Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине «Физическая культура»
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Контрольно-измерительные материалы
по учебной дисциплине
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
11 КЛАСС
Автор: Кондратьева Мария Михайловна, учитель физической культуры МАОУ "Образовательный центр имени Героя Совесткого Союза Расковой Марины Михайловны" города Энгельса Саратовской области
КИМ учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. и изменениями от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации
2.2 Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Таблица тестовых показателей
3.2. Перечень вопросов для подготовки обучающихся к промежуточным зачетам
3.3. Практические адания для оценки освоения учебной дисциплины в процессе промежуточного контроля
3.3.1. Задания для оценки знаний З1, З2 и умений У1, У2
4. Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
5. Литература
Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
В результате освоения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен обладать следующими умениями и знаниями, которые формируют универсальные учебные действия:
В результате освоения обязательного минимума содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обучающиеся должны уметь
объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально прикладной и оздоровительной направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
проводить:
• самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессионально прикладной и оздоровительной направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приемы массажа и самомассажа;
• судейство соревнований по одному из видов спорта.
составлять:
• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
определять:
• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
демонстрировать:
скоростные, силовые и способности к выносливости
Физические способности |
Физические упражнения |
Юноши
|
Девушки |
Скоростные |
Бег 30 м |
5,0 с |
5,4 с |
Бег 100 м |
14,3 с |
17,5 с |
|
Силовые |
Подтягивание из виса на высокой перекладине |
10 раз |
— |
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз |
— |
14 раз |
|
Прыжок в длину с места, см |
215 см |
170 см |
|
К выносливости |
Кроссовый бег на 3 км |
13 мин 50 с |
— |
Кроссовый бег на 2 км |
— |
10 мин 00 с |
Двигательные умения и способности:
В метанаях на дальность и на меткость: метать различньв по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четьтрехшажного варианта бросковьтх шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей обучающихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществштть соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Предлагаемый пакет заданий для зачета по физической составлен на основе учебных программ по физической культуре, введенных в образовательный процесс в 2015 году в связи с реализацией рекомендаций комплекса ГТО.
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования физических способностей и УУД
УУД и ОК |
Показателя оценки результатов |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Код и наименование элемента умений |
Код и наименование элемента знаний |
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека |
Определение роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека |
Уметь оценить важность физической культуры в профессиональном и социальном развитии человека |
У1 оценивание важности физической культуры в профессиональном и социальном развитии человека |
З1 роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека |
знать основы здорового образа жизни
|
Обоснование теории о здоровом образе жизни посредством физической культуры; |
Владеть знаниями о здоровом образе жизни посредством физической культуры; |
У2 владение знаниями о здоровом образе жизни посредством физической культуры; |
З2 теория основ здорового образа жизни посредством физической культуры; |
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре
|
Влияние физической культуры и здорового образа жизни на обеспечение здоровья и работоспособности |
Владеть методами физическоговоспитанияукрепляющими здоровье и обеспечивающими работоспособность |
У3 владение методами физическоговоспитанияукрепляющими здоровье и обеспечивающими работоспособность |
З3Влияние физической культуры и здорового образа жизни на обеспечение здоровья и работоспособности |
Использование спортивных технологий для совершенствования профессионально значимых двигательных умений и навыков |
Владеть спортивнойтехнологий для совершенствования профессионально значимых двигательных умений и навыков |
У4 владение спортивной технологий для совершенствования профессионально значимых двигательных умений и навыков |
З4влияние современных спортивных методик на совершенствование профессионально значимых двигательных умений и навыков |
|
Совершенствование общей и специальной профессионально-прикладной физической подготовки |
Владеть основами общей и специальной профессионально-прикладной физической подготовки |
У5 владение общей и специальной профессионально-прикладной физической подготовкой |
З5общая и специальная профессионально-прикладная физическая подготовка и ее роль в развитии физических качеств. |
