Контрольно - измерительные материалы по дисциплине «Теория и устройство судна»
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА - ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СПО
Шифр дисциплины: ОП. 06.
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
по дисциплине Теория и устройство судна по специальности СПО
26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
Омск 2016
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
программы учебной дисциплины «Теория и устройство судна».
Организация-разработчик: Омский институт водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «СГУВТ», структурное подразделение СПО Омское командное речное училище имени капитана Евдокимова В.И.
Разработчик:
Борисенко Галина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рабочая программа рекомендована
Цикловой методической комиссией судомеханических и гидротехнических дисциплин
Протокол № 1 от «30» августа 2016 г.
Председатель ____________________ / Борисенко Г.В. /
Рассмотрена на Методическом совете
Протокол № _______ от «_____» ___________ 20_____г.
Утверждаю «_____» ___________ 20_____г.
Начальник учебно-методического отдела ________________ / Жердева Е.В. /
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Теория и устройство судна» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО
26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
У 1. |
применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести; |
З 1. |
основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы, национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств; |
З 2. |
маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов; |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции |
Показатели оценки результата |
Форма контроля и оценивания |
Уметь: |
||
У 1. определять объёмное водоизмещение по теоретическому чертежу ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Произведение расчетов и применение информации об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести. |
Практическая работа |
У 2. производить расчёт напряжений, возникающих в корпусных конструкциях при продольном изгибе и местных нагрузках ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Рациональность планирования и организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач Систематизировать национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств. Определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
Практическая работа |
У 3. использовать правила пользования теоретическими кривыми (строевыми по шпангоутам и ватерлиниям, кривой водоизмещения, грузовым размером и масштабом Бонжана), определение положения центра тяжести и центра величины ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Практическая работа, домашняя работа |
|
У 4. производить расчёт осадки судна при приёме и снятии груза и переходе из пресной воды в солёную |
Контрольная работа |
|
У 5. посадка судна; определение положения метацентра; расчеты остойчивости, правила построения диаграмм статической и динамической остойчивости ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
Контрольная работа |
|
У 6. подбор тросов, цепей, якорей и стопоров по характеристике снабжения определение мощности главных двигателей и расчёт скорости судна ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Практическая работа |
|
Знать: |
||
З 1 общее устройство судна, расположение судовых помещений |
Определять основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы. |
Домашняя работа |
З 2 общую и местную прочность, максимальные напряжения в связях корпусных конструкций |
Описывать маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов |
Практическая работа, домашняя работа |
З 3 конструкцию корпуса, палуб, платформ и переборок, надстроек и рубок, МКО и оконечностей; |
Тестирование |
|
З 4 судовые устройства и системы |
Тестирование |
|
З 5 вооружение судна: тросы, цепи, якоря; мачты; сигнальные и спасательные средства; |
Тестирование |
|
З 6 геометрию корпуса судна, главные размерения и коэффициенты полноты, определение площадей и объёмов по теоретическому чертёжу, посадка судна; уравнение плавучести, составляющие водоизмещения, теоретические кривые теоретического чертежа, изменение посадки от приёма и снятия груза; запас плавучести и грузовая марка |
Контрольная работа |
|
З 7 понятие о поперечном метацентре, условия остойчивости, метацентрическая формула остойчивости, изменение остойчивости при перемещении, приеме или снятии грузов; влияние на остойчивость жидких и сыпучих грузов; диаграммы статической и динамической остойчивости |
Контрольная работа |
|
З 8 методы спрямления аварийных судов, методика расчёта непотопляемости |
Контрольная работа |
|
З 9 принцип действия судового руля, элементы циркуляции судна |
Тестирование |
|
