Контрольно-измерительный материал для определения качества знаний и умений обучающихся по дисциплине «Биология»
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Радищевский технологический техникум»
Контрольно-измерительный материал
для определения качества знаний и умений
обучающихся ОГБПОУ РТТ
по учебной дисциплине
«Биология»
Профессии по перечню СПО: 35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы
23.01.03 Автомеханик
2017 г.
СОГЛАСОВАНО Председатель МК ___________ Бодрова М.В. Протокол № _____ «___» _______ 2017 г. |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ____________________ Муратова О.В. «___» _____________ 2017 г. |
Разработчик: Муратова Ольга Владимировна - преподаватель учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольно-измерительный материал по учебной дисциплине «Биология» разработан в соответствии с требованиям и предназначен для проверки качества знаний и умений обучающихся в рамках реализуемой образовательной программы на данном этапе обучения.
Контрольно-измерительный материал включает в себя:
1. Титульный лист.
3. Критерии оценок, позволяющие перевести количество набранных баллов и процентное отношение выполненных заданий в пятибалльную систему оценивания.
4. Перечень учебных элементов, вынесенных на контроль.
5. Тестовые задания.
6. Эталоны ответов.
7. Список литературы.
В содержание контрольно-измерительного материала включены наиболее значимые учебные элементы по дисциплине с учетом требований к уровню их усвоения.
Контрольно-измерительный материал по учебной дисциплине «Биология» разработан в 4-х вариантах, по ___14__ тестовых заданий в каждом.
Тестовые задания представлены в виде заданий закрытого (задания с выбором ответа, множественного выбора, альтернативных ответов, на различение, на восстановление соответствия) и открытого (на дополнение, свободного изложения) типа.
Шкала оценок:
Кол-во баллов |
Ку (коэффициент усвоения) |
Оценка |
31-34 |
от 0,91 до 1 |
5 (отлично) |
28-30 |
от 0,80 до 0,90 |
4 (хорошо) |
24-27 |
от 0,71 до 0,80 |
3 (удовлетворительно) |
до 24 |
0,7 |
2 (неудовлетворительно) |
Время на выполнение контрольных заданий – 45 минут.
Перечень учебных элементов, выносимых на контрольучебной дисциплине «Биология»
Наименование разделов, тем |
Наименование учебных элементов ( УЭ) |
Требования к результатам |
№№ заданий |
Тема 3 Основы генетики |
3.1.Основы учения о наследственности и изменчивости. |
Должен знать: генетическую терминологию и символику, основные особенности работы Менделя; Должен уметь: применять символику при решении генетических задач. |
В1-1, В2- 1,В3-1, В4-1 В1-2, В2- 2,В3-2, В4-2 В1-3, В2- 3,В3-3, В4-3 В1-4,В2- 4,В3-4, В4-4 В1-5, В2- 5,В3-5, В4-5 В1-6,В2- 6,В3-6, В4-6 В1-7, В2- 7,В3-7, В4-7 |
3.2 Законы генетики, установленные Г. Менделем. |
Должен знать: законы генетики; моногибридное скрещивание Должен уметь: решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание |
В1-1, В2- 1,В3-1, В4-1 В1-8, В2- 8,В3-8, В4-8 В1-9, В2- 9,В3-9, В4-9 В1-10,В2- 10,В3-10, В4-10 В1-11,В2- 11,В3-11, В4-11 |
Задания для проведения промежуточного контроля
по учебной дисциплине «Биология»
Профессия «Хозяйка (ин) усадьбы», «Автомеханик»
Инструкция для обучающихся:
На выполнение задания отводится 45 минут. Внимательно прочитайте задание. Выполняйте задание только вашего варианта и в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.
Если после выполнения всей работы у вас не останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Ответы оцениваются по пятибалльной шкале с учётом коэффициента усвоения знаний и умений.