2.1 Перечень основных показателей оценки результатов, элементов практического опыта, знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
|
Код и наименование умений |
Код и наименование знаний |
У1. выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, комплексы упражнений атлетической гимнастики; У2. выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; У3. проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; У4. преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; У5. выполнять приемы страховки и самостраховки; У6. осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; У7. выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, волейболу, баскетболу, мини-футболу, лыжным гонкам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма. У8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья; подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях; активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни. |
З1. влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; З2. способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; З3. правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
|
2.2 Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний |
Виды аттестации |
|
Текущий контроль |
Промежуточная аттестация |
|
У1 Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики |
Комплексы упражнений |
зачет |
У2 Выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации |
Фронтальный опрос Комплексы упражнений Практические задания |
|
У3 Проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями |
Комплексы упражнений Практические задания |
|
У4 Преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения |
Комплексы упражнений Практические задания |
|
У5 Выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки |
Комплексы упражнений Практические задания |
|
У6 Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой |
Практические задания |
|
У7 Выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма |
Контрольные нормативы |
|
З1 Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни |
Тестовые задания |
|
З2 Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности |
Тестовые задания |
|
З3 Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности |
Тестовые задания |
Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Таблица тестовых показателей
№ п/п |
Физические способности (личностные, предметные результаты, УУДи элементы ОК)
|
Контрольное упражнение (тест) |
Возраст лет |
Уровень |
|||||
Юноши |
Девушки |
||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
1 |
Скоростные ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Вег 30 м, с |
16 17 |
5,2 -и ниже 5,1 |
5,1—4,8 5,0—4,7 |
4,4 и выше 4,3 |
6,1 и ниже 6,1 |
5,95,3 5,9—5,3 |
4,8 и выше 4,8 |
2 |
Координационные ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Челночный бег 3 х 10 м, с |
16 17 |
8,2 и ниже 8,1 |
8,0—7,7 7,9—7,5 |
7,3 и выше 7,2 |
9,7 и ниже 9,6 |
9,3—8,7 9,3—8,7 |
8,4 и выше 8,4 |
3 |
Скоростно-силовые ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Прыжки в длину с места, см |
16 17 |
180 и ниже 190 |
195—210 205—220 |
230 и выше 240 |
160 и ниже 160 |
170—190 170—190 |
210 и выше 210 |
4 |
Выносливость ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
6-минутный бег, м |
16 17 |
1300 и выше 1300 |
1050—1200 1050—1200 |
900 и ниже 900 |
1500 и выше 1500 |
1300—1400 1300—1400 |
1100 и ниже 1100 |
5 |
Гибкость ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Наклон вперед из положения стоя, см |
16 17 |
5 и ниже 5 |
9—12 9—12 |
15 и выше 15 |
7 и ниже 7 |
12—14 12—14 |
20 и выше 20 |
6 |
Силовые ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 |
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), |
16 17 |
4 и ниже 5 |
8—9 9—10 |
11 и выше 12 |
|
|
|
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) |
16 17 |
|
|
|
б и ниже 6 |
13—15 13—15 |
18 и выше 18 |
3.2. Перечень вопросов для подготовки обучающихся к рубежному контролю
Техника безопасности на уроках физической культуры
Легкая атлетика и её виды
Спортивные игры и их виды
Дыхательная гимнастика
Здоровый образ жизни. Как вы его видите.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Гигиена и питание
Олимпийское движение в мире
Российский спорт и его достижения
Спортивная жизнь Саратовской области
Беговые дистанции в легкой атлетике
Нормативы прыжков и метания в легкой атлетике
Силовая подготовка юношей и девушек
Волейбол: прием и подача мяча в парах
Баскетбол: ведение мяча и бросок в кольцо
Бадминтон: подачи и двусторонняя игра
Футбол: ведение мяча и двусторонняя игра
Спортивные эстафеты
Составление индивидуальных комплексов упражнений по дыхательной гимнастике
Утренняя гимнастика
Комплекс упражнений для юношей на спортивных тренажеров
Комплекс упражнений для девушек на спортивных тренажеров
Контрольно-измерительные материалы для итогового зачета по учебной дисциплине «Физическая культура»
Предметом оценки являются умения и знания. Оценка освоения дисциплины предусматривает использование:
- сдачи зачета после изучения программы учебной дисциплины;
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Физическая культура»
.
Количество вариантов задания – 20
Время выполнения задания – 40 минут.
