Занятие на тему «Координационная лестница в коррекционной работе учителя-логопеда»

5
4
Материал опубликован 22 January в группе

«Координационная лестница в коррекционной работе учителя-логопеда».


 

В последние годы резко выросло число детей с нарушениями речевого развития. И если несколько лет назад основными речевыми проблемами были трудности звукопроизношения, то на данный момент все чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, причина которых является дизонтегенез различного вида.

Работая с детьми, имеющими сложные дефекты в развитии, невозможно опираться только на традиционные методы коррекционно-логопедической работы, так как дети данной категории имеют не только речевые дефекты, но и нарушения функционирования высших психических функций. Для того чтобы организовать результативную коррекционную работу, мы применяем в своей практике нейротренажеры. Одним из таких нейротренажеров является координационная лестница.

Координационная лестница – это один из распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Она благотворно влияет на развитие памяти, внимания, способствует быстрому переключению с одного движения на другое. Координационную лестницу мы применяем в своей работе для развития чувства ритма, координации тела, ориентации ребенка в пространстве и умении сочетать речь с движением. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует усовершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

В своей коррекционной работе координационную лестницу применяем на этапе автоматизации, дифференциации звуков и развитии связной речи, отрабатываем на ней грамматические категории. Чаще всего используем знакомые движения в самостоятельной деятельности: прыжки и ходьба.

Совмещая речь с движениями, у ребенка лучше закрепляется речевой материал и автоматизируются поставленные звуки.

Основное правило по использованию координационной лестницы - это то, что ее следует размещать так, чтобы обеспечить свободное пространство со всех сторон.

Пример коррекционного занятия, который мы используем в своей работе:

Змея-Комарик. Звуки «С»-«З». Вариант №1

Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков.

Задачи:

- образовательные:

- учить детей дифференцировать звуки «с», «з»;

-упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь», «з», «зь»;

-называть слова, в которых они слышится;

- развивающие:

развивать слуховую память;

продолжать формировать фонематический слух и восприятие;

закреплять навык координации речи и движений;

развивать общую и артикуляционную моторику;

- воспитательные:

воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением.

Оборудование: Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки «с», «з», на обратной стороне этих картинок гласные звуки ( а, о, у, е, и, ы, я, ю, э). Маски змеи и комара.

Ход игры.

Организационный момент

Логопед.   Кто из вас вспомнит, какой звук слышится, когда летит комар?

Дети. З-З-З.

Логопед.  А когда ползёт змея?

Дети. С-С-С.

Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- изображаем рукой змею.

Основная часть.

Логопед.   Посмотрите на нашей лестницы разложены цветы со звуками. Нужно Комару пройти по лестнице и назвать сначала звук своего персонажа на маске (комар или змея), а потом прочитать гласный звук на картинке.

Ребята, кто хочет быть комариком, а кто змейкой?

Значит. Данил будет комаром и будет звенеть. Покажи как ты это будешь делать?( Ребёнок произносит З-З-З)

 

t1705953794aa.pngt1705953794ab.png

-Даня посмотри на первую ступень и произноси сначала звук комара З, а потом звук на картинке. Посмотри какой звук на первой картинке?

-Правильно А, а что получилось вместе? Правильно ЗА

По такому же принципу произносятся все остальные гласные звуки, расположенные на ступеньках координационной лестницы.

t1705953794ac.png

 

Следующий ребёнок Женя будет змейкой.

Логопед.   Какой звук ты будешь издавать? (Ребёнок произносит С-С-С)

-Женя посмотри на первую ступень и произноси сначала звук змеи С, а потом звук на картинке. Посмотри какой звук на первой картинке?

-Правильно А, а что получилось вместе? Правильно СА

По такому же принципу произносятся все остальные гласные звуки, расположенные на ступеньках координационной лестницы.

Логопед в ходе игры помогает детям с правильным произнесением слогов.

t1705953794ad.jpgt1705953794ae.jpg

 

Итог занятия.

Логопед.  Молодцы, ребята, очень хорошо справились с заданием.

 

 

 

 

Змея-Комарик. Звуки «С»-«З». Вариант №2 ( Используя только маски и картинки).

Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков.

Задачи:

- образовательные:

- учить детей дифференцировать звуки «с», «з»;

-упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь», «з», «зь»

-называть слова, в которых они слышится;

- развивающие:

развивать слуховую память;

продолжать формировать фонематический слух и восприятие;

закреплять навык координации речи и движений;

развивать общую и артикуляционную моторику;

упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах;

формировать темп и ритм речи.

- воспитательные:

воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением.

Ход игры.

Организационный момент

Логопед. Кто из вас вспомнит, какой звук слышится, когда летит комар?

Дети. З-З-З.

Логопед. А когда ползёт змея?

Дети. С-С-С.

Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- изображаем рукой змею.

Кто из вас хочет быть змеёй, а кто комариком? Логопед выбирает по желанию детей или по необходимости автоматизации одного из звуков.

Основная часть.

Перед детьми на ковре выложены карточки со звуками С и З . СЬ и ЗЬ.

Логопед обращает внимание на , то что перед ребятами лежат карточки с картинками предметов на звуки С и З.

Логопед. Нужно выбрать только тот звук, который издаёт выбранный персонаж. Женя -Комарик звенит, значит будем выбирать картинки, начинающиеся на звук З или ЗЬ. Даня- Змея, будет выбирать слова на звук С или СЬ. Смотрите внимательно, ребята.

t1705953794af.jpgt1705953794ag.jpg

Логопед в ходе задания направляет и поправляет ребёнка по мере необходимости.

Так же как дополнение можно с детьми упражняться в звуковом анализе слов и определении позиции звуков в словах. Это на усмотрение педагога и задач, которые он перед собой ставит.

t1705953794ah.png

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Материал разработки хороший! Простите. Только жаль, что взаимодействие педагога в процессе коррекции (см.фото) осуществляется с позиции "сверху, над-", а не "глаза в глаза" (эффект был бы больше).

23 January

Спасибо за конструктивное предложение! Это занятие было в движении . Как Вы думаете, какую позицию должна была занять я? Ваши варианты пожалуйста.Буду рада вашей помощи.

24 January

Наталья Владимировна, простите, но я не претендую на соавторство по составлению конспекта. Думаю, что ознакомившись с методической литературой, вариант обязательно найдётся...

24 January
Ответ для

Спасибо большое. Только начинаю работу в этом направлении. Буду развиваться)

24 January

Ответ #454421 был удален 24 January 2024


Похожие публикации