Шкала оценок:
Кол-во баллов |
Ку (коэффициент усвоения) |
Оценка |
38-41 |
от 0,91 до 1 |
5 (отлично) |
32-37 |
от 0,80 до 0,90 |
4 (хорошо) |
28-31 |
от 0,71 до 0,80 |
3 (удовлетворительно) |
до 28 |
0,7 |
2 (неудовлетворительно) |
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Радищевский технологический техникум»
группа № __________ курс __
УД. «Биология»
Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________
№ |
Коли чество баллов |
Вариант 1 |
Для ответов |
||
Инструкция к заданиям № № 1,2: обведите кружком вариант ответа «да», если вы согласны с данными утверждениями, или «нет» - если не согласны. |
|||||
1 |
4 |
А) В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта посевного гороха, поэтому потомство, получаемое в таких внутривидовых скрещиваниях, было плодовито |
Да |
Нет |
|
Б) Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, т.е. сцеплено. |
Да |
Нет |
|||
В) Моногибридное скрещивание – скрещивание, в котором родительские особи отличаются друг от друга по двум изучаемым признакам. |
Да |
Нет |
|||
Г) Ген – участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка. |
Да |
Нет |
|||
Инструкция к заданиям №№ 1-5: выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа. |
|||||
2 |
1 |
АА - это... А) гомозиготный организм Б) неаллельные гены В) гетерозиготный организм |
|||
3 |
1 |
Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВВ? А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4 |
|||
4 |
1 |
Как обозначаются доминантные гены (ряд) А) А; В; С; Б) Р; В) F1 F2 F3; Г) а; в; с; |
|||
5 |
1 |
Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак) А) АА Х аа Б) Аа Х Аа В) аа Х аа Г) Аа Х аа |
|||
Инструкция к заданиям №№ 6-7: вместо многоточия вставьте пропущенные слова |
|||||
6 |
1 |
Способность организма приобретать новые признаки в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие) называется ... |
|||
7 |
1 |
Половые клетки несущие наследственную информацию называются … . |
|||
Инструкция к заданию № 8: установите соответствие между элементами столбцов |
|||||
8 |
5 |
Установите соответствие между генотипом растения гороха и его признаками если известно, что желтые гладкие семена – доминантные признаки: |
|
||
Признаки |
Генотип растения гороха |
||||
А. дает желтые гладкие семена Б. дает зеленые морщинистые семена В. Дает зеленые гладкие семена Г. Дает желтые морщинистые семена Д. дигетерозигота Е. Гомозигота доминантному признаку, по двум парам признаков Ё. гомозигота доминантному второму признаку Ж. гетерозигота по одной паре признаков З. Гомозигота по рецессивному признаку, по двум парам признаков И. Гомозигота по рецессивному признаку, по одной паре признаков |
1. аавв 2. АаВВ |
||||
III |
Решите задачи (задания №№ 9-11) |
||||
9 |
9 |
Скрестили рыжую и черную морских свинок. Все их потомки черные с рыжими пятнами. Напишите схему скрещивания. |
|||
10 |
7 |
Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? |
|||
11 |
10 |
У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготными по обоим признакам самцом? |
|||
41 |
ИТОГО: |
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Радищевский технологический техникум»
группа № __________ курс __
УД. «Биология»
Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________
№ |
Коли чество баллов |
Вариант 2 |
Для ответов |
||||||
Инструкция к заданиям № № 1,2: обведите кружком вариант ответа «да», если вы согласны с данными утверждениями, или «нет» - если не согласны. |
|||||||||
1 |
4 |
А) Горох – самоопыляющееся растение, т.е цветок защищён от случайного попадания посторонней пыльцы |
Да |
Нет |
|||||
Б) При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один аллель из каждой пары. |
Да |
Нет |
|||||||
В) Единица наследственности – хромосома, которая представляет собой участок гена. |
Да |
Нет |
|||||||
Г) Явление преобладания у гибрида признака одного из родителей, называется доминированием. |
Да |
Нет |
|||||||
Инструкция к заданиям №№ 1-5: выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа. |
|||||||||
2 |
1 |
Аа – это… А) гомозиготный организм Б) неаллельные гены В) гетерозиготный организм |
|||||||
3 |
1 |
Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВв? А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4 |
|||||||
4 |
1 |
Как обозначаются рецессивные гены (ряд) А) А; В; С; Б) Р; В) F1 F2 F3; Г) а; в; с; |
|||||||
5 |
1 |
Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 100 % растений с желтыми семенами (доминантный признак) А) АА Х аа Б) Аа Х Аа В) аа Х аа Г) Аа Х аа |
|||||||
Инструкция к заданиям №№ 6-7: вместо многоточия вставьте пропущенные слова |
|||||||||
6 |
1 |
Свойство организма передавать признаки из поколения в поколение называется … . |
|||||||
7 |
1 |
Организмы, которые в потомстве не дают расщепления называются … . |
|||||||
Инструкция к заданию № 8: установите соответствие между элементами столбцов |
|||||||||
8 |
5 |
Установите соответствие между генотипом растения гороха и его признаками если известно, что желтые гладкие семена – доминантные признаки: |
|||||||
Признаки |
Генотип растения гороха |
||||||||
А. дает желтые гладкие семена Б. дает зеленые морщинистые семена В. Дает зеленые гладкие семена Г. Дает желтые морщинистые семена Д. дигетерозигота Е. Гомозигота по доминантному признаку, по двум парам признаков Ё. гомозигота по доминантному признаку, по одной паре признаков Ж. гетерозигота по одной паре признаков З. Гомозигота по рецессивному признаку, по двум парам признаков И. Гомозигота по рецессивному признаку, по одной паре признаков |
1. ААВВ 2. ааВв |
||||||||
III |
Решите задачи (задания №№ 9-11) |
||||||||
9 |
9 |
При скрещивании растения ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки, с растением, имеющим белые цветки, все гибриды первого поколения будут иметь цветки розовой окраски. Напишите схему скрещивания. |
|||||||
8 |
7 |
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей? |
|||||||
9 |
10 |
Голубоглазая светловолосая женщина вышла замуж за кареглазого темноволосого мужчину, гетерозиготного по двум признакам. Какие дети могут родиться от этого брака. Если голубой цвет глаз рецессивный, темные волосы доминантный признак. |
|||||||
41 |
ИТОГО: |
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Радищевский технологический техникум»
группа № __________ курс __
УД. «Биология»
Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________
№ |
Коли чество баллов |
Вариант 3 |
Для ответов |
||
Инструкция к заданиям № № 1,2: обведите кружком вариант ответа «да», если вы согласны с данными утверждениями, или «нет» - если не согласны. |
|||||
1 |
4 |
А) Горох неприхотлив и имеет высокую плодовитость |
Да |
Нет |
|
Б) При скрещивании двух гомозиготных организмов, обладающих альтернативными признаками, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, т.е. будут единообразны по фенотипу |
Да |
Нет |
|||
В) Геномика – это наука о закономерностях и изменчивости. |
Да |
Нет |
|||
Г) Три пары хромосом, одинаковых у самца и самки, называются аутосомоми. |
Да |
Нет |
|||
Инструкция к заданиям №№ 1-5: выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа. |
|||||
2 |
1 |
Подавляемый (внешне исчезающий) признак. А) рецессивный Б) гомозиготный В) доминантный |
|||
3 |
1 |
Сколько типов гамет образует особь с генотипом ААВВ? А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4 |
|||
4 |
1 |
Как обозначаются гибриды разных поколений (ряд) А) А; В; С; Б) Р; В) F1 F2 F3; Г) а; в; с; |
|||
5 |
1 |
Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 75 % растений с желтыми и 25 % - с зелеными семенами (рецессивный признак) А) АА Х аа Б) Аа Х Аа В) аа Х аа Г) Аа Х аа |
|||
Инструкция к заданиям №№ 6-7: вместо многоточия вставьте пропущенные слова |
|||||
6 |
1 |
Совокупность генов которые организм получает от родителей называется … . |
|||
7 |
1 |
Участок молекулы ДНК (хромосомы) отвечающий за развитие какого-либо признака или нескольких признаков называется … . |
|||
Инструкция к заданию № 8: установите соответствие между элементами столбцов |
|||||
6 |
5 |
Установите соответствие между генотипом растения гороха и его признаками если известно, что желтые гладкие семена – доминантные признаки: |
|||
Признаки |
Генотип растения гороха |
||||