Оборудование: спортивный инвентарь
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ СДАЧИ ЗАЧЕТА
Задание №1
Техника безопасности на уроках физической культуры
Пробежать 60-метровую дистанцию в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Баскетбол: ведение мяча и бросок в кольцо
Задание №2
Легкая атлетика и её виды
Прыжок в длину с места в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Баскетбол: правила судейство игры
Задание №3
Спортивные игры и их виды
2. Метание гранаты на дальность в соответствии с нормами ГТО по возрасту
3. Волейбол: прием мяча в парах
Задание №4
Дыхательная гимнастика
Подтягивание и отжимание в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Волейбол: подача мяча на точность
Задание №5
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Упражнения на гибкость в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Волейбол: учебная двусторонняя игра
Задание №6
Гигиена и питание
Прыжки под скакалку за 1 минуту.
Бадминтон: подачи
Задание №7
Олимпийское движение в мире
Кросс 2 тысячи метров в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Бадминтон: учебная игра
Задание №8
Российский спорт и его достижения
Кросс 3 тысячи метров в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Комплекс утренней гимнастики
Задание №9
Спортивная жизнь Саратовской области
Челночный бег 3x10 метров на время
Комплекс упражнений силовой подготовки на тренажере
Задание №10
Здоровый образ жизни. Как вы его видите.
Полоса препятствий (6 этапов)
Комплекс на развитие силы ног на тренажере
Задание №11
Беговые дистанции в легкой атлетике
Эстафетный бег 4X100 метров на время
Комплекс упражнений для брюшного пресса
Задание №12
Нормативы прыжков и метания в легкой атлетике
Поднимание туловища за 1 минуту в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Футбол: ведение мяча и передача партнеру
Задание №13
Силовая подготовка юношей и девушек
Стрельба из пневматической подготовки в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Футбол: удар по воротам
Задание №14
Волейбол: прием и подача мяча в парах
Прохождение дистанции на лыжах в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Футбол: учебная игра и судейство
Задание №15
Баскетбол: ведение мяча и бросок в кольцо
Плавание 50 метров вольным стилем в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Комплекс утренней гимнастики
Задание №16
Бадминтон: подачи и двусторонняя игра
Прыжки в длину с разбега в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Комплекс дыхательной гимнастики
Задание №17
Футбол: ведение мяча и двусторонняя игра
Метание малого мяча на дальность в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Спортивная эстафета
Задание №18
Составление индивидуальных комплексов упражнений по дыхательной гимнастике
Полоса препятствий (6 этапов)
Бадминтон: игра в парах
Задание №19
Комплекс упражнений для юношей и девушек на спортивных тренажерах
Бег на 100 метров в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Футбол: удар по воротам
Задание №20
Гигиена и питание
Прыжки в высоту в соответствии с нормами ГТО по возрасту
Комплекс утренней гимнастики
III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Требования к деятельности обучающегося по общим компетенциям и универсальным учебным действиям
Критерии оценивания работы обучающегося разработаны с учетом требований Федерального государственного стандарта среднего общего образования в рамках компетентностного подхода. В качестве критерий оценивания включены следующие компетенции УУД в соответствии с ФГОС СОО
УУД |
Критерии оценки |
Личностные |
Проявляет эмоциональную устойчивость |
Регулятивные Личностные Предметные
|
- владение базовым программным материалом; - применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации; -умение выполнять групповые задания .
|
Предметные
|
- информированность, широта знаний по физической культуре и спорту; - усвоение общих теоретических представлений; - умение выполнять нормативы ГТО. |
Регулятивные: Коммуникативные |
умение - применять инструкции для выполнения работы - умение использовать спортивные снаряды и оборудование. |
Личностные Регулятивные Коммуникативные |
- умение принимать решение в различных ситуациях; - умение пользоваться различными источниками информации и др. - умение применять знания для решения задач здорового образа жизни, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. |
Личностные
|
- умение применять знания и умения по физической культуре для формирования здорового человека. |
Информационное обеспечение контрольно-измерительных материалов
Основные источники
Физическая культура : учебник и практикум для СПО / А. Б. Муллер [и др.]. — М. : Юрайт, 2017.
Физическая культура : учебник / [Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев]. — 12-е изд., стер. — М. :Академия, 2012.
Дополнительные источники.
Для преподавателей, студентов:
1. Бартош, О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические
рекомендации./ Бартош О.В. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И.Невельского, 2010. - 47 с.
Интернет ресурсы:
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=1564
Кияйкина Наталья Федоровна
Кондратьева Мария Михайловна