З 10 сопротивление среды движению судна, понятие о пропульсивном комплексе, геометрические характеристики гребных винтов, определение мощности главной энергетической установки |
Тестирование |
|
З 11 национальные и международные требования к техническому состоянию судна, основные документы по безопасности эксплуатации судна |
Тестирование |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Теория и устройство судна», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Оценка теоретического курса учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:
текущий контроль – устный опрос, письменный опрос, тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа, практическая работа;
рубежный контроль – предусматривает оценку знаний, умений и навыков курсантов по пройденному материалу на основе оценок, полученных за выполнение контрольных работ;
промежуточная аттестация – экзамен.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Таблица 2
Элемент учебной дисциплины |
Формы и методы контроля |
||||||
Текущий контроль |
Рубежный контроль |
Промежуточная аттестация |
|||||
Форма контроля |
Проверяемые У,З,ОК |
Форма контроля |
Проверяемые У,З, ОК |
Форма контроля |
Проверяемые У,З,ОК |
||
РАЗДЕЛ 1. Устройство судна |
Экзамен |
З 1, З 2, З 3 У 2 ОК 3 |
|||||
Тема 1.1 Общая и местная прочность. Конструкция корпуса металлических судов |
Устный опрос Письменный опрос Практическая работа №1 Тестирование Самостоятельная работа |
З 2 У 2 ОК 3 |
|||||
Тема 1.2. Устройство и оборудование внутренних помещений |
Устный опрос Письменный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
З 1, З 3 |
|||||
РАЗДЕЛ 2. Вооружение и оборудование судов |
Экзамен |
З 5 У 6 ОК 7, ОК 8, ОК 9 |
|||||
Тема 2.1 Тросы (канаты) и цепи |
Устный опрос Письменный опрос Практическая работа №2 Тестирование Самостоятельная работа |
З 5 У 6 ОК 7, ОК 8 |
|||||
Тема 2.2. Якоря и стопоры |
Устный опрос Письменный опрос Практическая работа №3 Тестирование Самостоятельная работа |
З 5 У 6 ОК 7, ОК 8, ОК 9 |
|||||
РАЗДЕЛ 3. Судовые устройства |
Экзамен |
З 4 |
|||||
Тема 3.1. Рулевое устройство |
Устный опрос Письменный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
З 4 |
|||||
Тема 3.2. Якорное устройство |
Устный опрос Письменный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
З 4 |
|||||
РАЗДЕЛ 4. Основы теории судна |
Контрольная работа |
З 1, З 2, З 6, З 7 У 1, У 3, У 4, У 5 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5 |
Экзамен |
З 1, З 2, З 6, З 7, З 8 У 1, У 3, У 4, У 5 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
|||
Тема 4.1 Геометрия корпуса судна |
Устный опрос Письменный опрос Практическая работа №4 Самостоятельная работа |
З 6 У 1, У 3 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5 |
|||||
Тема 4.2. Плавучесть |
Устный опрос Письменный опрос Практическая работа №5 Самостоятельная работа |
З 1, З 2 З 6, З 7 У 3, У 4, У 5 ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
|||||
Тема 4.3. Остойчивость |
Устный опрос Письменный опрос Практическая работа №6 Самостоятельная работа |
З 7 |
|||||
Тема 4.5. Непотопляемость |
Письменный опрос Самостоятельная работа |
З 8 |
|||||
РАЗДЕЛ 5. Ходкость и движители |
Экзамен |
У 6 З 9, З 10, З 11 ОК 7, ОК 8, ОК 9 |
|||||
Тема 5.1. Сопротивление среды движению судна |
Устный опрос Письменный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
З 10 |
|||||
Тема 5.2. Определение мощности главной энергетической установки |
Устный опрос Письменный опрос Самостоятельная работа |
З 9, З 10 У 6 ОК 7, ОК 8, ОК 9 |
|||||
Тема 5.3. Судовые движители |
Устный опрос Письменный опрос Практическая работа №7 Самостоятельная работа |
З 9 |
|||||
РАЗДЕЛ 6. Национальные и международные требования к техническому состоянию судна, основные документы по безопасности эксплуатации судна. |
Устный опрос Письменный опрос Тестирование |
З 11 |
Экзамен |
З 11 |
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Задания для текущего контроля
Текущий контроль осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: устный и письменный опрос; тестирование; внеаудиторная самостоятельная работа; практическая работа. Результаты контроля признаются положительными в случае, если обучающийся получил отметку не ниже удовлетворительной.
Задания практических работ и внеаудиторных самостоятельных работ приведены в методических разработках:
Методические указания для практических работ дисциплины «Теория и устройство судна» для специальностей технического профиля
26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы дисциплины «Теория и устройство судна» для специальностей технического профиля
26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
Задания для устного и письменного опроса для оценки знаний З 1
РАЗДЕЛ 1. Устройство судна
Задание №1
Вариант № 1
Как классифицируются суда по роду материала?
