12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Л.В.18
1

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Одной из важных задач школьного образовательного процесса является диагностика достижений учащихся. Рост эффективности обучения напрямую связан с изменением качества оценки успехов детей.

В своей работе я использую различные методы, формы, способы измерения, и самый "видимый" показатель этого - портфолио, в который и попадают все работы ребенка. Портфолио - это способ накопления, фиксирования и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в различных видах деятельности (учебной, творческой, социально-коммуникативной) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Систематическая работа с детскими портфолио в начальной школе помогает мне, родителями и младшими школьниками решать важные задачи:

- своевременно отмечать успехи каждого учащегося;

- проследить индивидуальный рост успешности учащегося;

- формировать самооценку учащегося; - учить ребёнка добиваться решения поставленных задач.

Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а следовательно, и о назначении и функциях проверки. В образовательной системе сейчас происходит смещение акцентов с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими.

При составлении контрольно-диагностических заданий я учитываю ряд дидактических требований:

- задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников;

- построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности;

- ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и процесс решения, а также содержать отсылки к изученному ранее материалу.

Работа с контрольно-измерительными материалами является для меня хорошим инструментом для диагностики причин затруднений каждого ученика, позволяет эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредотачиваться.

Рассмотрим систему работы с контрольно-измерительными материалами в 3 классе на примере изучения предметной области "Математика". Класс работает по программе "Школа России".

В начале года, 10 сентября, проводится входящая проверочная работа (итоговая для 2 класса). Результаты работы заносятся в сводную таблицу и в "Таблицу индивидуальных достижений по математике" (хранится в портфолио ребенка). На основании сводной таблицы по классу я определяю темы, требующие более глубокого повторения.

В процессе изучения темы я регулярно наблюдаю за усвоением учащимися изучаемого материала. Только систематически осуществляя проверку понимания детьми объяснений, проводимых учителем, усвоения новых знаний, уме­ний применять полученные знания в разных условиях. Постоянно отсле­живая ход формирования необходимых навыков, я смогу вовремя внести соответствующие коррективы в работу и устранить про­белы, обнаруженные в подготовке детей. Начиная изучать новую тему, дети ставят себе цели, которых достигнут, изучив тему. Цели записываем в "Тетрадь правил". Усвоение материала я контролирую в основном с помощью "Проверочных работ" автора С.И. Волковой. Дети выполняют работу за 5-7 минут в тетрадях на печатной основе. Проверка идет сразу же на уроке. Работу может проверять как сам автор, так и другой учащийся. Ребенок проверяет работу с помощью красного карандаша и оценивает работу, но не баллом, а цветом: зеленый - работа удалась, желтый - есть ошибки, красный - работа не выполнена. Результаты работ заносятся в "Таблицу индивидуальных достижений по математике". Так же пишутся самостоятельные и проверочные работы, которые проверяет учитель. Результаты вносятся в "Таблицу индивидуальных достижений по математике" и сравниваются с результатами самопроверки.

Так же хотелось бы отметить такой вид быстрой проверки, при котором задания составляют сами учащиеся. Этот вид работы стимулирует детей к внимательности, аккуратности в оформлении и стремлении сделать задание максимально интересным. Хотелось бы отметить, что даже "слабые" ученики с удовольствием составляют задания для других детей и в процессе составления дополнительно повторяют материал, что помогает им лучше усвоить тему.

В процессе изучения темы часть учащихся выражает желание изучить данную тему более глубоко. Ребята делают проектные работы по изучаемой теме, которые защищают перед классом. Проектная деятельность помогает мне работать с "сильными" учениками, но так же помогает "слабым" достигать успеха (хорошие и отличные отметки и одобрение классом хорошо выполненной работы).

В конце изучения темы проводится контрольная работа. Лучших результатов дети достигают, если за несколько дней до контрольной работы дать им задание "Придумай свою контрольную работу". Также проводится анализ достижения целей, поставленных при изучении данной темы - достигнута ли цель или надо дополнительно поработать. В конце года, 15 мая, проводится итоговая работа за весь год. Результаты работы заносятся в сводную таблицу и в "Таблицу индивидуальных достижений по математике". В конце года в "Таблице индивидуальных достижений по математике" видны достижения ребенка при изучении предметной линии "Математика". Можно сравнить его успехи при изучении различных тем.

Работа с контрольно-измерительными материалами и портфолио неразрывно связана с самоконтролем и самооценкой. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умением решать задачи, принятым нормам и образцам, на выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, а также на сформированность приемов взаимоконтроля и потребности в самоконтроле.

Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами, - конкретно – данными или существующими в сознании.

Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде.

Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом. В случае если не совпадает с образцом, ученик еще раз возвращается к условию задачи, анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления обучающихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки, обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.