А. дает желтые гладкие семена Б. дает зеленые морщинистые семена В. Дает зеленые гладкие семена Г. Дает желтые морщинистые семена Д. дигетерозигота Е. Гомозигота по доминантному признаку, по двум парам признаков Ё. гомозигота по доминантному второму признаку Ж. гетерозигота по одной паре признаков З. Гомозигота по рецессивному признаку, по двум парам признаков И. Гомозигота по рецессивному признаку, по одной паре признаков |
1. АаВВ 2. Аавв |
||||
IV |
Решите задачи (задания №№ 9-11) |
||||
7 |
9 |
Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Напишите ход скрещивания. |
|||
8 |
7 |
Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? |
|||
9 |
10 |
У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска плодов – над желтой. Пользуясь генетическими формулами, напишите ход скрещивания: растение с красными округлыми плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве 25% растений дают красные округлые плоды,25% - красные грушевидные плоды,25%- желтые округлые плоды,25% - желтые грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов? |
|||
41 |
ИТОГО: |
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Радищевский технологический техникум»
группа № __________ курс __
УД. «Биология»
Ф.И.О. обучающегося _______________________________________________
№ |
Коли чество баллов |
Вариант 4 |
Для ответов |
|||
Инструкция к заданиям №№ 1-5: выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа. |
||||||
1 |
4 |
А) При постановке наружного скрещивания Мендель удалял тычинки, чтобы исключить возможность самоопыления. |
Да |
Нет |
||
Б) Во втором поколении гибридов появляются особи с доминантными и рецессивными признаками, причём их соотношение 3:1. |
Да |
Нет |
||||
В) Хромосомы расположены в генах в линейном порядке, т.е. друг за другом. |
Да |
Нет |
||||
Г) Аллели - это различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака. |
Да |
Нет |
||||
Инструкция к заданиям №№ 1-3: выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа. |
||||||
2 |
1 |
Подавляющий (преобладающий) признак: А) гомозиготный Б) рецессивный В) доминантный |
||||
3 |
1 |
Сколько типов гамет образует особь с генотипом Аавв? А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4 |
||||
4 |
1 |
Как обозначаются родители (ряд) А) А; В; С; Б) Р; В) F1 F2 F3; Г) а; в; с; |
||||
5 |
1 |
Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 100 % - с зелеными семенами (доминантный признак – зеленый цвет) А) АА Х аа Б) Аа Х Аа В) аа Х аа Г) Аа Х аа |
||||
Инструкция к заданиям №№ 6-7: вместо многоточия вставьте пропущенные слова |
||||||
6 |
1 |
Совокупность всех признаков и свойств организма называется … . |
||||
7 |
1 |
Организмы, которые в потомстве дают расщепления … . |
||||
Инструкция к заданию № 8: установите соответствие между элементами столбцов |
||||||
6 |
5 |
Установите соответствие между генотипом растения гороха и его признаками если известно, что желтые гладкие семена – доминантные признаки: |
||||
Признаки |
Генотип растения гороха |
|||||
А. дает желтые гладкие семена Б. дает зеленые морщинистые семена В. Дает зеленые гладкие семена Г. Дает желтые морщинистые семена Д. дигетерозигота Е. Гомозигота по доминантному признаку, по двум парам признаков Ё. гомозигота по доминантному признаку, по одной паре признаков Ж. гетерозигота по одной паре признаков З. Гомозигота по рецессивному признаку, по двум парам признаков И. Гомозигота по рецессивному признаку, по одной паре признаков |
1. АаВв 2. ААВв |
|||||
III |
Решите задачи (задания №№ 9-11) |
|||||
7 |
9 |
Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Напишите ход скрещивания. |
||||
8 |
7 |
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца? |
||||
9 |
10 |
Мать имеет свободную мочку уха (доминантный признак) и гладкий подбородок, а отец несвободную мочку уха и треугольную ямку на подбородке, а дочь те же признаки что и мать. Напишите возможные генотипы родителей и детей. |
||||
41 |
ИТОГО: |
Эталоны ответов на задания для входного контроля
по дисциплине «Биология»
Профессия «Автомеханик», «Хозяйка усадьбы»
№ |
Вариант 1 |
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
Да Да Нет Да |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