Перечислите навигационные качества судна.
Дать описание судну и его устройству:
Вариант №2
Что называют судном?
Перечислите эксплуатационные качества судна.
Дать описание судну и его устройству:
Вариант № 3
Что называют продольной системой набора судна?
Дать сравнительную характеристику продольной и поперечной системам набора.
Укажите на рисунке основные элементы набора:
Задание №2
Вариант 1
Виды классификации судов.
Вариант 2
Навигационные качества судна.
Вариант 3
Эксплуатационные качества судна.
Вариант 4
Назначение надстроек и корпуса.
Вариант 5
Виды нагрузок на корпус судна.
Вариант 6
Проектирование и постройка судна. Виды спусковых устройств.
Вариант 7
Общая и местная прочность.
Вариант 8
Особенности конструкции судов технического флота.
Вариант 9
1. Виды систем набора.
Вариант 10
1. Понятие шпации, шпангоута, эквивалентного бруса.
Задание №3
Вариант 1
Виды классификации судов.
Что такое прочность судна, и какой она бывает.
Кнехты и их назначение.
Вариант 2
Навигационные качества судна.
Что такое набор корпуса судна, его виды.
Назначение, применение и принцип работы швартовного устройства.
Вариант 3
Эксплуатационные качества судна.
Рангоут и составные части.
Средства сигнализации на судне.
Вариант 4
Назначение надстроек и корпуса.
Назначение и применение судовых мачт.
Виды огней на судне.
Вариант 5
Виды нагрузок на корпус судна.
Что такое такелаж, его назначение и состав.
Состав швартовного устройства.
Вариант 6
Проектирование и постройка судна. Виды спусковых устройств.
Швартовные тросы.
Привод руля.
Вариант 7
Общая и местная прочность.
Назначение и состав якорного устройства.
Виды рулевых машин.
Вариант 8
Особенности конструкции судов технического флота.
Основные группы якорей.
Требования правил Речного Регистра к рулевому устройству.
Вариант 9
Виды систем набора.
Назначение и состав якорного устройства.
Назначение судовых помещений.
Вариант 10
Понятие шпации, шпангоута, эквивалентного бруса.
Виды рулей.
Назначение грузовых люков.
Задание № 4
Вариант 1
Классификация судов. Какой она бывает по роду материала; по принципу движения; по роду движителя?
Опишите и зарисуйте изгиб судна на взволнованной поверхности воды на вершине волны.
Вариант 2
Классификация судов. Какой она бывает по роду выполняемой деятельности; по классу Речного Регистра?
Опишите и зарисуйте изгиб судна на взволнованной поверхности
воды на подошве волны.
Вариант 3
Назовите судовые устройства и системы.
Назовите и опишите эксплуатационные качества судна.
Вариант 4
Назовите и опишите мореходные и навигационные качества судна.
Назовите, какие стали и чугуны используют в судостроении. Для чего?
Вариант 5
Опишите влияние сил, действующих на судно плавающее в тихой воде.
Какое влияние оказывают волны на корпус судна?
Вариант 6
Что называют прочностью корпуса судна. Какой она бывает?
Дайте понятие слеминга.
РАЗДЕЛ 2. Вооружение и оборудование судов
Задание №1
Вариант 1
Какие виды тросов используют на флоте?
Кормовой огонь.
Вариант 2
Назовите недостатки синтетических тросов.
Виды и назначение стопоров.
Вариант 3
Назначение и разновидности якорей.
Что такое коуш, скоба, блок? Их назначение и применение.
Вариант 4
Швартовные бочки.
Бортовые огни.
Вариант 5
Стоячий и бегучий такелаж.
Топовый огонь.
Вариант 6
Виды мачт.
Виды рулей и их конструкция.
Вариант 7
Внешняя сигнализация.
Якорная цепь. Цепи по расположению бывают…?
Задание №2
Вариант 1
Что такое рангоут и из чего он состоит.
Назначение и виды тросов.
Стопоры. Их назначение и виды.
Что относится к средствам судовой сигнализации.
Вариант 2
Назначение и виды мачт.
Пеньковые канаты.
Основные группы якорей.
