», «Тянемся к солнышку», «Равновесие-1», «Ухо- нос», «Глаз- язык» 2 урок. Изложение по рассказу Л. Толстого «Саша» «Счёт на вдохе-- выдохе-2», «Замок», «Равновесие-1», «Ухо- нос», «Глаз- язык» 3 урок. Работа с пословицами. Объяснение смысла выражений. |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Дифференциация [з]-[ж] |
2 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на вдохе-1», «Релаксация-1», «Обведи контур», «Разные движения». 2 урок. Составление алгоритма дифференциации смешиваемых звуков. Работа по инструкции на звуковой анализ слов. Работа в парах по распространению предложений. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на вдохе-1», «Релаксация-1», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Соблюдать простейшие формы речевого этикета. |
Контрольный тест |
1 |
Работа с деформированным текстом. Н. Сладков «Деревья» |
Р. Принимать учебную цель и задачу. П.Использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
[р]-[р’] |
1 |
На основе работы с картинным материалом определяют тему занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звукам. По инструкции работают со слоговыми таблицами. Определение твёрдости- мягкости в коллективной работе и «про себя», учатся самоконтролю. Дают ответы на вопросы графической записью. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Умение вступать в диалог. |
[л]-[л’] |
1 |
На основе работы с картинным материалом определяют тему занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звукам. По инструкции работают со слоговыми таблицами. Определение твёрдости- мягкости в коллективной работе и «про себя», учатся самоконтролю. Дают ответы на вопросы графической записью. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Умение объяснять свой выбор. |
Дифференциация [л]-[р] |
1-2 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[ч] |
1 |
На основе работы с картинным материалом определяют тему занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звуку. Работа по инструкции на звуковой анализ слов. Преобразование слогов, слов, например ча- час-часто. Работа с текстом по одному из выбранных детьми варианту. Изложение текста. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Л. Установление связи между результатами учения и тем, что планировалось К. Осуществлять сотрудничество при выполнении учебных задач. |
[ч]-[с’] |
1 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-2», «Релаксация-2», «Рисуем обеими руками », «Маршировка». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[ч]-[т’] |
1 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[щ] |
1 |
На основе работы с фонематичекой зарядки определяют тему занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звуку. Работа по инструкции на звуковой анализ слов. Преобразование слогов, слов, например ша- шаг- шагать. Работа с текстом по одному из выбранных детьми варианту. Изложение текста. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-2», «Релаксация-2», «Рисуем обеими руками », «Маршировка». |
Р. Создавать алгоритм деятельности. Рефлексия способов и условий действий. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. Формулировать собственное мнение. Л. Уважительное отношение к другому мнению. |
[щ]-[с’] |
2 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». 2 урок. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-2», «Релаксация-2», «Рисуем обеими руками », «Маршировка». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[щ]-[ч] |
2 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом, с слоговыми рядами. Зрительный диктант. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». 2 урок. Изложение по вопросам. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-3», «Тряпичная кукла и солдат», «Двойной диктант», «Кулак- ладонь». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. . Осуществлять сотрудничество при выполнении учебных задач. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[ш]-[щ] |
1 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом, со слоговыми рядами. Зрительный диктант. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[ц] |
1 |
На основе работы с представленных картинок определяют тему занятия. Работают по карте Буквограда. Дают характеристику звуку. Работа по инструкции на звуковой анализ слов. Преобразование слогов, слов, например ша- шаг- шагать. Работа с текстом по одному из выбранных детьми варианту. Изложение текста. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-3», «Тряпичная кукла и солдат», «Двойной диктант», «Кулак- ладонь». |
Р. Создавать алгоритм деятельности. Рефлексия способов и условий действий. П. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. Формулировать собственное мнение. Л. Уважительное отношение к другому мнению. |
[ц]-[с] |
1 |
На основе анализа отгадок определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом, со слоговыми рядами. Зрительный диктант. Преобразование слов- игра «Волшебники». Работа по карточкам. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Разные движения». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению.. Л. Преодоление затруднений. |
[ц]-[т] |
1 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-3», «Тряпичная кукла и солдат», «Двойной диктант», «Кулак- ладонь». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.Осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. Умение вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
[ц]-[ч] |
1-2 |
По заданному алгоритму готовят рабочее место. На основе фонематической зарядки определяют тему занятия. Сравнительная характеристика звуков. Работа с цифровым рядом. Работа с деформированным текстом. Письмо под диктовку. Самопроверка: упр. «Возвращаемся назад» Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Колечки» (модификация). 2 урок. Изложение по вопросам. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-4», «Огонь и лёд», «Симметричный рисунок», «Колечки». |
Р. Целеполагание, на основе того, что уже известно. Сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном. П.Осознанное построение высказывания; выбор оснований для сравнения, подведение под понятие. К. . Осуществлять сотрудничество при выполнении учебных задач. Л. Самооценка на основе успешной деятельности. |
Итоговое занятие |
1 |
Организация рабочего места в порядке заданном картинками. Выполнение теста. Письмо под диктовку с использованием инструкции по самоконтролю. Упражнения двигательной коррекции. «Движение на выдохе-1», «Релаксация», «Обведи контур», «Колечки» (модификация). |
Р. Владеть алгоритмами деятельности при решении проблем различного характера. П.контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К. использовать речь для регуляции своего действия. Л. Преодоление затруднений. |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Литература.
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и наук Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
Пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей «Логопедическая работа в школе» О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук.- М.: Просвещение,2012.-176с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
Л.Н. Ефименкова, Корреция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение 1991
Журнал «Логопед» № 1, 4, 5 Работаем со школьниками. Глазунов Д.А., Элмазай А.Н. Сопровождение учебной деятельности методами двигательной коррекции 2015
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер лазерный.
Мультимедийные образовательные ресурсы:
Электронное пособие «В помощь логопеду. Логопедические упражнения» Выпуск 2. Изд. «Учитель» разработка, издание, 2010
Электронная версия Альбома пособия. Мир звуков. Изд. «Аркти», 2000
Учебно – практическое оборудование:
Набор предметных картинок.
Наборное полотно.
Демонстрационная звуковая линейка
Ивлиева Наталия Алексеевна