А |
|||||||||||||||||||||||||||
3 |
Б |
|||||||||||||||||||||||||||
4 |
А |
|||||||||||||||||||||||||||
5 |
Г |
|||||||||||||||||||||||||||
6 |
Изменчивость |
|||||||||||||||||||||||||||
7 |
Гаметы |
|||||||||||||||||||||||||||
8 |
А – 2 Б – 1 Ё – 2 Ж – 2 З – 1 |
|||||||||||||||||||||||||||
9 |
Дано: А- ген, контролирующий черный цвет морских свинок а- ген, контролирующий рыжий цвет морских свинок Решение: Р АА х а а чер рыж F Аа Аа Аа Аа ч-р ч-р ч-р ч-р |
|||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||
11 |
Дано: А - доминантный ген, контролирующий серую окраску тела дрозофиллы а - рецессивный ген, контролирующий желтую окраску тела дрозофиллы В – доминантный ген, контролирующий наличие щетинок на теле дрозофиллы в – рецессивный ген, контролирующий отсутствие щетинок на теле дрозофиллы
Найти: Определите генотипы членов семьи. Решение: Р ♂ Аа Вв х ♀ аа вв с.цв; щ ж.цв; б.щ Г АВ; Ав; аВ; а;в а;в
|
|||||||||||||||||||||||||||
Вариант 2 |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Да Да Нет Да |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
В |
|||||||||||||||||||||||||||
3 |
Г |
|||||||||||||||||||||||||||
4 |
Г |
|||||||||||||||||||||||||||
5 |
А |
|||||||||||||||||||||||||||
6 |
Наследственность |
|||||||||||||||||||||||||||
7 |
Гомозиготы |
|||||||||||||||||||||||||||
8 |
А – 1 В – 2 Е – 1 Ж – 2 З – 2 |
|||||||||||||||||||||||||||
9 |
Дано: А- ген, контролирующий пурпурный цвет цветков ночной красавицы а - ген, контролирующий белый цвет цветков ночной красавицы Решение: Р АА х а а пурп бел F Аа Аа Аа Аа роз роз роз роз |
|||||||||||||||||||||||||||
10 |
ИЛИ
|
|||||||||||||||||||||||||||
11 |
Дано: А – доминантный ген, контролирующий карий цвет глаз а – рецессивный ген, контролирующий голубой цвет глаз В – доминантный ген, контролирующий темный цвет волос в – рецессивный ген, контролирующий светлый цвет волос Найти: Определите генотипы членов семьи. Решение: Р ♀ аа вв х ♂ Аа Вв г.г; св.в к.г.;т.в Г а;в АВ; Ав; аВ; а;в
|
Вариант 3 |
|||||||||||||||||||
1 |
Да Да Нет Да |
||||||||||||||||||
2 |
А |
||||||||||||||||||
3 |
А |
||||||||||||||||||
4 |
В |
||||||||||||||||||
5 |
Б |
||||||||||||||||||
6 |
Генотип |
||||||||||||||||||
7 |
Ген |
||||||||||||||||||
8 |
А – 1 Г – 2 Ё – 1 Ж – 1 И – 2 |
||||||||||||||||||
9 |
Дано: А- ген, контролирующий нормальное состояние а - ген, контролирующий диабет Решение: Р Аа х А а зд зд F АА Аа Аа аа зд зд зд диаб |
||||||||||||||||||
10 |
ИЛИ
|
||||||||||||||||||
11 |
Дано: А – доминантный ген, контролирующий круглую форму плодов томата а – рецессивный ген, контролирующий грушевидную форму плодов томата В – доминантный ген, контролирующий красный цвет плодов томата в – рецессивный ген, контролирующий желтый цвет плодов томата Найти: Определите генотипы родителей. Решение: Р АА ВВ х аа вв кр.ф; крас.цв гр.ф; ж.цв Г АВ; Ав; аВ; а;в а;в
|
||||||||||||||||||
Вариант 4 |
|||||||||||||||||||
1 |
Да Да Нет Да |
||||||||||||||||||
2 |
В |
||||||||||||||||||
3 |
А |
||||||||||||||||||
4 |
Б |
||||||||||||||||||
5 |
В |
||||||||||||||||||
6 |
Фенотип |
||||||||||||||||||
7 |
Гетерозиготы |
||||||||||||||||||
8 |
А – 1, 2 Д – 1 Ё – 2 Ж - 2 |
||||||||||||||||||
9 |
Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Напишите ход скрещивания. Дано: А- ген, контролирующий полосатую окраску арбузов а - ген, контролирующий равномерную окраску арбузов Решение: Р Аа х А а полос полос F АА Аа Аа аа полос полос полос равн |
||||||||||||||||||
10 |
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
|
||||||||||||||||||
11 |
Дано: А – доминантный ген, контролирующий свободную мочку уха а – рецессивный ген, контролирующий не свободную мочку уха В – доминантный ген, контролирующий гладкий подбородок в – рецессивный ген, контролирующий треугольная ямка на подбородке Найти: Определите генотипы членов семьи. Решение: Р ♀ Аа Вв х ♂ аа вв св.м.у;гл.подб несв.м.у;тр.ямка Г АВ;Ав;аВ;ав ав
|
Литература:
Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый: учебник для 10-11 кл.7-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2011.-381
Разработчик: Муратова Ольга Владимировна – преподаватель биологии