Назначение и виды судовых огней.
Вариант 3
Что такое рея, ее назначение.
Сизальские канаты.
Состав якорной смычки.
Топовый огонь.
Вариант 4
Устройство и назначение молниеотвода.
Синтетические канаты.
Особенности якорных цепей.
Бортовые огни.
Вариант 5
Что такое такелаж, его виды, и состав.
Стальные канаты.
Назначение и виды цепей.
Кормовой и буксировочный огонь.
РАЗДЕЛ 3. Судовые устройства
Задание №1
Вариант 1
Назначение, состав и принцип работы рулевого устройства
Назвать устройство и состав
Вариант 2
Назначение, состав и принцип работы швартовного устройства
Назвать устройство и состав
Вариант 3
Назначение, состав и принцип работы шлюпочного устройства
Назвать устройство и состав
Вариант 4
Назначение, состав и принцип работы якорного устройства
Назвать устройство и состав
Вариант 5
Назначение, состав и принцип работы буксирного устройства
Назвать устройство и состав
Вариант 6
Назначение, состав и принцип работы грузового устройства
Назвать устройство и состав
Задание №2
Вариант 1
Назначение рулевого устройства.
Требования к перевозки зерновых.
Назначение и основные виды спасательных шлюпок.
Принцип постановки судов на якорь.
Вариант 2
Назначение и устройство пера руля.
Назначение вьюшек и банкет.
Требования к спасательным шлюпкам.
Назначение и состав буксирного устройства.
Вариант 3
Назначение рудерписа и баллера.
Назначение и виды киповых планок.
Назначение и преимущества дежурной шлюпки.
Назначение и состав автосцепного устройства.
Вариант 4
Виды рулей относительно оси вращения.
Назначение и устройство клюза.
Какие схемы швартовки используют.
Назначение спасательного плота.
Вариант 5
Бросательные концы и кранцы.
Назначение и устройство кнехтов.
Снабжение спасательного плота.
Назовите виды грузовых устройств.
Вариант 6
Какие механизмы используют для подъема якорной цепи.
Виды и назначение тросов.
Назначение и виды шлюпбалок.
Перечислите грузозахватывающие устройства.
Вариант 7
Назначение якорной цепи. Виды смычек.
Состав и назначение швартовного устройства.
Оснащение шлюпок.
Назначение и состав привода руля.
РАЗДЕЛ 4. Основы теории судна
Задание №1
Вариант 1
Понятие о геометрии корпуса судна.
Понятие центра тяжести и центра величины.
Непотопляемость судна.
Влияние дополнительных причин на управляемость судна.
Вариант 2
-
Понятие крена и дифферента.
Плавучесть судна.
Изменение плавучести и остойчивости при затоплении отсека.
Ходкость.
Вариант 3
Остойчивость судна.
Главные размерения и коэффициенты полноты.
Управляемость судна.
Типы и особенности судовых движителей.
Вариант 4
Какая разница между дедвейтом и чистой грузоподъемностью судна.
Что такое запас плавучести.
Силы, действующие на судно.
Характеристики гребного винта.
Задание №2
Вариант 1
Речное судно имеет следующие элементы: водоизмещение в полном грузу V= 830 м3, площадь ГВЛ S=672 м2, площадь мидель - шпангоута =14,1 м2 и коэффициенты полноты d =0,755, a =0,850, b =0,960. Найти главные размерения судна.
Вариант 2
Площадь мидель - шпангоута парома-теплохода равна = 21 м2. Коэффициент продольной полноты φ =0,665, коэффициент полноты мидель - шпангоута β =0,975 и ширина судна B=10,8 м. Определить объемное водоизмещение парома-теплохода V и главные размерения L и T, если известно, что отношение L/T=28,6.
Вариант 3
Определить L, B, T, Н, S, ω, β и α судна, у которого V=4200; δ=0,63; φ=0,66; χ=0,8; L/ B=8; B/Т=1,9; L/Н=12.
Вариант 4
Найти площадь КВЛ, площадь мидель-шпангоута и объемное водоизмещение судна, коэффициенты полноты и главные размерения которого: L = 126,2 м, В = 16,32 м, Т = 8,98 м, α = 0,872, β = 0,977, δ = 0,772 (Ответ: SКВЛ = 1796 м2, = 143,2 м2, V = 14278 м3).
