Контрольно-измерительные материалы по теме «Общая экология»
Вариант 1
Цель: Инструкция: Критерии оценок: |
Оценка уровня результатов обучения в соответствии с рабочей программой. Работа состоит из 3 частей. В части «А» необходимо выбрать один правильный ответ из представленных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В части «В» надо ответить на поставленные вопросы. Полный, правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 2 балла. В части «С» надо выполнить практические задания. Все расчеты, таблицы, графики и т.д. записывайте на бланке ответов. Внимательно читайте задания. Выполните максимально возможное количество заданий. Если какое-либо задание вызвало затруднение, можно выполнить следующее, а затем вернуться обратно. Выполнив работу, обязательно проверьте правильность выполнения заданий. Время выполнения работы – 60 минут. |
«5» - 28-30 баллов «3» - 22-24 баллов «4» - 25-27 баллов «2» - 21 и менее баллов |
ЧАСТЬ А: Выберите один правильный ответ |
||
|
Наука, изучающая совокупность и структуру взаимосвязей между организмами и средой их обитания называется: а) биология б) экология в) зоология г) психология |
1 |
|
Раздел экологии, изучающий взаимоотношения в системе “человеческое общество – природа”, называют: а) социальная экология в) теоретическая экология б) прикладная экология г) общая экология |
1 |
|
Термин «экология» впервые был предложен: а) В.И. Вернадским б) Ч. Дарвиным в) Аристотелем г) Э. Геккелем |
1 |
|
Всевозможные влияния на организмы элементов неживой природы относят к: а) биологическим факторам в) экологическим факторам б) абиотическим факторам г) антропогенным факторам |
1 |
|
К средам жизни организмов не относится: а) антропогенная в) водная б) тела живых организмов г) наземно-воздушная |
1 |
|
Наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения. Это формулировка: а) закона толерантности в) закона оптимума б) закона ограничивающего фактора г) закона минимума |
1 |
|
Показатель, отражающий поголовье животных или количество растений на определенной территории: а) плотность б) численность в) прирост г) смертность д) рождаемость |
1 |
|
Зимняя спячка, при которой замедляются жизненные процессы, присущая некоторым видам растений и животных, относится к следующему виду адаптаций: а) поведенческие в) морфологические б) физиологические г) биохимические |
1 |
|
Борьба за пищевые ресурсы, свет, жизненное пространство относится к: а) мутуализму б) паразитизму в) конкуренции г) хищничеству |
1 |
|
Взаимодействие между елью и светолюбивыми травами, растущими под ней, является типичным примером: а) нейтрализма б) комменсализма в) протокооперации г) аменсализма |
1 |
|
Совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство, это: а) экосистема б) гидробионты в) биотоп г) популяция |
1 |
|
Биосфера-это: а) газовая оболочка Земли в) водная оболочка Земли |
1 |
|
Графическое изображение потерь энергии в цепях питания - это: а) биологическая пирамида в) египетская пирамида б) экологическая пирамида г) пирамида биомассы |
1 |
|
Автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических: а) консументы б) гетеротрофы в) продуценты г) редуценты |
1 |
|
Консументы в экосистеме: а) потребляют готовые органические вещества б) производят органическое вещество в) разлагают остатки органических веществ г) преобразуют солнечную энергию |
1 |
|
Определите правильно составленную пищевую цепь: а) семена ели – ёж – лисица – мышь б) лисица – ёж – семена ели – мышь в) мышь – семена ели – ёж – лисица г) семена ели – мышь – ёж – лисица |
1 |
Часть B: Ответьте на вопросы |
||
1. |
Что такое биотоп? |
2 |
2. |
О чем говорит правило десяти процентов? |
2 |
3. |
Может ли существовать экосистема, состоящая только из зайцев, перепелок, бабочек и волков? Ответ обоснуйте. |
2 |
Часть С: Выполните практические задания |
||
1. |
Распределите перечисленные факторы среды по трем группам (абиотические, биотические, антропогенные): хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды. |
2 |
2. |
Составьте пищевую цепь: фитопланктон – … – … – … – медведь. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один медведь, весом в 300 кг. Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня. |
