Презентация «Коренной народ земли Кольской - Саамы»
СААМЫ Коренной народ земли Кольской
Саамы – коренной малочисленный народ Крайнего Севера, проживающий на территории Мурманской области. Старое название саамов – ЛОПАРИ, ЛАПЛАНДЦЫ. Они пришли в наш край много лет назад.
Первое упоминание о саамах сделано скандинавским путешественником Оттаром, который побывал на берегах Белого моря в 9 веке.
Жили саамы общинами, их деревни назывались погостами. В общину входило от 60 до 250 человек.
Саамы до принятия христианства были язычниками и верили в духов – хозяев рек и озер, которым приносили в жертву свои охотничьи трофеи.
Также саамы поклонялись сейдам – священным камням, имеющим человекоподобный облик.
Саамские шаманы – нойды были самыми влиятельными людьми в племени. Считалось, что после смерти их души переселяются в сейды.
С помощью бубна и колотушки, нойды предсказывали будущее, призывали удачу соплеменникам, идущим на охоту, лечили и колдовали.
У саамов было три вида жилищ – это вежа, тупа и кувакса.
Вежа - конусообразное сооружение из жердей, покрытое древесной корой, дерном или шкурами, с низко повешенной дверью и отверстием посредине для выхода дыма. Окон в веже не было.
Тупа – небольшой бревенчатый домик высотой примерно 2 метра, с плоской насыпной крышей. Очаг находился в углу возле двери. В окна вставляли тонкие листы слюды.
Куваксой назывался переносной шалаш из нескольких шестов, связанных сверху, и чехла из оленьих шкур или парусины. Использовалась кувакса во время кочёвок саамов за оленьими стадами весной и летом.
Саамы называют себя оленным народом, потому что с давних времён они занимаются оленеводством. Олени используются как транспорт, их мясо употребляют в пищу, из шкур шьют одежду и обувь.
Также саамы занимались охотой на диких зверей – лосей, оленей, волков, тюленей и других лесных и морских обитателей, ловлей рыбы в озерах и реках.
Основным материалом для одежды саамов служили оленьи шкуры и шкуры морских животных.
Одежда саамов была практична и удобна для занятий охотой и рыбной ловлей.
Саамы украшали практически все виды изделий: одежду, домашнюю утварь, орудия труда и промысла.
Для украшения они использовали меховую мозаику, бисер, цветное сукно, узорное вязание, плетение из бересты и древесных корней, резьбу по дереву и кости.
В пищу саамы обычно употребляли кроме оленины также рыбу и ягоды – морошку, воронику, бруснику.
Сказки саамов – майнс – разнообразны по содержанию, но наиболее известны сказки о медведе-оборотне Тале и маленьких человечках Чахклях, живущих под землей.
Сампо-Лопаренок
Саамские мифы и легенды называются – ловта. Наиболее известен миф о Мяндаше, олене – человеке, которого саамы считают прародителем своего народа, научившим их искусству охоты.
Жизнь и творчество посвятила своему народу первая саамская поэтесса Октябрина Воронова.
В своих стихах Октябрина Воронова воспевала красоту родного края и традиции саамского народа.
Основными местами проживания российских саамов являются село Ловозеро и посёлок Ревда, которые находятся в центре Кольского полуострова.
Также саамы проживают в Швеции, Норвегии и Финляндии.
Саамский флаг состоит из четырёх цветов традиционной одежды: синего, красного, жёлтого и зелёного – по количеству стран, в которых живут саамы.
6 февраля саамы отмечают свой национальный праздник.