Задание №3
Вариант 1
Базовые координатные плоскости.
Назовите назначение и область применения поворотной насадки.
Определить объемное водоизмещение судна V, если известны следующие элементы S = 770 м2, α = 0,850, δ = 0,700, Т = 3,0 м.
Вариант 2
Кривая водоизмещения, грузовой pазмеp и грузовая шкала.
Фоpмы коpпуса и пеpа pуля, влияющие на упpавляемость.
Судно имеет объемное водоизмещение V = 2 600 м3, ширину B = 17,0 м, осадку T = 3,0 м, коэффициент полноты мидель-шпангоута β = 0,950, коэффициент продольной полноты φ = 0,640. Определить длину сyдна.
Вариант 3
Плавучесть. Силы, действующие на судно.
Элементы циpкуляции.
Определить (L, B, T, Н, S, ω, β и α) судна, у которого V=4200м3; δ=0,63; φ=0,66; χ=0,8; L/ B=8м; B/Т=1,9; L/Н=12.
Вариант 4
Изменение осадки при приеме и снятии груза.
Успокоители качки.
Корабль при осадке Т = 6,0 м имеет объемное водоизмещение V = 9 000 м3. Коэффициенты полноты δ = 0,490, α = 0,685. Вычислить площадь ватерлинии корабля.
РАЗДЕЛ 5. Ходкость и движители
Фактоpы, влияющие на увеличение сопpотивления.
Понятие о пропульсивном комплексе.
Мощность главных двигателей и влияние сопpотивления среды
Разновидности, констpукция и пpинципы действия судовых движителей.
Понятие о кавитации и меры борьбы с ней.
Буксировочная мощность судна
2. Задания в тестовой форме
РАЗДЕЛ 1. Устройство судна
1. Задание № 1
Отметьте правильный ответ
Корпус судна состоит из следующих основных частей?
наружной обшивки
внутренней обшивки
набора
переборок
палуб
2. Задание № 2
Отметьте правильный ответ
Из какого материала может быть изготовлен корпус судна?
дерево
сталь
пластмасса
железобетон
3. Задание № 3
Отметьте правильный ответ
Продольные связи, идущие под палубой корпуса судна называются?
кильсонами
пиллерсами
карлингсами
шпангоутами
бимсы
4. Задание № 4
Отметьте правильный ответ
Средняя часть главной палубы судна, называется?
шкафут
спардек
твиндек
бак
ют
5. Задание № 5
Отметьте правильный ответ
Какие основные отличия имеет корпус речного судна в сравнении с морским?
вертикальные борта
плоское днище
большая осадка
меньшая осадка
Задание № 2
1. Отметьте правильный ответ
Под какой цифрой на рисунке показан водонепроницаемый отсек, называемый «форпик»?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
2. Отметьте правильный ответ
Непотопляемость - это...?
1. способность судна выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости 2. способность судна плавать в состоянии равновесия в заданном положении относительно спокойной воды с наличием на борту всех положенных грузов и имущества
3. отношением объема надводной части водонепроницаемого корпуса к объемному водоизмещению
3. Отметьте правильный ответ
Средняя часть главной палубы судна, называется?
1. шкафут
2. спардек
3. твиндек
4. бак
5. ют
4. Отметьте правильный ответ
Поперечные связи, идущие по днищу и обоим бортам корпуса судна называются?
1. кильсонами
2. карлингсами
3. пиллерсами
4. шпангоутами
5. бимсы
5. Отметьте правильный ответ
Средняя часть главной палубы судна, называется?
1. шкафут
2. спардек
3.твиндек
4.бак
5.ют
Задание № 3
1. Отметьте правильный ответ
Плавучесть - это...?
1. способность судна выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости
2. способность судна плавать в состоянии равновесия в заданном положении относительно спокойной воды с наличием на борту всех положенных грузов и имущества
3 отношением объема надводной части водонепроницаемого корпуса к объемному водоизмещению.
2. Отметьте правильный ответ
Что из ниже перечисленного, наиболее точно соответствует понятию «СУДНО»?