3 |
3. |
Для изучения численности огненных саламандр их фотографируют, а не метят, так как размер и рисунок пятен у каждой саламандры особенный. Поймали, сфотографировали, а затем выпустили на прежнее место 30 саламандр. Через сутки снова поймали 30 саламандр, среди них было 15, сфотографированных ранее. Определите число саламандр в популяции на момент исследования. Метод мечения и повторного отлова T/N = R/C, где N – общая численность популяции, T – число меченых экземпляров в первый раз, R – количество меченых экземпляров повторно, C – общее количество экземпляров, выловленных повторно. |
3 |
Контрольно-измерительные материалы по теме «Общая экология»
Вариант 2
Цель: Инструкция: Критерии оценок: |
Оценка уровня результатов обучения в соответствии с рабочей программой. Работа состоит из 3 частей. В части «А» необходимо выбрать один правильный ответ из представленных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В части «В» надо ответить на поставленные вопросы. Полный, правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 2 балла. В части «С» надо выполнить практические задания. Все расчеты, таблицы, графики и т.д. записывайте на бланке ответов. Внимательно читайте задания. Выполните максимально возможное количество заданий. Если какое-либо задание вызвало затруднение, можно выполнить следующее, а затем вернуться обратно. Выполнив работу, обязательно проверьте правильность выполнения заданий. Время выполнения работы – 60 минут. |
«5» - 28-30 баллов «3» - 22-24 баллов «4» - 25-27 баллов «2» - 21 и менее баллов |
ЧАСТЬ А: Выберите один правильный ответ |
||||||||||||||||||||
|
Прикладная экология - это раздел экологии, изучающий: а) биоценозы в) популяции б) тропические леса г) практические вопросы охраны среды |
1 |
||||||||||||||||||
|
Экологию, изучающую общие закономерности организации жизни на Земле, называют: а) общей б) прикладной в) социальной г) глобальной д) теоретической |
1 |
||||||||||||||||||
|
Учение о биосфере разработал: а) И.П. Павлов б) В.И. Вернадский в) Ч. Дарвин г) К. Линней д) Ж.Б. Ламарк |
1 |
||||||||||||||||||
|
Всевозможные влияния, которые испытывает живой организм со стороны окружающих его живых существ, относятся к: а) экологическим факторам в) биотическим факторам б) абиотическим факторам г) антропогенным факторам |
1 |
||||||||||||||||||
|
Только в водной среде стало возможным: а) удлинение тела организмов б) появление пятипалых конечностей в) возникновение фильтрационного типа питания г) усвоение организмами солнечного света |
1 |
||||||||||||||||||
|
Закон оптимума означает следующее: а) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума б) любой экологический фактор оптимально воздействует на организмы в) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды |
1 |
||||||||||||||||||
|
Главным ограничивающим фактором расселения экосистем высоких широт, пустынь и высокогорий являются: а) биотические факторы в) антропогенные факторы б) химические факторы г) абиотические факторы |
1 |
||||||||||||||||||
|
Приспособительные реакции организмов называются: а) толерантность б) гомеостаз в) паразитизм г) адаптация |
1 |
||||||||||||||||||
|
Взаимодействие между видами, при котором один из них извлекает пользу, а другому эти отношения безразличны: а) мутуализм б) аменсализм в) комменсализм г) протокооперация |
1 |
||||||||||||||||||
|
Хищники в сообществах выполняют следующую роль: а) увеличивают количество жертв в) не оказывают никакого влияния на численность жертв б) сокращают количество жертв г) регулируют численность и состояние популяции жертв |
1 |
||||||||||||||||||
|
Показатель, обозначающий количество особей вида на единицу площади, называется: а) плотность популяции в) обилие популяции |
1 |
||||||||||||||||||
|
Экологическая ниша – это: а) совокупность условий существования популяции |
1 |
||||||||||||||||||
|
Система живых организмов и окружающих их неорганических компонентов, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ: а) биоценоз б) экосистема в) биом г) биотоп |
1 |
||||||||||||||||||
|
