12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шорохова Антонина Евгеньевна35
Воспитатель ГПД. Педстаж 35 лет. Из них 26 лет работаю воспитателем в коррекционной (адаптированной) школе-интернате.
Россия, Новгородская обл., п. Кулотино, Окуловского района

Зеленый наряд Земли.

Цель: расширять у детей знания и представления о растениях;

развивать связную речь, обогащать словарный запас;

коррекция слухового восприятия на основе упражнений на внимание.

Ход занятия:

1. - Ребята, сейчас я вам загадаю загадки-складки и загадки-обманки. Вы будьте внимательны, отвечать можно хором.

(Приложение 1)

- Растения также называют ФЛОРА. ФЛОРА - имя древнеримской богини цветов, весны, юности.

2. - Из игры вы поняли, что на занятии разговор у нас пойдет о растениях.

На предыдущих занятиях мы с вами говорили о многообразии растений, о том, как они дышат и питаются, как размножаются.

Ботаники насчитывают около 500 тысяч различных растений.

И сегодня на занятии мы должны ответить на вопросы:

- Какую пользу приносят растения?

- Нуждаются ли они в нашей защите?

- И что мы можем сделать, чтобы сохранить растительный мир?

- Сейчас мы с вами построим схему значения растений для человека.

(Приложение 2. Воспитатель помогает детям с помощью наглядного материала и вопросов построить схему)

- Но на этом не исчерпывается роль растений в природе:

Растения защищают почвы, на которых растут, от разрушения ветрами и водами.

Они сберегают полноводность рек и препятствуют наводнению.

Влияют на климат, делают его более благоприятным.

Очищают воздух от пыли и вредных промышленных газов.

Создают красоту вокруг нас, её надо только увидеть.

- Прочитайте пословицу, как об этом в народе говорится: «Растения - земли украшения»

3. - К сожалению, растения сейчас находятся в большой опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы, воды и воздуха.

- Что человечество делает для того, чтобы остановить этот процесс?

(Создана Красная книга, заповедники, заказники и т.д., строятся очистные сооружения, экологически чистые производства)

4. - Что каждый из вас может сделать для охраны растений?

Давайте прочитаем «Правила друзей природы».

(Приложение 3. Дети по очереди читают, воспитатель комментирует)

1). Сбор дикорастущих растений для букетов - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, нанесённый при этом растительному миру, не заслуживает внимания.

Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах часто посещаемых людьми. Жертвами нашей любви к цветам стали не только изначально редкие растения (ныне многие из них оказались на страницах «Красной книги»), но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие, как ландыш, колокольчик, ветреница.

- Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашей группы сорвал по 5 штук? А если не 5, а 10?

- Какой вывод можно сделать?

Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает группа - любителей «скромных букетов».

Запомните, выросший на лугу цветок находится «у себя дома», он связан с другими обитателями леса. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появятся плоды с семенами. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения.

- Имеем ли мы право, срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?

Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

2). Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Часть растений нужно оставлять в природе.

Лекарственные растения - ценнейшее богатства. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

3). Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина - вытаптывание.

В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

5. - Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Выбери правила вежливости».

Я вам раздам 5 карточек с правилами. Прочитайте вслух только те, которые вы возьмете для себя.

(Приложение 4)

6. - Ответили мы с вами на поставленные вопросы?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

Приложение 1.

Загадки - складки и загадки - обманки.

Растительный мир.

Они бываю разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творения,

Зовем мы их ... (растения)

«Все растительность, друзья,

- говорит нам Лора,-

Словом названа одним,

Это слово - ... (Флора)

Белое платье, серёжки, как слёзки.

Так наряжаются только ... (берёзки)

Платья не шьют нам эти иголки

Эти иголки - на ветках у ... (ёлки)

Зимний корм и витамины

Птицам - ягоды ...(рябины)

Придорожный лекарь - кожник

Лечит ранки ... (подорожник)

Ох, шутник он и затейник,

Прицепился к нам ... (репейник)

Очень уж травка эта строптива:

Жжет и кусает больно ... (крапива)

Я, ребята, удивлён:

Нам рубашки дарит ... (лён)

Поле золотое - в день не обойдешь,

В поле, словно море, колосится ... (рожь)

Для чая и кваса, знают ребята,

Есть в огороде душистая ... (мята)

Бутон - для красы, шипы - для угрозы,

Цветка не найти красивее ... (розы)

В пышный белый сарафанчик

Нарядился ... (одуванчик)

Хоть и радует он взор,

Есть опасно ... (мухомор)

Веселая компания, удвой своё внимание.

Раньше рифма помогала, а теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись, на крючок не попадись!

В лес берём мы пять лукошек,

Чтоб собрать побольше ... (не кошек, а грибов)

На краю растёт обрыва

В колких иглах, в шишках ... (не ива, а ель, сосна)

Крона от ягод вся уж красна,

Очень красива, стала ... (не сосна, а рябина)

Пишут в каждой детской книжке,

Что растут на дубе ... (не шишки, а желуди)

С яблони что-то упало на нас.

Это, скорее всего, ... (не ананас, а яблоко)

Ловко лезет на забор,

Весь в стручках уж ... (не помидор, а горох)

Ветка нам стучит в окошко,

А на ней весит ... (не картошка, а яблоко, груша)

На ветру дрожит осина -

С них слетают ... ( не апельсины, а листья)

Красные шляпки, белые точки,

Детки, не рвите эти ... (не цветочки, а мухоморы)

Приложение 2.

Схема значения растений для человека.

(Используемая наглядность)

Пища (картинки с овощами, фруктами, грибами, злаками)

 

Лекарства (гербарии лекарственных растений, настойки

валерианы, календулы)

Топливо (книга Е. Пермяка «От костра до котла»)

Косметика (духи, туалетная вода, шампуни, крема)

Парфюмерия

Бумага (образцы бумаги)

Сырьё для тканей (альбом с образцами тканей,

Искусственный шелк картинки льна, хлопка)

«Лёгкие» планеты (схема питания растений)

 

Зелёный наряд планеты (фотографии)

Приложение 4.

Игра «Выбери правила вежливости».

(на карточках)

1. Всякие растения важны - всякие растения нужны. Каждый из них делает в природе своё дело.

2. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

3. В лесу можно поиграть: листья побросать, венки сплести, букеты нарвать.

Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

4. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное никому не мешать.

5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Опубликовано в группе «Материалы для работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.