1. транспортное средство, способное перемещаться по воде, перевозить груз, пассажиров, а также выполнять другие задачи 2. сложное инженерное сооружение, способное плавать по воде и предназначенное для выполнения транспортных, хозяйственных, промысловых и других задач
3. сложное инженерное сооружение, предназначенное для перемещения по воде с целью перевозки грузов и пассажиров
3. Отметьте правильный ответ
Поперечные связи, идущие по днищу и обоим бортам корпуса судна называются?
1. кильсонами
2. карлингсами
3. пиллерсами
4. шпангоутами
5. бимсы
4. Отметьте правильный ответ
Пиллерсы-это?
1. поперечные связи, идущие по днищу и обоим бортам корпуса судна
2. вертикальные стойки, соединяющие связи днища и палубы корпуса судна
3. продольные связи, идущие под палубой корпуса судна 4 продольные связи, идущие по борту корпуса судна
5. Отметьте правильный ответ
Под какой цифрой на рисунке показан водонепроницаемый отсек, называемый «ахтерпик»?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
Задание № 4
1. Отметьте правильный ответ
Поперечные связи, идущие под палубой корпуса судна называются?
1. кильсонами
2. карлингсами
3. пиллерсами
4. шпангоутами
5. бимсы
2. Отметьте правильный ответ
Под какой цифрой на рисунке показан водонепроницаемый отсек, называемый «коффердам»?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
3. Отметьте правильный ответ
Совокупность, каких характеристик определяет мореходные качества судна?
1. Плавучесть
2. Непотопляемость
3. Остойчивость
4. Ходкость
5. всех перечисленных
4. Отметьте правильный ответ
Какая организация в России осуществляет технический контроль за судами, эксплуатируемыми под Российским флагом?
1. ИМО
2. Морской/Речной - Регистр
3. Госморречнадзор
4. Морская администрация порта
5. Отметьте правильный ответ
Отсек судна, в котором размещается жилое помещение, называется?
1. трюм
2. шкафут
3. кубрик
4. бак
5. спардек
Раздел 3. Судовые устройства
Задание № 1
Отметьте правильный ответ
Какие устройства и механизмы входят в состав простейшего судового рулевого устройства?
1. перо руля
2. рулевой привод
3. рулевая машина
4. аксиометр
5. рулевой указатель
Отметьте правильный ответ
Судовое якорное устройство предназначено для ...?
1. надежного удержания судна на водной поверхности акватории порта, рейда, бухты и т.п.
2. использования при швартовке судна кормой или лагом к стенке причала или борту другого судна
3. использования в аварийных случаях для быстрого гашения инерции судна
4. использования в некоторых особых случаях в качестве буксирной линии для буксировки других судов
Отметьте правильный ответ
Под какой цифрой на картинке показан брашпиль?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 6
5. 7
Отметьте правильный ответ
Якорные цепи состоят из частей, называемых смычки. Чему равна длина смычки?
10 метров
15 метров
20 метров
25 метров
30 метров
Отметьте правильный ответ
На рисунке показаны три якоря. Под какой буквой показан якорь Матросова?
1. А
2. Б
3. В
Задание №2
Отметьте правильный ответ
Какие элементы относятся к швартовному устройству судна?
1 кнехты, битенги, клюзы
2 кранцы, киповые планки, роульсы
3 вьюшки, шпили, лебедки
4 укосины, бугеля, башмаки
Отметьте правильный ответ
На рисунке показаны три якоря. Под какой буквой показан якорь Холла?
1. А
2. Б
3. В
Отметьте правильный ответ
Шпиль и брашпиль снабжены ленточными стопорами. Для чего они предназначены?
1. для регулировки скорости вращения вала при подъеме якоря
2. для регулировки скорости вращения вала при спуске якоря
3. для крепления якорной цепи в походном состоянии
Отметьте правильный ответ
Для удержания якорной цепи в необходимом положении служит...?
1. стопор
2. жвака-галс
3. глаголь-гак
4. обух
5. шпиль (брашпиль)
Отметьте правильный ответ
Для защиты борта судна от возможных повреждений при швартовках используют средство защиты, называемое...?
1. битенг
2. кранец
3. кнехт
4. вьюшка
5. роульс
Задание №3
Отметьте правильный ответ
Усиленный овальный вырез в фальшборте судна, через который подается швартовный трос, называется?