Организмы, окончательно разлагающие органическое вещество до неорганического, называются: а) фитоценозы б) гетеротрофы в) эндемики г) редуценты д) автотрофы |
1 |
||||||||||||||||||
|
К продуцентам относятся: а) птицы б) животные в) хищники г) растения д) рыбы |
1 |
||||||||||||||||||
|
Определите правильно составленную пищевую цепь: а) леопард – газель – трава |
1 |
||||||||||||||||||
Часть B: Ответьте на вопросы |
||||||||||||||||||||
1. |
Что такое биоценоз? |
2 |
||||||||||||||||||
2. |
Назовите тип отношений, сложившийся между следующими организмами: а) рыба прилипала – акула; б) лось – белка; в) человек – кровососущий комар |
2 |
||||||||||||||||||
3. |
Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая это тем, что свежая трава будет расти лучше. Экологи, напротив, утверждают, что этого делать нельзя. Почему? |
2 |
||||||||||||||||||
Часть С: Выполните практические задания |
||||||||||||||||||||
1. |
Заполните таблицу:
|
2 |
||||||||||||||||||
2. |
Составьте пищевую цепь, одним из звеньев которой будет щука. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг. Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня. |
3 |
||||||||||||||||||
3. |
Для определения численности карпа в небольшом пруду гидробиологи с помощью сети отловили 50 экземпляров и пометили их краской, выпустили обратно в пруд. Через 24 часа снова отловили 50 экземпляров, среди которых оказалось 20 меченых. Рассчитайте численность популяции карпа в этом пруду на данный промежуток времени. Метод мечения и повторного отлова T/N = R/C, где N – общая численность популяции, T – число меченых экземпляров в первый раз, R – количество меченых экземпляров повторно, C – общее количество экземпляров, выловленных повторно. |
3 |
Модельные ответы
Вариант №1
ЧАСТЬ А: Выберите один правильный ответ |
баллы |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||
б |
а |
г |
б |
а |
б |
б |
б |
в |
г |
г |
б |
б |
в |
а |
г |
до 16 |
|
Часть B: Ответьте на вопросы |
|||||||||||||||||
1. Биотоп – это место обитания биоценоза |
2 |
||||||||||||||||
2. Правило десяти процентов гласит о том, что при каждой передаче энергии с одного трофического уровня на другой теряется около 90% энергии, и только 10% переходит на следующий трофический уровень. |
2 |
||||||||||||||||
3. Экосистема, состоящая только из зайцев, перепелок, бабочек и волков, существовать е может, потому что в экосистеме должен постоянно осуществляться круговорот веществ, то есть в экосистеме должны присутствовать продуценты, консументы и редуценты. А все перечисленные виды относятся к одной группе – консументы. |
2 |
||||||||||||||||
Часть С: Выполните практические задания |
|||||||||||||||||
1. Абиотические: влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды. биотические: хищничество, паразитизм, конкуренция. антропогенные: вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого газа заводом. |
2 |
||||||||||||||||
2. Фитопланктон – зоопланктон – мелкая рыба – хищная рыба – медведь. 3000000кг – 300000кг – 30000кг – 3000кг - 300 кг. |
3 |
||||||||||||||||
3. 30/N = 15/30, 30*30/15=60 саламандр |
3 |
Вариант №2
ЧАСТЬ А: Выберите один правильный ответ |
баллы |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||
г |
а |
б |
в |
в |
в |
г |
г |
в |
г |
а |
г |
б |
г |
г |
г |
до 16 |
|
Часть B: Ответьте на вопросы |
|||||||||||||||||
1. Биоценоз – это исторически сложившееся сообщество разных видов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. |
2 |
||||||||||||||||
2. а) рыба прилипала – акула: нахлебничество (комменсализм); б) лось – белка: нейтрализм; в) человек – кровососущий комар: паразитизм (пищевые отношения) |
2 |
||||||||||||||||
3. Экологи против сжигания старой травы, потому что: - нарушается круговорот веществ, - погибает много живых организмов, - выделяются вредные вещества при сгорании, - пожароопасно. |
2 |
||||||||||||||||
Часть С: Выполните практические задания |
|||||||||||||||||
Таблица с примерами факторов |
2 |
||||||||||||||||
Планктон – мелкая растительноядная рыба – щука 800кг – 80 кг – 8 кг |
3 |
||||||||||||||||
50/N = 20/50, 50*50/20=125 шт. – численность карпа |
3 |
Дементьева Ирина Михайловна