1. битенг
2. кнехт 3. вьюшка
4. роульс
5. клюз
Отметьте правильный ответ
На рисунке показаны несколько устройств для крепления швартовного троса. Под какой буквой изображен битенг?
1. А
2. Б
3. В
4. Е
5. Битенг на рисунке отсутствует
Отметьте правильный ответ
На рисунке показаны несколько устройств для крепления швартовного троса. Под какой буквой изображена киповая планка?
1. А
2. Б
3. В
4. Г
5. Киповая планка на рисунке отсутствует
Отметьте правильный ответ
Под какой цифрой на рисунке показан швартовный кнехт?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
Отметьте правильный ответ
На судне в качестве кранцев могут использоваться?
1. деревянные брусья
2. старые автопокрышки
3. плетеные из тросов мешки, набитые крошеной пробкой
4. парусиновые мешки набитые синтетическими отходами
5. цилиндрические пневматические баллоны
Задание №4
Отметьте правильный ответ
Из каких элементов состоит буксирное устройство судна-буксира?
1. буксирный кнехт и буксирный гак 2. буксирная лебедка с буксирным тросом 3 буксирные арки и буксирный клюз 4 бортовой ограничитель 5 кранцы (стационарные или переносные)
Отметьте правильный ответ
Под какой цифрой на рисунке показан швартовный кнехт?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
Отметьте правильный ответ
На рисунке под буквами «Г» и «Д» показан элемент швартовного устройства, называемый утка. На каких судах она обычно применяется и для чего?
1 на малых судах вместо кнехтов
2 на крупных судах для крепления кранцев
3 на крупных судах для приема шлюпок и катеров
4 может применяться во всех перечисленных случаях
Отметьте правильный ответ
На рисунке показаны три якоря. Под какой буквой показан Адмиралтейский якорь?
1. А
2. Б
3. В
Отметьте правильный ответ
Барабан с дисками большого диаметра по краям и ленточным тормозом, предназначенный для наматывания троса и его хранения называется?
1. битенг
2. кранец
3. кнехт
4. вьюшка
5. роульс
Задание №5
Отметьте правильный ответ
Якорные цепи состоят из частей, называемых смычки. Чему равна длина смычки?
10 метров
15 метров
20 метров
25 метров
30 метров
Отметьте правильный ответ
Из каких элементов состоит якорная цепь?
1. вертлюг
2. соединительное звено
3. концевая скоба
4. звено обыкновенное
5. жвака-галс
Отметьте правильный ответ
В общем случае в состав якорного устройства входят следующие составные части...?
1. якорь и якорная цепь
2. цепной ящик
3. якорный и палубный клюзы
4. стопор и устройство отдачи конца якорной цепи
5. шпиль (брашпиль)
Отметьте правильный ответ
Продолжительность перекладки пера руля самоходного судна с борта на борт на полном переднем ходу у рулевых устройств с ручным приводом не должна превышать?
1…20секунд 2…30секунд
3…40секунд
4…50секунд
5…60 секунд
Отметьте правильный ответ
Баллер руля на рисунке показан под цифрой?
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
Описание правил оформления результатов оцениванияПромежуточный контроль освоения учебной дисциплины «Теория и устройство судна» осуществляется при проведении экзамена.
Предметом оценки освоения являются умения и знания. Экзамен проводится с учетом результатов текущего контроля (балльная система оценивания).
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок.
Оценка «отлично» выставляется, если курсант:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые курсант легко исправил по замечанию преподавателя.
Оценка «хорошо» выставляется, если:
- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание курсантом большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- курсант обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Критерии оценивания практических работ
Для практических работ студентов определяются следующие критерии оценок:
Оценка «отлично» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках или тексте работы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках или программе, но курсант владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что курсант не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере;
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная (аудиторная) работа курсантов оценивается следующим образом:
Оценка «отлично» ставится, если:
- курсант самостоятельно выполнил все этапы задания;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы.
Оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение знаниями в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %).
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущены неточности, но курсант владеет основными знаниями, требуемыми для решения поставленной задачи.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что курсант не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками;
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков по проверяемой теме.
Контрольная работа курсантов оценивается следующим образом:
Оценка «отлично» ставится, если:
- курсант самостоятельно выполнил все этапы задания;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы.
Оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение знаниями в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %).
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущены неточности, но курсант владеет основными знаниями, требуемыми для решения поставленной задачи.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что курсант не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками;
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков по проверяемой теме.
Критерии оценивания тестов:
«5» - 100 – 90% правильных ответов;
«4» - 89 - 80% правильных ответов;
«3» - 79 – 70% правильных ответов;
«2» - 69% и менее правильных ответов.
4. Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Состав:
1. Паспорт
2. Задание для экзаменующегося
3. Пакет для экзаменатора
3.1. Условия
3.2. Критерии оценки
1. ПАСПОРТ
КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения опщепорофессиональной дисциплины «Теория и устройство судна» по специальности СПО
26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
У 1. |
применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета напряжений корпуса в случае частичной потери плавучести; |
В результате изучения математики обучающийся должен знать: |
|
З 1. |
основные конструктивные элементы судна, судовые устройства и системы, национальные и международные требования к остойчивости судов, теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств; |
З 2. |
маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов, понятие о пропульсивном комплексе, ходовые испытания судов; |
Общие компетенции: |
|
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Назовите классификацию судов.
Перечислите навигационные и эксплуатационные качества судна.
Раскройте понятия общей и местной прочности.
Судостроительные материалы, используемые в судостроении.
Назовите основные виды соединения корпусных конструкций.
Как производится проектирование и постройка судов.
Как проводятся швартовные и ходовые испытания.
Как проводится формирование секций и блоков.
Назовите конструктивные элементы и их назначение.
Что называют - дельные вещи. Какие суда относятся к стоечным.
Опишите назначение и устройство грузовых трюмов.
Какие люковые закрытия используют на судах.
Конструкции судов из легких сплавов.
Суда из железобетона.
Назначение канатов и тросов.
Назначение и разновидности якорей.
Использование швартовных бочек.
Применение и виды якорных цепей.
Виды и назначение стопоров.
Назначение мачтового устройства. Составные части рангоута.
Каково назначение и состав стоячего и бегучего такелажа. Назначение молниеотвода.
Какие средства внутрисудовой сигнализации применяют.
Внешняя сигнализация судов.
Назначение и состав рулевого устройства.
Виды рулей и их конструкция.
Каково назначение и виды рулевых приводов.
Каково назначение и виды рулевых машин.
Перечислите разновидности якорных устройств.
Принципы постановки судов на якорь.
Каково назначение и состав буксирного устройства.
Какие виды буксировки применяют.
Назначение и состав шлюпочного устройства.
Основные виды и устройство шлюпбалок.
Назовите виды шлюпок. Снабжение шлюпок.
Назначение и устройство грузовых стрел, кранов.
Назовите базовые координатные плоскости и главные размерения судна.
Коэффициенты полноты. Правила построения теоретического чертежа.
Плавучесть судна. Силы, действующие на судно.
Коэффициенты утилизации по дедвейту и чистой грузоподъемности.
Что такое посадка судна. Определение крена и дифферента.
Остойчивость при поперечных наклонениях судна.
Что такое метацентр и метацентрический радиус.
Управляемость судна. Силы, действующие на руль.
Непотопляемость судна. Продольные и поперечные переборки.
Что такое бортовая и килевая качка.
Перечислите элементы качки.
Назначение и устройство успокоителей качки.
Назовите основные свойства жидкости и особенности сопротивления воды движению судна.
Мощность главных двигателей. КПД.
Основные теории крыла.
Разновидности, конструкции и принципы действия судовых движителей.
Понятие о кавитации и меры борьбы с ней.
Организация борьбы с пожарами, тушение пожаров в трюмах судна.
Организация действий экипажа по тревогам «Человек за бортом» и «Шлюпочная».
Организация борьбы за живучесть судна. Заделка пробоин и разрывов корпуса судна.
Применение аварийного материала по заделке повреждений корпуса на плаву.
Обеспечение выживания и порядок оставления судна. Эвакуационные мероприятия.
Как производится подготовка экипажа к борьбе за живучесть.
Судовые тревоги: сигналы и порядок их объявления.
2. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться: собственными знаниями, плакатами, схемами, мультимедийными слайдами.
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНА
Оценивание:
При оценке ответа используется традиционная форма оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставляется среднее значение в итоге за экзамен.